УИД 65RS0011-01-2021-000553-95
Дело 2-680/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2021 года г. Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., при секретаре судебного заседания Коробовой В.В., с участием прокурора Ожог В.В., представителя ответчика ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» о возложении обязанности обеспечить пункт сосредоточения противопожарного инвентаря плугом тракторным лесным или полосопрокладывателем, грунтометом, бульдозерной навеской и др. огнетушащими орудиями с транспортными средствами, оснастить пожарную технику аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS,
У С Т А Н О В И Л:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском к ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» (далее – заповедник), указав в обоснование, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения федерального законодательства ответчиком. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167, созданная на территории заповедника Пожарно-химическая станция 1 типа не оснащена плугом тракторным лесным или полосопрокладывателем, грунтометом, бульдозерной навеской и др. огнетушащими орудиями с транспортными средствами, в нарушение пункта 85 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, используемая для тушения лесных пожаров техника не оборудована аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Аналогичные нарушения выявлялись Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора, в связи с чем, дата юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дата заповеднику выдано предписание со сроком устранения нарушений до дата , которое в рассматриваемой части нарушений не исполнено. дата прокурором внесено в адрес ответчика представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответу от дата нарушения не устранены, проводятся мероприятия по запросу денежных средств и обследованию территории на предмет возможности работы систем позиционирования на местности. В связи с не устранением нарушений до настоящего времени, учитывая, что неисполнение требований законодательства создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, лесному фонду, может причинить ущерб федеральной собственности, Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в соответствии со статьей 1, частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в иске просит суд возложить на ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить пункт сосредоточения противопожарного инвентаря плугом тракторным лесным или полосопрокладывателем, грунтометом, бульдозерной навеской и др. огнетушащими орудиями с транспортными средствами, оснастить пожарную технику аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В судебном заседании прокурор Ожог В.В. иск поддержал по указанным в нем доводам, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании выразил согласие с иском, пояснив, что ими принимаются меры к устранению выявленных нарушении, получению финансирования на эти цели, а также меры по приобретению и оснащению пожарной техники навигационным оборудованием ГЛОНАСС.
Представитель привлеченного определением суда от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, надлежаще извещенного, в суд не явился, о причинах не явки не сообщалось, об отложении слушания ходатайств не поступало, возражений на иск не представлено.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 10 февраля по дата Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» по заданию прокуратуры * от дата * проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167, пункта 85 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года *, созданная на территории заповедника Пожарно-химическая станция 1 типа не оснащена плугом тракторным лесным или полосопрокладывателем, грунтометом, бульдозерной навеской и др. огнетушащими орудиями с транспортными средствами, имеющаяся у заповедника и используемая им для тушения лесных пожаров техника не оборудована аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Указанные нарушения ранее выявлялись в ходе внеплановой проверки, проводимой Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам которой заповеднику дата выдано предписание № АТ20-02/2020 об устранении нарушений в срок дата . Кроме того, ответчик был привлечен к административной ответственности, в том числе за аналогичные нарушения, по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по * Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от дата .
дата Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» от дата по результатам рассмотрения представления следует, что нарушения будут устранены, заявка на потребность в финансировании для приобретения гусеничного снегоболотохода с противопожарным плугом подана в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации дата , подготовлена повторная заявка. Техника, предназначенная для использования при тушении пожаров, будет оснащена аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS после мероприятий по обследованию подведомственной территории на предмет возможности работы вышеуказанной аппаратуры на территории заповедника и его охранной зоны, что будет возможно по окончанию весенней распутицы.
До настоящего времени установленные прокурором нарушения заповедником не устранены.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет ФИО2 закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Настоящий ФИО2 закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 ФИО2 закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности.
Согласно преамбуле названного Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Одной из задач, возложенных на государственные природные заповедники, является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов (пункт «а» статьи 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации регулируются вопросы пожарной безопасности в лесах, согласно которой предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ВидыВиды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями ФИО2 закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу подпункта «г» пункта 4 которых меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно подпункту «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица, граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167 утверждено Положение о Пожарно-химических станциях (далее ПХС), согласно которому ПХС являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС (пункт 3 раздела I названного Положения).
ПХС оснащаются техникой, оборудованием инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории (пункт 1 раздела VI Положения).
На территории ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» создана ПХС 1 типа. Проектом освоения лесов для осуществления реакционной деятельности, разрабатываемым филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Амурлеспроект», (приложение 5.3.1) установлены требования к оснащенности пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснасткой и вспомогательными материалами, в соответствии с утвержденным Приказом Рослезхоза от дата * Положением о пожарно-химических станциях, в том числе предусмотрено наличие плуга тракторного лесного или полосопрокладывателя, грунтомета, бульдозерной навески и др. огнетушащих орудий с транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 85 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от дата *, в целях обеспечения безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара пожарная техника и оборудование оснащаются аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Таким образом, исходя из анализа приведенных норм законодательства и при установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени выявленные Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе плановой проверки нарушения заповедником не устранены, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению с возложением в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ на ответчика обязанности исполнить решение суда с момента вступления в законную силу в течение 6 месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» о возложении обязанности обеспечить пункт сосредоточения противопожарного инвентаря плугом тракторным лесным или полосопрокладывателем, грунтометом, бульдозерной навеской и др. огнетушащими орудиями с транспортными средствами, оснастить пожарную технику аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS – удовлетворить.
Возложить на ФГБУ «Государственный заповедник «Поронайский» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
– обеспечить пункт сосредоточения противопожарного инвентаря плугом тракторным лесным или полосопрокладывателем, грунтометом, бульдозерной навеской и др. огнетушащими орудиями с транспортными средствами,
– оснастить пожарную технику аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.
В мотивированное решение суда постановлено 14 июля 2021 года.
Председательствующий судья Т.В. Попова