ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-680/17 от 31.10.2017 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-680/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Большой Камень 31 октября 2017года

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Шамхаловой Т. М.,

при секретаре Нестеренко А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожко Татьяны Ивановны к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Рожко Татьяна Ивановна обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Большой Камень о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Требования мотивирует тем, что в период с 26 августа 1995 года по 05 октября 2016 года она работала в должности директора муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 городского округа Большой Камень.

В 1997 году истице Рожко Т.И. было предоставлено в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было приобретено Управлением народного образования администрации <адрес>; в этой квартире она проживает до настоящего времени.

Постановлением администрации городского округа Большой Камень №89 от 17.02.2003 года данная квартира была отнесена к служебному жилому фонду отдела народного образования администрации г.Большой Камень на основании письма комитета по управлению муниципальным имуществом от 06.02.2003года, письма отдела народного образования №724.

Постановлением администрации городского округа Большой Камень №473 от 14.07.2003 года указанное жилое помещение предоставлено истице Рожко Т.И. в пользование; 15.07.2003 года истице был выдан служебный ордер № 776.

12.05.2017 года истца обратилась в администрацию городского округа Большой Камень с заявлением о заключении договора приватизации указанного жилого помещения.

Письмом администрации городского округа от 23.05.2017 года №05/19-352 Рожко Т.И. отказано по тем основаниям, что занимаемая квартира имеет статус служебного жилого помещения, в отношении которого заключение договора приватизации невозможно в силу ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Истец полагает такой отказ незаконным, ссылается на ст. 101 ЖК РФ РСФСР, действующую на период предоставления жилого помещения, и определявшую, что жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Полагает, что на момент предоставления истцу спорной квартиры, она не имела статуса служебного жилого помещения, так как соответствующее решение органов исполнительной власти города не принималось.

Кроме того, указывает, что в силу закона, после принятия решения о включении жилой площади в служебный жилой фонд, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости, а согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, запись о наличии у спорной квартиры статуса служебная в реестр не внесена. В связи с изложенным, считает отказ администрации городского округа в передаче спорной квартиры в собственность истца по закону о приватизации незаконным, просит признать за ней право собственности на <адрес>, расположенную по <адрес>, в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Рожко Т.И. и ее представитель на основании доверенности Марасева Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель администрации городского округа Большой Камень Приморского края Коршунова А.Е. возражала против иска по тем основаниям, что спорная квартира имеет статус служебной, поэтому в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежит приватизации. Полагает, что доводы истицы о том, что спорное жилое помещение на момент предоставления ей не имело статуса служебного, являются необоснованными. В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР(на момент возникновения спорных правоотношений) право на получение жилых помещений в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном действовавшим законодательством, имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, с постановкой на учет в качестве таковых по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В рассматриваемый период полномочия по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории г. Большой Камень, осуществлял исполнительный орган местного самоуправления – администрация городского округа г.Большой Камень. Согласно ст. 31 ЖК РФ РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации; согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственных основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Никаких иных решений о предоставлении истице спорного жилого помещения, за исключением постановления от 14.07.2003 года №473 о предоставлении служебного жилого помещения(спорного), администрацией города не принималось, истица не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Большой Камень. В связи с изложенным, считает, что до 14.07.2003 г. истица не приобретала право на вселение в спорное жилое помещение в предусмотренном законом порядке, утверждение о предоставлении ей жилого помещения в 1997 г. не подтверждено доказательствами. Спорное жилое помещение согласно требований действующего законодательства(ст. ст. 101 и 105 ЖК РСФСР) было включено в число служебных постановлением администрации г. Большой Камень № 89 от 17.02.2003 года; решение о предоставлении истице Рожко Т.И. спорного жилого помещения в качестве служебного было принято совместно отделом народного образования(учреждением, в ведении которого находилось служебное жилое помещение) и горкомом профсоюза работников образования от 04.06.2003года; учитывая, что квартира была предоставлена истице как служебная в связи с трудовыми отношениями с Управлением образования г. Большой Камень, и решения о снятии статуса жилого помещения «служебное» собственником - администрацией г.Большой Камень не принималось, полагает в силу ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорная квартира приватизации не подлежит. Просила в удовлетворении иска отказать.

Определением суда от 13.07.2017года к участию в деле привлечено Управление образования администрации городского округа Большой Камень в качестве третьего лица.

Представитель Управления образования, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон по существу спора, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Исходя из приведенных выше норм жилищного законодательства и, учитывая период возникновения правоотношений сторон, при разрешении настоящего спора подлежат применению как нормы Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения прав истца на спорное жилое помещение, так и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года.

Частью 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры Рожко Т.И., предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР, частью 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 12 "Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Таким образом, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Как установлено судом, жилое помещение – двухкомнатная муниципальная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, предоставлено Рожко Т.И. в связи трудовыми отношениями в качестве директора муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 3 г. Большой Камень, на состав семьи из двух человек, на основании постановления администрации г. Большой Камень от 14 июля 2003 года № 473.

15 июля 2003 года администрацией г. Большой Камень истице Рожко Т.И. был выдан служебный ордер № 776 на право вселения в данную квартиру.

