Дело № 2-680/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., при секретаре Кадыровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Воронцовой Евгении Александровны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска о признании незаконным решения, обязании удовлетворить заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала,
УСТАНОВИЛ:
Воронцова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска о признании незаконным решения, обязании удовлетворить заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в обоснование, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> 05.10.2017 г. она обратилась в ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий, а именно, на оплату реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) без привлечения строительной организации в сумме не более 50% средств материнского (семейного) капитала в сумме 216503 руб. Однако 27.10.2017 г. ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием в предоставленных документах разрешения на строительство (реконструкцию) жилья. Считает данный отказ незаконным и нарушающим её право на распоряжение средствами материнского капитала. Просит признать незаконным решение ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска № от 27.10.2017 г. об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязать ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска удовлетворить ее заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 05.10.2017 г.
В судебном заседании истец Воронцова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца Махиня Е.А. (в соответствии с полномочиями доверенности) исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска Галицкая Н.Н. (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указав, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 256 от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. В данном случае истцом при подаче заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала не исполнена обязанность представить копию разрешения на строительство (реконструкцию), оформленного на лицо, получившее сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, т.е. истцом не были соблюдены необходимые условия, установленные действующим законодательством, регламентирующим порядок распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 3 ст. 7 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику) предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Пунктом 1 статьи 10 Закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путём безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путём перечисления указанных средств на банковский счёт лица, получившего сертификат.
Из содержания указанных норм следует, что владелец сертификата вправе распорядиться средствами материнского (семейного) капитала (их частью), если его участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок или строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 1.1, 1.2 ст. 10 указанного закона часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50% размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:
1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;
2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);
3) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;
4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, устанавливающие виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления по п. 6 указанных Правил, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
В соответствии с абз. 3 п. 10.2 указанных Правил в случае, если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства лицо, получившее сертификат, представляет копию разрешения на строительство, оформленного на лицо, получившее сертификат, или супруга лица, получившего сертификат.
В судебном заседании установлено, что Воронцовой Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов - садоводство, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, общей площадью 498 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № (л.д. 7).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № Воронцовой Е.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11) и декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) на праве собственности принадлежит двухэтажный жилой дом, общей площадью 30 кв.м., расположенный на участке <адрес> (л.д. 8).
29.10.2013 г. Воронцовой Е.А. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на основании решения ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 29.10.2013 г. № (л.д. 24).
05.10.2017 г. Воронцова Е.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий - на оплату реконструкции объекта ИЖС без привлечения строительной организации в сумме не более 50% средств МСК - в сумме 216503 руб.
27.10.2017 г. ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска вынесено решение об отказе Воронцовой Е.А. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала. В удовлетворении заявления Воронцовой Е.А. отказано в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 8 ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - нарушение установленного порядка подачи заявления на распоряжение МСК (отсутствует разрешение на строительство (реконструкцию) жилья) (л.д. 25).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрена возможность отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Истец считает данный отказ незаконным и нарушающим её право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Как уже указывалось выше, право собственности на жилой дом, расположенный на участке <адрес>, оформлено на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 9).
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Частью 1 ст. 25.3 ФЗ № 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 4. указанного закона документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса.
В силу ч. 1, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
При этом, согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Из материалов дела следует, что Воронцовой Е.А. осуществлено строительство жилого дома, право собственности на который зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», факт создания объекта индивидуального жилищного строительства подтвержден выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости, указанный жилой дом поставлен на кадастровый учет.
На основании статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При отсутствии иного законодательного определения приведенное определение объекта индивидуального жилищного строительства может применяться и в иных правоотношениях (за исключением требования к этажности, которое имеет отношение к решению вопросов о необходимости подготовки проектной документации и проведения ее экспертизы в целях обеспечения безопасности объекта строительства и его соответствия строительным нормам и правилам - письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 12.10.2007 г. N СП/0617 "Об объекте индивидуального жилищного строительства").
Данное понимание объекта жилищного строительства согласуется с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилой дом (равно как и часть жилого дома) является одним из видов жилых помещений (пункт 1 части 1), при этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2).
Как следует из копии паспорта с 18.06.2013 г. Воронцова Е.А. отделом № УФМС России по Омской области в ЦАО г. Омска зарегистрирована в <адрес> в указанном доме она постоянно проживает вместе с супругом и детьми (что не оспаривалось в процессе), дом является единственным жильем для неё и её семьи.
Федеральным законодательством определено место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что дом действительно построен на земельном участке категории земель – садоводство, однако возведение жилого дома на земельном участке для ведения садоводства не запрещено и в указанном случае выдачи разрешения на строительство, не требуется. С учетом действующего законодательства, дом, расположенный на участке <адрес> отнесен к категории объектов индивидуального жилищного строительства и является жилым помещением, а решение ГУ–УПФ РФ в ЦАО г. Омска № от 27.10.2017 года об отказе в удовлетворении заявления Воронцовой Е.А. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, основанное на том, что Воронцова Е.А. при подаче заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала должна была предоставить копию разрешения на строительство (реконструкцию), вынесено без учета положений ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предоставление истцом копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором построен объект индивидуального жилищного строительства, не противоречит требованиям п. 1 ч. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который не содержит запрета направления средств материнского (семейного) капитала на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с разрешенном использованием - для ведения садоводства и огородничества.
С учетом установленных обстоятельств, суд не может согласится с доводом ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска о том, что со стороны истца не выполнены требования, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ, а именно, отсутствует разрешение на строительство (реконструкцию) жилья.
При обращении в пенсионный орган истцом были предоставлены все документы, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в том числе подтверждающие право собственности как на созданный объект недвижимого имущества жилой дом, так и на земельный участок, на котором осуществлено строительство жилого дома.
Воронцова Е.А., воспользовавшись правом распорядиться материнским капиталом и обращаясь к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала, действовала в интересах всей семьи и преследовала цель, отвечающую Федеральному закону N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», направленную на улучшение жилищных условий, обеспечивающую семье достойную жизнь.
Анализируя изложенное, суд полагает необходимым признать незаконным решение ГУ–УПФ РФ в ЦАО г. Омска № от 27.10.2017 г. об отказе в удовлетворении заявления Воронцовой Е.А. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и обязать ответчика удовлетворить заявление истца о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 05.10.2017 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска № от 27.10.2017 года об отказе в удовлетворении заявления Воронцовой Евгении Александровны о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска удовлетворить заявление Воронцовой Евгении Александровны о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 05.10.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.В. Котельникова
Решение не вступило в законную силу.