ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-68 от 01.02.2011 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Советский районный суд г. Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Советский районный суд г. Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

1 февраля 2011 года г.Тулы

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Исаковской Э.Л.,

при секретаре Франк М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/12 по исковому заявлению Калининой Жанны Владимировны к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

Калинина Ж.В. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка, мотивируя свои требования тем, что Постановлением Главы администрации города Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был предоставлен в аренду на десять лет для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1113 +- 12 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, находящийся примерно в 26 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ; -а. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области заключен договор № аренды земельного участка, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ Согласно пункту 1.1 указанного договора, его предметом является земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1113 кв.м., который арендодатель предоставляет из земель поселения города Тула, а ФИО4 (арендатор) принимает в аренду. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Калининой Ж.В., было заключено соглашение о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного в УФРС по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым ФИО4 (арендатор) передала, а Калинина Ж.В. (новый арендатор) приняла на себя права и обязанности в отношении вышеуказанного земельного участка по договору аренды. Пункт 2.1 вышеуказанного договора аренды предусматривает, что земельный участок предоставляется арендатору для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома. В соответствии с пунктом 4.3 данного договора размер арендной платы определяется на основании государственных и муниципальных нормативных правовых актов. Согласно расчету арендной платы, прилагаемому к договору, размер арендной платы исчисляется, исходя из ставки земельного налога в год, умноженной на площадь земельного участка, и составляет 1149,73 рублей. В силу пункта 4.5 договора аренды в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора на основании нормативных актов, изменяющих порядок исчисления арендной платы и (или) отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы. В сентябре 2011 г. Калинина Ж.В., получила письмо Министерства №35-01-14/8529 от 15.11.2010, из которого ей стало известно, что на основании Закона Тульской области № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области» произведена оценка стоимости арендной платы по договору № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы вышеуказанного земельного участка составляет 116053 рубля в год. Истица обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений с просьбой изменить размере арендной платы, однако до настоящего времени согласие не достигнуто. Считает, что изменение арендной платы в указанном размере незаконным и нарушающим её права, поскольку из кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером № относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым при определении арендной платы независимо от вида публичной собственности на землю должны соблюдаться принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Поскольку земельный участок предоставлен Калининой Ж.А. для индивидуального жилищного строительства, при определении размера арендной платы должен соблюдаться один из основных принципов, установленных вышеназванным Постановлением, а именно принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога. На основании изложенного, просила суд внести изменения в п. 4.5 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнив его следующим абзацем: «Размер арендной платы устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в пределах, не превышающих размер земельного налога».

В судебном заседании истица Калинина Ж.В. и её представитель в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Матвеева С.Д. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Бодрова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области исполняется заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и Калининой Ж.В. договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1113 кв.м, расположенного по адресу: , 20-а (участок находится примерно в 26м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ; , ), для строительства индивидуального жилого дома. Письмом от 15.11.2010г. № 35-01-14/8529 Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области проинформировал истца о том, что в соответствии с п. 4.3, п. 4.5, п. 4.6, п. 4.8 договора аренды, на основании Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области » произведена оценка стоимости арендной платы по данному договору независимым оценщиком. В соответствии с отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата по договору аренды составляет 116053 рубля в год. Указанный размер арендной платы применяется с момента получения арендатором уведомления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. Согласно пункту 1 Правил они регулируют отношения, возникающие при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. В связи с чем, указанные Правила не распространяются на правоотношения, возникающие при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с изложенным, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Тульской области, регулируется не Правилами, а должен определяться в соответствии с положениями пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 13, статьи 7 Закона Тульской области от 12.11.2007 № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области». Статьями 7, 13 указанного Закона Тульской области установлено, что размер арендной платы при предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду определяется на основании независимой оценки, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Таким образом, размер арендной платы по договору с Калининой Ж.В.определен в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, оснований ставить под сомнение результат независимой оценки не имеется.

Выслушав объяснение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к мнению, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Постановлением Главы администрации города Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был предоставлен в аренду на десять лет для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1113 +- 12 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, находящийся примерно в 26 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира:  ; -а.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Комитетом имущественных и земельных отношений г.Тулы заключен договор № аренды земельного участка, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 1.1 указанного договора, его предметом является земельный участок с кадастровым номером 71:30:08 04 11:0045, площадью 1113 кв.м., расположенный по адресу: , 20-а (участок находится примерно в 26м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ; -а), который арендодатель предоставляет из земель поселения города Тула, а ФИО4 (арендатор) принимает в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Калининой Ж.В., было заключено соглашение о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного в УФРС по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО4 (арендатор) передала, а Калинина Ж.В. (новый арендатор) приняла на себя права и обязанности в отношении вышеуказанного земельного участка по договору аренды. Данное соглашение зарегистрировано в УФРС по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ

Пункт 2.1 вышеуказанного договора аренды предусматривает, что земельный участок предоставляется арендатору для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома.

