дело № 2-67/2021 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
26 марта 2021 года | п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего Ярушиной А.А. при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б. с участием:
представителя истца администрации Суксунского городского округа Пермского края, действующей по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Суксунского городского округа Пермского края к ФИО2 о прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности на земельные участки и нежилые помещения, возложении обязанности по передаче земельных участков и нежилых помещений многоквартирных домов,
установил:
администрация Суксунского городского округа Пермского края обратилась в суд с иском к ФИО2, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, о прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности на земельные участки и нежилые помещения, возложении обязанности по передаче земельных участков и нежилых помещений многоквартирных домов
В обоснование иска указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Суксунского городского поселения ФИО2 было выдано разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Суксунского городского поселения ФИО2 было выдано разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и управлением территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района был заключен муниципальный контракт № на приобретение у ФИО2 жилых помещений в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно контракту, ФИО2 необходимо было построить многоквартирный дом, руководствуясь в ходе строительства техническим заданием, которое было приложено к контракту и передать заказчику работ определенное количество жилых квадратных метров. Цена контракта составила <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и управлением территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района был заключен муниципальный контракт № на приобретение у ФИО2 жилых помещений в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно контракту, ФИО2 необходимо было построить многоквартирный дом, руководствуясь в ходе строительства техническим заданием, которое было приложено к контракту и передать заказчику работ определенное количество жилых квадратных метров. Цена контракта составила <данные изъяты>
По обоим муниципальным контрактам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ при строительстве, необходимо было руководствоваться техническим заданием, которое являлось приложением к контрактам. Проектов для строительства указанных домов не требовалось. После заключения муниципальных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в соответствии с техническим заданием было осуществлено строительство домов. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был построен ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ, а многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ.
Контроль за соответствием вводимых в эксплуатацию указанных домов осуществлялся должностными лицами Администрации Суксунского городского поселения. Многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, не подлежали контролю со стороны государственного строительного надзора.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ДД.ММ.ГГГГ№, утвержден состав комиссии по контролю за качеством жилья, строящегося или приобретаемого у застройщиков, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и решения конфликтных ситуаций, связанных с качеством жилья, построенного и приобретенного у застройщиков в рамках реализации адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (далее по тексту - Комиссия).
ДД.ММ.ГГГГ в результате выездного обследования Комиссией многоквартирных домов по адресу: <адрес>, выявлен ряд дефектов, не позволяющих сделать заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов, проектной документации, выявлены замечания противопожарного характера, по результатам обследования Комиссией был составлен протокол.
После устранения ИП ФИО2 указанных в протоколе недостатков, ДД.ММ.ГГГГ в результате повторного выездного обследования Комиссией был составлен протокол, согласно которому выявлен ряд не устраненных недостатков.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по вопросам качества жилых помещений, представленных гражданам при реализации муниципальной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Суксунского городского поселения проведено выездное обследование построенного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, которой принято решение о соответствии указанного дома требованиям технических регламентов и требованиям противопожарного характера (были представлены необходимые документы). При осмотре квартир многоквартирного дома выявлены нарушения, которые было указано устранить до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе данного выездного обследования Комиссией установлено, что нарушения, выявленные в ходе выездного обследования Комиссией по осуществлению общественного контроля ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, к ДД.ММ.ГГГГ были устранены в большей степени, и выявленные дефекты не препятствовали комиссии прийти к выводу о соответствии указанного дома требованиям технических регламентов.
