ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6806/2016 от 18.11.2016 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата<адрес>

Фрунзенский районный суд <адрес> края в составе председательствующего и.о. судьи Гершкович Н.Г., при секретаре Кижуновой ФИО1

С участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО1,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению МВД России по <адрес> ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по <адрес> о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконным отказа в трудоустройстве, возложении обязанности к заключению трудового контракта о прохождении службы, компенсации морального вреда, судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению МВД России по <адрес>, ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по <адрес> о восстановлении на службе, признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконным отказа в трудоустройстве, возложении обязанности принять на службу, об оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Затем изменил исковые требования к Управлению ФСКН России по <адрес> на признание незаконным приказа об увольнении, возложении обязанности изменить формулировку основания увольнения, компенсации морального вреда, судебных расходов; к Управлению МВД России по <адрес> на признание незаконным отказа в трудоустройстве, возложение обязанности по заключению трудового контракта о прохождении службы с дата в должности, соответствующей его образованию, ранее присвоенному специальному званию, с учетом ранее занимаемой должности и опыта работы, в подразделениях внутренних дел, расположенных в пределах населенных пунктов, где истец ранее проходил службу, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование указал, что дата он проходил государственную службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в должности оперуполномоченного Артемовского межрайонного отдела Управления ФСКН России по <адрес>. Приказом и.о. начальника ФСКН России по <адрес>-лс от дата он был уволен со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и исключен из списка сотрудников наркоконтроля с дата

Считает увольнение по такому основанию незаконным, так как его должность как и вся штатная численность была передана в УМВД России по <адрес>, он изъявил желание продолжить службу в органах внутренних дел, его должны были уволить по п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган.

Считает, что в соответствии с п.б ст.4 Указа Президента Российской Федерации от дата N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" его должны принять на службу в УМВД России по <адрес> переводом из Управления ФСКН России по <адрес> на должность, соответствующую его образованию, ранее присвоенному специальному званию, в подразделениях внутренних дел, расположенных в пределах населенных пунктов, где истец ранее проходил службу.

Однако УМВД России по <адрес>, как правопреемник ФСКН России по <адрес> не предложило ему вакантные должности, не приняло его на службу на вакантную должность, несмотря на наличие таковой. На его заявление с приложением анкеты, ответили отказом, он попал в списки «не рекомендованных к переводу сотрудников» без всякого обоснования.

Исковые требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в общей сумме 30 000 рублей, мотивирует утратой работы со стабильным, заработком, позволявшим содержать семью.

Просит так же взыскать расходы на услуги представителя в размере 25 000 рублей, 1400 рублей за оформление доверенности.

Истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца поддержал уточненные исковые требования, представил рекомендационное письмо департамента государственной службы и кадров направленное в адрес территориальных органов МВД России для использования в служебной деятельности «О некоторых вопросах реализации Указа Президента РФ от датаг. …».

Пояснил, что считает увольнение незаконным, поскольку оно произведено с нарушением действующего законодательства. В связи с Указом Президента РФ от датаг. "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" истца должны были уволить переводом, то есть по п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом в другой государственный орган. Указал, что истец имеет юридическое образование, считает отказ в приеме на службу по причине совершенных административных правонарушениях не основанным на законе..

Представитель ответчика ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения, в которых указал, что ФИО1, был ознакомлен с Указом Президента РФ , приказом ФСКН России, с приказом управления о проведении организационно-штатных мероприятий и был зачислен в распоряжение управления с исполнением обязанностей по ранее занимаемой должности сроком до трех месяцев, затем выведен из штата с дата. Истец был предупрежден о предстоящем увольнении за 2 месяца, с ним была проведена беседа, в ходе которой ему разъяснены порядок получения социальных выплат, социальные гарантии и возможность увольнения по другим основаниям, которые имелись у него ко дню увольнения. Должностей, которые они могли бы предложить ФИО1, не имелось в связи с полной ликвидацией организации. Так как рапорт об увольнении по другим основаниям от ФИО1, не поступил, он был уволен приказом управления от дата-лс. В связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Представитель ответчика УМВД России по <адрес> иск не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что обязанность принимать истца на службу у них отсутствовала. Так как на службу внутренних дел вправе поступать граждане, способные по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника внутренних дел, а ФИО1 неоднократно, а именно 35 аз привлекался к административной ответственности, при этом 22 из назначенных ему штрафов не оплачено. Таким образом истец не мог претендовать на замещение должности в органах внутренних дел, где соблюдение законодательства является основополагающим принципом деятельности.

В судебном заседании дополнительно пояснил, что полагает отказ принять истца на службу законным, так как от «наркоконтроля» передана только штатная численность, но не сотрудники. Обязанности принимать на службу истца у них не было.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от дата N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Из данного Указа не следует, что ФСКН фактически было реорганизовано путем присоединения к МВД.

