ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6804/2016 от 15.12.2016 Ангарского городского суда (Иркутская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2016 года Ангарский городской суд Иркутской области председательствующим судьей Леоновой И.Н., при секретаре Устиненко Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-6804/2016 по иску Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» к ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» (далее - ОГКУ УСЗН) к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.2016 в сумме 53 772, 55 рублей, и в виде единовременного пособия при рождении ребенка в размере 34794, 72 рублей. В обоснование иска истец указал, что указанные пособия были выплачены ответчику на двоих детей в связи с поступившим от него заявлением 17.12.2015 года в ОГКУ УСЗН. При подаче заявления был предоставлен пакет документов, содержащий сведения о том, что ФИО2 и ФИО1 нигде не трудоустроены и не являются индивидуальными предпринимателями. В связи с чем истцом были вынесены решения о назначении ответчику мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за двумя детьми и в виде единовременного пособия при рождении детей. Однако в дальнейшем 10.03.2016 года при повторном обращении в ОГКУ УСЗН ответчик предоставил справку от 10.03.2016года, содержащую сведения о месте работы и доходах, а также свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2, с которой ФИО1 состоял в трудовых отношениях с сентября 2015 года.

Согласно требованиям Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального пособия РФ от 23.12.2009 №1012н, ежемесячное пособие по уходу за ребенком работающим гражданам назначается и выплачивается по месту работы. В связи с чем ответчик данные пособия должен получать по месту работы.

ФИО1 необоснованно зачислено пособие по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.2016 в сумме 53 772, 55 рублей.

Кроме того, ответчику необоснованно назначена мера социальной поддержки в виде единовременного пособия при рождении ребенка в размере 34794, 72 рублей.

Согласно п.п.25, 27 данного Порядка право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей, которое выплачивается по месту работы, а если родители не работают, то такое пособие назначается и выплачивается через органы соцзащиты населения по месту жительства.

Истец считает, что в соответствии с Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» указанные пособия ответчику излишне выплачены по его вине, в связи с чем должны быть возмещены ответчиком в пользу ОГКУ УСЗН.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, настаивала на заявленных исковых требованиях, просила суд удовлетворить иск в полном объеме, пояснения дала аналогично доводам иска.

Ответчик ФИО1 не признал исковые требования, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснил, что на момент обращения с заявлением к истцу о выплате пособий на детей 17.12.2015года он не работал, единовременное пособие и ежемесячные пособия на детей ему выплачены обоснованно. В трудовых отношениях он не состоял, справка от 10.03.2016года, содержащая сведения о месте его работы и доходах, предоставлена была в ОГКУ УСЗН для других целей и не должна была учитываться в данном случае. Представлено письменное возражение на иск, которое приобщено к материалам дела.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании заявления, поддержала доводы ответчика, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив представленные по делу сторонами доказательства, суд находит исковое заявление ОГКУ УСЗН обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах обязательного социального страхования" видом социальных страховых рисков является, в том числе, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Согласно части 1.1 статьи 7 и пунктов 7 и 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ видом социальных страховых рисков является, в том числе, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Согласно ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" одними из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, являются ежемесячное пособие по уходу за ребенком и пособие при рождении ребенка.

Согласно п.п.5 — 8 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 04.05.2016) "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий.

В соответствии с пп. «д» п.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях).

Судом установлено, что 17.12.2015 года в ОГКУ УСЗН обратился ФИО1 с заявлениями о назначении мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за двумя детьми ФИО5 и ФИО5 и в виде единовременного пособия при рождении детей. При подаче заявлений им был предоставлен пакет документов, содержащий сведения о том, что ФИО2 и ФИО1 нигде не трудоустроены и не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Решениями Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» №2330 и №2334 от 22.12.2015 года назначена ответчику ФИО1 мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком - ФИО5 и ФИО5

Согласно личному делу, ФИО1 был предупрежден о предоставлении заведомо ложных сведений и уведомлен об ответственности за предоставление ложной информации, недостоверных сведений, сокрытии данных, влекущих изменение (прекращение) предоставления меры социальной поддержки.

Однако 10.03.2016 года при повторном обращении в ОГКУ УСЗН ответчик предоставил справку №1 от 10.03.2016 года, содержащую сведения о месте работы у ИП ФИО2 и его доходах, а также свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2

Согласно справке №1 от 10.03.2016 года, выданной ИП ФИО2, ФИО1 с 01.09.2015 года неофициально работает в должности водителя-экспедитора и его заработная плата за последние 6 месяцев (с сентября 2015 по февраль 2016 гг.) составляет 48000 рублей.

Также согласно справке №2 от 10.03.2016 года, выданной ИП ФИО2, что ФИО2 является индивидуальным предпринимателем и её доход за вычетом налогов за последние 6 месяцев (с сентября 2015 по февраль 2016 гг.) составляет 104340 рублей.