Из дела усматривается, что спорная квартира была приобретена за счет бюджетных средств города Управлением народного образования г. Большой Камень на основании договора купли-продажи от 04 октября 1995 года.

Администрацией г. Большой Камень было издано распоряжение № 521 от 10.10.1995 года «О приобретении жилья». Согласно данного постановления, в связи с назначением на должность директора БСШ № 3 Рожко Т.И. и необходимостью ее переезда из Партизанского района, разрешено городскому управлению народного образования приобрести квартиру и выделить ее директору большекаменской школы № 3.

Постановлением администрации г. Большой Камень от 30 апреля 1997 года № 5 было предписано всем муниципальным предприятиям и учреждениям провести инвентаризацию основных и оборотных средств; предоставить акты инвентаризации в комитет по управлению имуществом г.Большой Камень, по вновь приобретенным средствам за счет бюджетных средств представить в комитет документы для включения в реестр муниципального имущества.

14 ноября 2001 года Отделу народного образования администрации г.Большой Камень выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанную квартиру( серии ) на праве оперативного управления.

Распоряжением администрации г. Большой Камень от 06.11.2002года № 587-р на отдел народного образования администрации г. Большой Камень возложена обязанность передать в муниципальную собственность приобретенную в 1995 году за счет бюджетных средств <адрес>.

22 ноября 2002года согласно акта приема-передачи указанная квартира передана комитету по управлению муниципальным имуществом г. Большой Камень.

17 января 2003года зарегистрирована муниципальная собственность <адрес>(свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением администрации г. Большой Камень № 89 от 17.02.2003 года данная квартира была отнесена к служебному жилищному фонду отдела народного образования администрации г.Большой Камень на основании письма комитета по управлению муниципальным имуществом от 06.02.2003года, письма отдела народного образования(ОНО) № 724 от 14.12.2001 года, из содержания которого следует, что начальник ОНО просит принять в муниципальный жилой фонд 2-х комнатную квартиру по <адрес>, приобретенную в 1995 году за бюджетные денежные средства, и придать ей статус служебного жилья с последующим закреплением этого жилья за отделом народного образования и регистрацией в данной квартире директора школы № 3 Рожко Т.И., фактически проживающей в данной квартире с 1995года.

В деле также представлены: выписка из совместного решения отдела народного образования и горкома профсоюза работников образования от 04.06.2003года о предоставлении служебного жилья Рожко Т.И., директору школы № 3, на состав семьи 3 человека(включая мужа и сына) в отношении спорной квартиры; заявление Рожко Т.И. от 09.07.2003года, в котором она просит предоставить ей служебную квартиру на территории г. Большой Камень на состав семьи 2 человека, включая ее и мужа.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Управления Росреестра по Приморскому краю, на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, в реестре зарегистрировано право муниципальной собственности г.Большой Камень( № регистрационной записи от ДД.ММ.ГГГГ).

12.05.2017 года истца обратилась в администрацию городского округа Большой Камень с заявлением о заключении договора приватизации указанного жилого помещения.

Письмом администрации городского округа от 23.05.2017 года №05/19-352 ей отказано по тем основаниям, что занимаемая квартира имеет статус служебного жилого помещения.

Разрешая спор, суд исходит из того, что при принятии спорной квартиры

в муниципальную собственность статус служебного жилого помещения сохранен.

Учитывая, что спорная квартира включена в число служебных в установленном законом порядке - на основании постановления администрации г. Большой Камень № 89 от 17.02.2003 года, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания квартиры жилым помещением, относящимся к жилищному фонду социального использования.

Заслушанные в судебном заседании в качестве свидетелей Селезнева О.Н. и Вавулина Н.Е. пояснили, что в 90-е годы за счет бюджетных средств городского округа приобретались квартиры для работников Управления образования г. Большой Камень, не обеспеченных жилыми помещениями и состоящими на учете(в списке очередников Управления образования) нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а для директора средней школы № 3 – Рожко Т.И. двухкомнатная <адрес>, была приобретена на основании распоряжения администрации г.Большой Камень, так как Рожко Т.И. не состояла на учете нуждающихся в жилье.

Положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно положений статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку спорное жилое помещение предоставлялось истице как работнику народного образования на основании договора найма служебного жилого помещения на время исполнения ею трудовых обязанностей. Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется. Решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Рожко Т.И. на условиях социального найма органом местного самоуправления не принималось. Проживание Рожко Т.И. в этом жилом помещении с 1997 года не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа. Договор найма служебного жилого помещения, заключенный с истицей при выдаче ей служебного ордера от 15.07.2003года № 776, Рожко Т.И. в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.

С учетом приведенного правового обоснования и установленных обстоятельств, судом отклоняются доводы истца о том, что спорное жилое помещение не является служебным, поскольку не зарегистрировано как служебное и не включено в число служебных жилых помещений, как того требуют Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а использовалось на условиях социального найма.

Статус спорного жилого помещения после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 год) не изменился, в связи с чем на него распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом наниматель знал о предоставлении ему данного жилого помещения именно как служебного и был с этим согласен.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Рожко Татьяны Ивановны к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 05 ноября 2017года, с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд(с приложением копий по числу участвующих лиц). Срок апелляционного обжалования - с 06.11.2017года по 06.12.2017года.

Председательствующий Т. М. Шамхалова