Из распоряжения Правительства РФ от дата N 1026-р (ред. от дата) «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФСКН России», следует, что во исполнение данного Указа Президента РФ установлены сроки проведения ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН России, включая ее территориальных органов.

В судебном заседании установлено, и это не оспаривалось истцом, что Управление ФСКН России по <адрес> находится в стадии ликвидации, работает ликвидационная комиссия, которая и определена в качестве ответчика по настоящему иску. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации предусмотрены ст.180 Трудового кодекса РФ.

Правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотиков определены Положением о правоохранительной службе в указанных органах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от дата

В соответствии с подпунктом 6 пункта 142 данного Положения сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Пункт 67 названного Положения предусматривает, что при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов наркоконтроля, сотрудники для их последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев в порядке, определяемом директором ФСКН России.

Согласно пункту 150 вышеназванного Положения сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения.

Основания для признания приказа и.о. начальника ФСКН России по <адрес>-лс от дата в части увольнения истца незаконным, судом не установлены, поскольку нарушения в процедуре увольнения истца со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий судом отсутствуют. ФИО1 был ознакомлен с Указом Президента РФ , с приказом управления о проведении организационно-штатных мероприятий за 2 месяца до увольнения, причитающиеся ему пособия при увольнении начислены. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истец предупрежден об увольнении за два месяца.

Истцом оспаривается законность увольнения в связи с тем, что ему не предложена другая имеющаяся работа. При этом он не оспаривает отсутствие таких должностей в ФСКН России по <адрес>, но считает, что другая работа ему должна быть предложена в УМВД России по <адрес>, куда его должны были принять на службу переводом.

В соответствии с п.4 подп. б) Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 , сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

Кроме того, из системного анализа текста Указа, предусматривающего присвоение специальных званий сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, сотрудник наркоконтроля не может быть автоматически переведен на службу в органы внутренних дел на иную должность, чем та, которая соответствует должности, которую он занимал в ФСКН.

Согласно ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (п. 5 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса).

Перевод на другую работу требует согласия трех сторон: самого работника, а также обоих работодателей.

Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абзаца второго ч. 1 ст. 22 ТК РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Методические рекомендации Департамента государственной службы и кадров в адрес территориальных органов МВД России для использования в служебной деятельности «О некоторых вопросах реализации Указа Президента РФ от датаг. …» в п.5 так же содержит указание о направлении письма об увольнении в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в отношении сотрудника органа наркоконтроля, в отношении которого органом внутренних дел принято положительное решение о приеме на службу.

Таким образом, УМВД России по <адрес> как работодатель свободно в выборе сотрудников, заключение трудового договора с конкретным лицом является правом, а не обязанностью работодателя.

Свое право не принимать истца на службу данный ответчик обосновал неоднократным привлечением ФИО1 к административной ответственности.

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от дата N 342-ФЗ).

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от дата N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от дата N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от дата N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт "а" пункт 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N 1377).

Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от дата N 1138, было предусмотрено, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.

На основании приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от дата N 883 приказ МВД России от дата N 1138 утратил силу. При этом пунктом 2 приказа от дата N 883 предусмотрено, что до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе МВД России следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от дата (протокол N 21), установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны среди прочего соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы (подпункт "ж" пункта 11 Типового кодекса).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от дата N 7-П; определения от дата N 460-О, от дата N 566-О-О, от дата N 1547-О-О и от дата N 1405-О).

По данным информационно- поисковой системы УГИБДД УМВД России по <адрес> по состоянию на датаФИО1 к административной ответственности по линии ГИБДД на территории <адрес> привлекался, в ДТП участвовал. Суду представлен список этих нарушений, который состоит 35 пунктов.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным отказа в трудоустройстве ФИО1, возложения обязанности на УМВД России по <адрес> принять ФИО1 на службу.

В связи с тем, что судом не установлено нарушения ответчиками конституционных и трудовых прав ФИО1, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 237 ТК РФ, для взыскания в его пользу компенсации морального вреда, основания, предусмотренного ст. 98 ГПК РФ, для возмещения ему судебных издержек.

При отсутствии оснований для удовлетворения основных исковых требований, не подлежат удовлетворению и требования об оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В исковых требованиях ФИО1 к Управлению МВД России по <адрес>, ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по <адрес> о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконным отказа в трудоустройстве, возложении обязанности к заключению трудового контракта о прохождении службы, компенсации морального вреда, судебных издержек - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца, путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд <адрес>.

Решение в окончательном виде изготовлено дата.

председательствующий Н.Г. Гершкович