Оба многоквартирных дома были введены в эксплуатацию на основании выданных Администрацией Суксунского муниципального района разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№ и Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№). Приобретенные квартиры Администрации Суксунского муниципального района были переданы согласно передаточным актам. В счет оплаты по указанным контрактам Администрация Суксунского района перечислила ФИО2 денежные средства в сумме <данные изъяты> и <данные изъяты>
По вышеуказанным муниципальным контрактам в собственность муниципального образования Суксунское городское поселение было приобретено: 13 квартир общей площадью 487 кв.м., в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на общую сумму <данные изъяты>; 15 квартир общей площадью 453.8 кв.м. - в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на общую сумму <данные изъяты>
В вышеуказанные дома переселены 68 граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными. В процессе эксплуатации гражданами указанных жилых помещений выявлялись недостатки, большая часть которых устранялась в рамках гарантийного срока застройщиком ФИО2
В 2019 году Администрацией Суксунского муниципального района был заключен муниципальный контракт на проведение экспертизы в отношении вышеуказанных домов. Экспертиза по результатам визуального обследования здания по адресу: <адрес>, была проведена ООО «Майолика», согласно заключению данной экспертизы, указанный дом построен с многочисленными нарушениями действующих строительных норм и правил, здание находится в ограниченно - работоспособном техническом состоянии. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ на основании заключений межведомственной комиссии, созданной приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации Суксунского муниципального района жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания людей (Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании помещений, расположенных адресу: <адрес>, непригодными для проживания» и Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании помещений, расположенных адресу: <адрес>, непригодными для проживания»).
Администрацией Суксунского муниципального района разработана и утверждена Муниципальная программа Суксунского городского округа «Приобретение в собственность муниципального образования «Суксунский городской округ» объектов муниципального жилищного фонда в 2020-2022 годах» в целях увеличения специализированного жилищного фонда муниципального образования «Суксунский городской округ», а также увеличения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Суксунский городской округ» для последующей реализации вопросов местного значения в части улучшения жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального образования «Суксунский городской округ», в том числе в ветхом аварийном жилье.
В рамках указанной Программы, в том числе, было предусмотрено расселение граждан из непригодного жилищного фонда <адрес>), в частности, 68 граждан из 27 непригодных жилых помещений, общей площадью <данные изъяты>., путем предоставления социальной выплаты собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся по адресу: <адрес> либо путем приобретения жилых помещений для предоставления на условиях договора социального найма гражданам, проживающим в многоквартирных домах, отказавшимся от предоставления им социальной выплаты.
Расселение в ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось с привлечением бюджетных средств Пермского края и бюджета Суксунского городского округа на общую сумму <данные изъяты>
за счет средств бюджета Суксунского городского округа <данные изъяты>
за счет средств бюджета Пермского края <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ межу Администрацией Суксунского муниципального района и Министерством строительства Пермского края было заключено Соглашение № о предоставления субсидии из бюджета Пермского края бюджету Суксунского муниципального района на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного жилищного фонда <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства строительства за № Бюджету Суксунского муниципального района предоставлена субсидия из бюджета Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению граждан из непригодного жилищного фонда (<адрес>) путем предоставления социальной выплаты собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты>
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем предоставления социальной выплаты собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся по адресу: <адрес>, расселено 27 квартир.
Истец на основании выписок из ЕГРН является собственником 27 жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся по адресу: <адрес>
Ответчик ФИО2 на основании выписок из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ является собственником следующего недвижимого имущества:
помещения (котельной), назначение: нежилое, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, общая площадь, 7.3 кв.м. адрес объекта: <адрес>, пгт Суксун, <адрес>;
помещения, назначение: нежилое, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, общая площадь, 7.8 кв.м. адрес объекта: <адрес>
нежилого помещения (котельной), назначение: нежилое, общая площадь, 6.8 кв.м. адрес объекта: <адрес>;
нежилого помещения, назначение: нежилое, общая площадь, 10.8 кв.м. адрес объекта: <адрес>;
нежилого помещения, назначение: нежилое, общая площадь, 3,3 кв.м. адрес объекта: <адрес>
земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м. адрес<адрес>
земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м. адрес: <адрес>
Поскольку нежилые помещения (коридоры) многоквартирных домов не имеют самостоятельного назначения, предназначены для прохода к другим помещениям, то являются общим имуществом собственников помещений в данных многоквартирных домах.