Таким образом, доводы ответчика и его представителя о том, что ФИО1 на момент обращения с заявлением 17.12.2015 года в ОГКУ УСЗН не был трудоустроен и нигде не работал, а также справка №1 от 10.03.2016 года не является надлежащим документом для прекращения выплаты социального пособия по уходу за ребенком - ФИО5 и ФИО5, необоснованные. Поскольку не опровергаются материалами дела. Указанная справка является официальным документом, имеет подпись и печать ИП ФИО2

Согласно подп. «а» п.45 Порядка и условий ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту работы, или по подп. «в» в органах социальной защиты населения по месту жительства на случай нетрудоустройства.

В связи с тем, что ответчиком при обращении в ОГКУ УСЗН были предоставлены недостоверные сведения о его трудовой деятельности, ФИО1 необоснованно зачислено ОГКУ УСЗН пособие по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ года по 31.03.2016 года в сумме 53772, 55 рублей. В данном случае ответчик должен получать такое пособие по месту работы.

Решениями Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» №1136 от 29.03.2016 года прекращены с 01.04.2016 года ответчику ФИО1 выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком - ФИО5 и ФИО5, по причине трудоустройства.

Данные решения ответчиком не оспорены, факт прекращения выплат ежемесячных пособий по уходу за ребенком - ФИО5 и ФИО5 с 01.04.2016 года он не оспаривает.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что пособие по уходу за ребенком выплачивается полностью за счет средств ФСС РФ (ст. 4 Закона N 81-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, пп. "а" п. 59 Порядка назначения и выплаты государственных пособий), но вместе с тем назначить, исчислить и выдать пособие своим работникам обязан работодатель (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, пп. "а" п. 45 Порядка назначения и выплаты государственных пособий). В связи с чем доводы истца в части необоснованности зачисления ОГКУ УСЗН ответчику пособия по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ года по 31.03.2016 года в сумме 53772, 55 рублей являются состоятельными, требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

Кроме того, на основании заявления ФИО1 от 17.12.2015 года на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременного пособия при рождении ребенка в соответствии с Федеральным закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" решениями Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» №2323, №2327 от 22.12.2015 года ответчику назначена мера социальной поддержки в виде единовременного пособия при рождении ребенка на детей ФИО5 и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

В связи с чем ответчику было выплачено пособие при рождении ребенка в размере 34794,72 рублей.

В соответствии с п.25 Порядка и условий право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Согласно п.27 Порядка и условий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу в органах, указанных в подпункте "в" пункта 29 настоящего Порядка, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).

В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.

В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.

Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).

В связи с тем, что ответчиком были предоставлены ложные сведения в ОГКУ УСЗН о трудоустройстве и ОГКУ УСЗН выплачено ответчику пособие при рождении ребенка в размере 34794,72 рублей, но в соответствии со справкой. №1 от 10.03.2016 года, выданной ИП ФИО2, ФИО1 с 01.09.2015 года неофициально работал в должности водителя-экспедитора и имел в период с сентября 2015 по февраль 2016 гг. заработок, а мать детей ФИО2 является индивидуальным предпринимателем и имела в этот же период доход, то истец обоснованно заявил требования о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы в виде пособия при рождении ребенка в размере 34794,72 рублей.

Согласно части 1 статьи 19 Закона N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Таким образом, при повторном обращении ответчика в ОГКУ УСЗН и предоставлении справки от 10.03.2016 года, содержащую сведения о месте его работы и доходах за спорный период ОГКУ УСЗН обоснованно были проверены сведения, поданные ответчиком 17.12.2015 года для назначения и выплаты пособий по уходу за ребенком и единовременного пособия по рождению детей.

Доводы ответчика и его представителя о необоснованности действий истца и отсутствии прав для проверки предоставленных ответчиком сведений о его трудоустройстве, поскольку в трудовой книжке сведений о трудоустройстве ответчика не имеется, за него ИП ФИО2 сведения в пенсионный орган, Фонд социального страхования и налоговый орган не подавались, судом не могут быть приняты во внимание.

Согласно справке №1 от 10.03.2016 года, предоставленной ИП ФИО2 в ОГКУ УСЗН, ФИО1 с 01.09.2015 года трудоустроен в качестве водителя-экспедитора и получал заработную плату с сентября 2015 по февраль 2016 гг., которая составила 48000 рублей.

В силу части 2 статьи 19 Закона N 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Оценивая представленные по делу доказательства и анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, взыскании с ответчика ФИО1 в пользу Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» денежные средства, полученные в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.2016 в сумме 53 772, 55 рублей, денежные средства, полученные в виде единовременного пособия при рождении ребенка в размере 34794, 72 рублей.

Согласно ст. ст.88, 98 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ФИО1 в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2857,01 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» к ФИО1 о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ...» денежные средства, полученные в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.2016 в сумме 53772, 55 рублей, денежные средства, полученные в виде единовременного пособия при рождении ребенка в размере 34794, 72 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета госпошлину в размере 2857,01 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения, т.е. 22.12.2016 года.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>