Дело №2-67/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома «28» марта 2016 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Соколова Н.В.
при секретаре Жигоцкой Л.Н.,
с участием прокурора Герасимова С.А.,
истца Павлова Д.А.,
представителя третьего лица Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №3 Королевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело прокурора Чухломского района в интересах Павлова Д.А. к Администрации Чухломского муниципального района Костромской области об обязании предоставить изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чухломского района в интересах Павлова Д.А. обратился в суд с заявлением о возложении на ответчика обязанности предоставить Павлову Д.А. с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Чухломского муниципального района, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивировал следующим.
Прокуратурой Чухломского района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлено, что лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1, не имеет жилого помещения.
Установлено, что Павлов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты>№ мать Павлова Д.А. -П.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с информацией нотариуса Чухломского нотариального округа от 08.02.2016 № 43, наследственного дела к имуществу П.Т.А.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Решением Чухломского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец - П.А.М. лишен родительских прав.
Приказом МТОСЗН, ОиП № 3 от ДД.ММ.ГГГГ№Ш.В.А. над несовершеннолетним Павловым Д.А. установлено попечительство.
Согласно приказу начальника Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Павлов Д.А. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом начальника МТОСЗН, ОиП №3 от ДД.ММ.ГГГГ№ выплата Ш.В.А. денежных средств на содержание Павлова Д.А. прекращена.
В соответствии со справкой ГПКО «Костромаоблкадастр» от 09.02.2016 года, сведений о регистрации права собственности на строения, помещения на территории <адрес> и Чухломского района Павлов Д.А., П.А.М.., П.Т.А. отделение не имеет.
Согласно справке ГПКО «Костромаоблкадастр» от 09.02.2016 года, квартира № дома № по <адрес> зарегистрирована на Ш.О.А...
Согласно выписке из ЕГРП о правах лица на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.02.2016, правообладателем объекта по адресу: Костромская область, <адрес> является Г.А.Ю..
В соответствии с выпиской из ЕГРП о правах лица на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем объекта по адресу: <адрес> является Ш.О.А..
Согласно уведомлениям из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о правах лиц на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости у Павлова Д.А., П.А.М.., П.Т.А.. отсутствуют.
В соответствии со справкой из ОГБПОУ «<данные изъяты>» Павлов Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> по профессии «<данные изъяты>».
Согласно информации из МТОСЗГН, ОиП № 3, до получения статуса оставшегося без попечения родителей Павлов Д.А. проживал с родителями и был зарегистрирован по адресу: <адрес> квартире, принадлежащей на праве собственности его бабушке Ш.В.А.. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> За Павловым Д.А. жилое помещение не закреплялось и не предоставлялось.
Таким образом, Павлов Д.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, достиг 18-го возраста, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, ином законном основании и пригодного для проживания не имеет.
Согласно ч. 1 ст. 155.3. Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч.1 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу подпункта 14.2. пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4- ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 19 указанного закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Закона Костромской области от 23.12.2014 года № 620-5-ЗКО (в редакции от 25.12.2015 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу требований статьи 3 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом постоянного проживания Павлова Д.А. является Чухломский муниципальный район.
Таким образом, имеющиеся нарушения законодательства ущемляют его право на получение гарантируемой государством социальной помощи.
В последствии прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области предоставить Павлову Д.А. с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования. Пояснил, что он в собственности не имеет жилья, органами местного самоуправления ему не предоставлялось жилье. Также пояснил, что желает проживать на территории городского поселения город Чухлома.
Представитель третьего лица Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №3 в судебном заседании не возражал в удовлетворении исковых требований прокурора.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на исковое заявление следует, что Администрация Чухломского муниципального района Костромской области не признает исковые требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Костромской области от 29.12.2014 года N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 вышеуказанного Закона Костромской области органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны использовать выделенные для осуществления переданных государственных полномочий финансовые средства по целевому назначению. Однако в 2016 году из областного бюджета бюджету Чухломского муниципального района дополнительно передано 2 вида субвенций:
- на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседателя - 12,9 тыс.руб.;
- на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году - 663 тыс.руб. Указанный перечень и объем субвенций может быть уточнен по мере принимаемых соответствующих законов Костромской области и передачи полномочий и финансовых ресурсов из областного бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 28.11.2015 года) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 15.02.2016 года) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;
3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
В силу ст.5 вышеуказанного Закона Костромской области финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций.
Таким образом, реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в Костромской области возложена на органы местного самоуправления по месту жительства указанных лиц.
Согласно копии свидетельства о рождении Павлов Д.А. родился ДД.ММ.ГГГГ; в качестве родителей записаны П.А.М. и П.Т.А. (л.д.15).
Копией свидетельства о смерти подтверждается, что П.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Заочным решением Чухломского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГП.А.М. лишен родительских прав в отношении сына Павлова Д.А. (л.д.20-22).
Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №3 от 03.04.2012 года № над Павловым д.А. было установлено попечительство (л.д.23).
На основании приказа Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Павлов Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из справки ОГБПОУ «<данные изъяты>» следует, что Павлов Д.А. обучался в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).
Из сообщения органа опеки и попечительства в прокуратуру Чухломского района следует, что Павлов Д.А. получил статус оставшегося без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ. До получения данного статуса он проживал с родителями и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а именно в квартире, принадлежащей на праве собственности его бабушке, Ш.В.А.. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Павлов Д.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. При установлении статуса Павлова Д.А., как оставшегося без попечения родителей, жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось в связи с тем, что родители не имели муниципального жилого помещения и помещения принадлежащего им на праве собственности. Павлов Д.А. был зарегистрирован по адресу <адрес> на жилой площади, принадлежащей на праве собственности тёте Ш.О.А.. Попечительство над Павловым Д.А. прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением им возраста совершеннолетия. В настоящее время за Павловым Д.А. жилое помещение как за лицом из числа детей-сирот жилое помещение не закреплялось и ему не предоставлялось (л.д.17).
Согласно уведомлениям Филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об имеющихся у Павлова Д.А., П.Т.А.П.А.М.. объектах недвижимого имущества (л.д.40-42).
Из изложенного следует, что Павлов Д.А. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
До настоящего времени жилое помещение Администрацией Чухломского муниципального района истцу не предоставлено, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Ссылка представителя ответчика об отсутствии денежных средств для исполнения обязанности по предоставлению жилья ввиду того, что Администрацией Костромской области не выплачиваются субвенции для этих целей является несостоятельной.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области предоставить Павлову Д.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Н.В. Соколов
Решение изготовлено в окончательной форме 28 марта 2016 года