В соответствии с пунктом 4.3 данного договора размер арендной платы определяется на основании государственных и муниципальных нормативных правовых актов. Согласно расчету арендной платы, прилагаемому к договору, размер арендной платы исчисляется, исходя из ставки земельного налога в год, умноженной на площадь земельного участка, и составляет 1149,73 рублей.

В силу пункта 4.5 договора аренды в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора на основании нормативных актов, изменяющих порядок исчисления арендной платы и (или) отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы.

Из кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером № № относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

В сентябре 2011 г. Калинина Ж.В., получила письмо Министерства № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого ей стало известно, что на основании Закона Тульской области № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области» произведена оценка стоимости арендной платы по договору № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы вышеуказанного земельного участка составляет 116053 рубля в год.

Не согласившись с указанным в письме размером арендной платы, истица обращалась в Министерство имущественных и земельных отношений с просьбой изменить указанный размер, однако до настоящего времени соглашение не достигнуто. Данное обстоятельство в ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось.

В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым при определении арендной платы независимо от вида публичной собственности на землю должны соблюдаться принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Утвержденные данным Постановлением основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, распространяются на земельные участки независимо от целей использования.

Увеличивая размер арендной платы предоставленного истице земельного участка на основании отчета № от ДД.ММ.ГГГГ по оценке размера арендной платы при предоставлении в аренду земельного участка, Департамент (в настоящее время Министерство) имущественных и земельных отношений Тульской области не дал оценки характеру постановления Правительства Российской Федерации №582 и обязательности его положений в той части, в которой данным постановлением определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Между тем, проанализировав вышеуказанное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582, суд приходит к выводу, что размер арендной платы при аренде государственных и муниципальных участков является регулируемой ценой, а потому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с даты вступления нормативного акта, установившего иной размер этой платы.

При этом, несмотря на то, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:08 04 11:0045 был заключен до вступления в законную силу вышеназванного Постановления Правительства, суд принимает во внимание пункт 4.5 данного договора аренды, предусматривающий право арендодателя на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке, и приходит к выводу, что поскольку увеличение арендной платы было произведено после вступления Постановления Правительства Российской Федерации №582 в законную силу, ее измененный размер должен быть определен в соответствии с принципами, установленными данным Постановлением.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу пункта 4.5 договора аренды, заключенного между сторонами, основаниями изменения арендной платы являются нормативные акты, изменяющие порядок исчисления арендной платы и (или)отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы.

Действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. N 582 года не распространяется на заключенные до принятия данного постановления договоры аренды земельных участков. Однако в случае, если договором предусмотрена возможность изменения размера арендной платы арендодателем, новый размер арендной платы должен быть определен по правилам, установленным указанным постановлением.

Таким образом, учитывая, что договор аренды ДД.ММ.ГГГГ, содержит пункт 4.5., который предусматривает возможность изменения размера арендной платы арендодателем, суд находит требования Калининой Ж.В.о внесении изменений в данный договор в части установления размера арендной платы по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582, подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, собственность на спорный земельный участок не разграничена и порядок определения размера арендной платы установлен Законом Тульской области от 12.11.2007 № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области», суд находит ошибочными.

В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В соответствии с абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 21.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вопросы, касающиеся определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 «Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ» установлены обязательные для всех уровней власти основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, учитывая, что на основании договора аренды земельный участок Калининой Ж.В. предоставлен для индивидуального строительства, суд полагает, что один из основных принципов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, а именно, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, должен быть применим в данном случае.

В соответствии с Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области -городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется Администрацией Тульской области.

Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником со стороны арендодателя по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Калининой Ж.В. о внесении изменения в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Калининой Жанны Владимировны к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о внесении изменений в договор аренды земельного участка, удовлетворить.

Внести изменения в пункт 4.5 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнив его следующим абзацем: «Размер арендной платы устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Э.Л. Исаковская

Копия верна Судья