Согласно подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Вышеуказанные многоквартирные дома вводились в эксплуатацию как единые объекты недвижимости с нежилыми помещениями (котельными), строительство которых, как самостоятельных объектов недвижимости, не производилось (Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ выданного Управлением территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района), поэтому, нежилые помещения (котельные) и оборудование в них относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Соответственно нежилые помещения (котельные) и находящееся в них оборудование необходимы для эксплуатации вышеназванных домов, предназначены для обслуживания всех помещений и служат для функционирования теплоисточника данных домов.
Общее имущество многоквартирного дома должно находиться в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, следует судьбе такого помещения и не может находиться в собственности иного лица (иных лиц) (статья 290 ГК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ Ответчику была направлена претензия о передаче земельных участков с кадастровыми номерами №, № общего имущества (коридоры, котельные), относящихся к многоквартирным жилым домам в собственность муниципального образования «Суксунский городской округ» (Исх. №), полученная им ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ на вышеуказанную претензию в адрес истца не поступил.
В соответствии с п.1.5. муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, одновременно с возникновением права собственности на квартиры Истцу в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации передается право собственности на долю в общем имуществе многоквартирных домах, в которых расположены Квартиры, в том числе на земельные участки, на которых расположены данные многоквартирные дома.
До настоящего момента, земельные участки с кадастровыми номерами №, №, общее имущество, в частности коридоры, котельные в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в собственность муниципального образования «Суксунский городской округ» не переданы.
В связи с изложенным, ссылаясь на положения ст. 289, 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», просит прекратить право собственности ФИО2 на:
помещение (котельная), кадастровый № назначение: нежилое, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, общая площадь, 7.3 кв.м., адрес объекта: <адрес>
помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь 7.8 кв.м., адрес объекта: <адрес>
нежилое помещение (котельная), кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 6.8 кв.м., адрес объекта: <адрес>
нежилое помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 10.8 кв.м., адрес объекта: <адрес>
нежилое помещение, кадастровый № назначение: нежилое, общая площадь, 3,3 кв.м., адрес объекта: <адрес>
земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м., адрес: <адрес>, <адрес>;
земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м., адрес: <адрес>, признав право собственности на указанные объекты недвижимости, а также на помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, общая площадь, 7.8 кв.м., адрес объекта: <адрес> МО «Суксунский городской округ». Обязать ответчика передать вышеуказанные объекты недвижимости муниципальному образованию «Суксунский городской округ» в лице Администрации Суксунского городского округа <адрес> в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.
Определением Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по требованию Администрации Суксунского городского округа Пермского края к ФИО2 о признании права собственности на помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь 7.8 кв.м., адрес объекта<адрес> прекращено в связи с отказом истца от указанного требования и принятии отказа судом.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивала, с учетом их изменения, в полном объеме.
Ответчик ФИО2, надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в него не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, судебное заседание проведено в его отсутствие. Ранее в судебном заседании иск не признал, пояснил, что указанное имущество администрация должна у него купить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра в Пермском крае, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Согласно ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1).
В силу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).
В пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указано, что в состав общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Встроенные, пристроенные и крышные котельные и установки для нужд отопления и горячего водоснабжения, согласно п. 15 приложения № 1 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России), относятся к специальным общедомовым техническим устройствам.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» (далее - Постановление № 64) к общему имуществу в здании относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления №64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В пункте 9 Постановления № 64 разъяснено, что в судебном порядке рассматриваются споры о признании права общей долевой собственности на общее имущество здания, в том числе в случаях, когда в реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности на указанное имущество.
Основаниями для государственной регистрации прекращения прав на недвижимое имущество являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (п.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В соответствии с пунктом 2 статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
Как установлено судом и следует их материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и управлением территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района был заключен муниципальный контракт № на приобретение у ФИО2 жилых помещений в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно контракту, ФИО2 необходимо было построить многоквартирный дом, руководствуясь в ходе строительства техническим заданием, которое было приложено к контракту, и передать заказчику работ определенное количество жилых квадратных метров, а именно 11 квартир в доме по адресу: <адрес> (л.д.101-109,т.1).
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и управлением территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района был заключен муниципальный контракт № на приобретение у ФИО2 жилых помещений в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно контракту ФИО2 необходимо было построить многоквартирный дом, руководствуясь в ходе строительства техническим заданием, которое было приложено к контракту и передать заказчику работ определенное количество жилых квадратных метров, а именно: 14 квартир в доме по адресу: <адрес> 2 квартиры по адресу <адрес> (л.д.110-118, т.1).
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ за № построенный объект капитального строительства - многоквартирной жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-82,т.1).
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ за № построенный объект капитального строительства – многоквартирной жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78-80,т.1).
В настоящее время администрация Суксунского городского округа Пермского края является собственником 13 квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> собственником 15 квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.145-193,т.1).
В вышеуказанные дома переселены 68 граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, что подтверждается, в частности, представленными договорами мены от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 209-221,т.2).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Суксунского муниципального района поступили коллективные обращения жильцов указанных выше многоквартирных домов с просьбой о проведении экспертизы в отношении указанных домов в связи с выявившимися многочисленными недостатками при их эксплуатации (л.д.222-226, т.2).
В 2019 году по заказу Администрации Суксунского муниципального района ООО «Майолика» была проведена экспертиза в отношении вышеуказанных домов по адресу: <адрес>, согласно заключений которой, указанные дома построены с многочисленными нарушениями действующих строительных норм и правил, здания находится в ограниченно - работоспособном техническом состоянии (л.д.84-96, 200-222,т.1).
Согласно заключениям от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания (л.д. 14-58,139-144, т.1).
Согласно постановлению Администрации Суксунского муниципального района от 26.12.2019 № 638 «О признании помещений, расположенных адресу: <адрес>, непригодными для проживания» и постановлению Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании помещений, расположенных адресу: <адрес>, непригодными для проживания» жилые помещения, расположенные в вышеуказанных многоквартирных домах, признаны непригодными для проживания (л.д.97-98,т.1).
Как следует из иска и не оспорено ответчиком, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем предоставления социальной выплаты собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся по адресу: <адрес> муниципальным образованием расселено 27 квартир, что подтверждается, в частности, договором от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.203-208,т.2).
Как следует из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Суксунский городской округ» является собственником 28 жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся по адресу: <адрес> (л.д.145-187,т.1).
Как следует из пояснений по иску представителя третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю, в ЕГРН в отношении объектов недвижимого имущества имеются следующие записи: многоквартирный дом общей площадью 502,3 кв.м. кадастровый № по адресу<адрес>; многоквартирный дом общей площадью 502,1 кв.м. кадастровый № по адресу: <адрес> (л.д.24-27,т.2).
Ответчик ФИО2 на основании выписок из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, а также пояснений Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, подтвердившего актуальность указанных записей в ЕГРН, является собственником следующих объектов недвижимости:
помещение (котельная), кадастровый №, назначение: нежилое, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, общая площадь, 7,3 кв.м. адрес объекта: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, протокол заседания комиссии по проведению итогов торгов (аукциона) и определения победителя от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.234-236,т.1);
нежилое помещение (котельная), кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 6,8 кв.м. адрес объекта: <адрес> на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.228-230,т.1);
нежилое помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 10,8 кв.м. адрес объекта: <адрес> на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.231-233,т.1);
нежилое помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 3,3 кв.м. адрес объекта: <адрес> основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.179-181, т.1);
земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м. адрес: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, протокол заседания комиссии по проведению итогов торгов (аукциона) и определения победителя от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.188-193,т.1);
земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м. адрес: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, протокол заседания комиссии по проведению итогов торгов (аукциона) и определения победителя от ДД.ММ.ГГГГ№(л.д.241-246,т.1).
Определяя принадлежность спорных помещений и земельных участков к общему имуществу многоквартирного дома, суд исходит из следующего.
Как указано выше и следует из выписок из ЕГРН, разрешенное использование земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №: для строительства многоквартирного жилого дома. Указанное разрешенное использование было установлено распоряжениями комитета имущественных отношений Администрации Суксунского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО2 (л.д.125,135.т.2).
В силу п. 1.5 муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ и муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ одновременно с возникновением права собственности на квартиры покупателю в соответствии с пунктом 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ передается право собственности на долю в общем имуществе многоквартирного дома, в котором расположены квартиры, в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (л.д.101,110,т.1).
В представленном техническом плане здания, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, нежилые помещения площадью 7,8 кв.м. и 7,3 кв.м. указаны как общее имущество в многоквартирном доме, при этом из заключения кадастрового инженера следует, что 2 нежилых помещения в указанном многоквартирном доме котельная и коридор составляют общее имущество в многоквартирном доме (л.д.83-84,т.2).
В представленном техническом плане здания, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, нежилые помещения площадью 3,3 кв.м., 6,8 кв.м. и 10,8 кв.м. указаны как общее имущество в многоквартирном доме, при этом из заключения кадастрового инженера следует, что 3 нежилых помещения в указанном многоквартирном доме котельная и 2 коридора составляют общее имущество в многоквартирном доме (л.д.37-39,т.2).
Заказчиком данных кадастровых работ являлся ответчик ФИО2 (л.д. 29,74, т.2).
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении помещения (котельная), кадастровый №, ее назначение указано: нежилое, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (л.д.235,т.1).
То обстоятельство, что котельные в многоквартирных домах по адресу: <адрес> предназначены лишь для теплоснабжения указанных жилых домов, подтверждается информацией Пермского филиала АО «Газпром газораспределение Пермь» от 26.03.2021г. № ПР-779, в соответствии с которой, газовые котельные, расположенные по адресу: <адрес> согласно выполненной проектной документации, предусмотрены для теплоснабжения жилых домов в <адрес> (л.д.197,т.2).
Таким образом, учитывая, что истец является собственником всех жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: <адрес> а спорное недвижимое имущество, как установлено судом, относится к общему имуществу многоквартирного дома, за ним, в силу положений ст. 289 ГК РФ, ст. 290 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ должно быть признано право собственности на спорное имущество, как общее имущество собственников многоквартирного дома, право же собственности ответчика ФИО2 на указанное недвижимое имущество подлежит прекращению в силу ст. 238 ГК РФ, поскольку в силу указанных правовых норм, данное недвижимое имущество, являющееся, как указано выше, общим имуществом собственников многоквартирного дома, не может принадлежать ответчику.
Что касается требования истца о возложении на ответчика обязанности по передаче земельных участков и нежилых помещений многоквартирных домов, суд исходит из следующего.
В обоснование данного требования истец не ссылается на наличие каких-либо препятствий в пользовании им указанным имуществом, на которое он просит признать за собой право собственности.
Между тем, как установлено судом, истец является собственником всех жилых помещений в спорных домах, именно у него находятся ключи от подъездов многоквартирных домов, на что указано представителем истца. При направлении претензии (л.д.99, т.1) ответчику истец также не указал на то обстоятельство, что ответчик чинит какие-либо препятствия в пользовании, в том числе общедомовым имуществом. При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований в данной части надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
прекратить право собственности ФИО2 на:
помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, общая площадь, 7.3 кв.м., адрес объекта: <адрес>
нежилое помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 6.8 кв.м., адрес объекта: <адрес>
нежилое помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 10.8 кв.м., адрес объекта: <адрес>
нежилое помещение, кадастровый №, назначение: нежилое, общая площадь, 3,3 кв.м., адрес объекта: <адрес>
земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м., адрес: <адрес>
земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки, общая площадь, 750,0 кв.м., адрес: <адрес> признав право собственности на указанные объекты недвижимости за муниципальным образованием «Суксунский городской округ».
В удовлетворении требований в остальной части истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий | А.А. Ярушина | |
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