ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-680/2021 от 11.05.2021 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело № 2 -680/2021

59RS0044-01-2021-000838-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2021 года Чусовской городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Туношенской И.О., при секретаре Толчковой И.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чусовом (межрайонное) о признании права на получение ежемесячной выплаты на ребенка

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в адрес (межрайонное) (далее УПФР) о признании за ним права на получение ежемесячной выплаты на ребенка дата года рождения, предусмотренной пп. «а» п.1 Указа Президента РФ от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки в целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей». Возложении обязанности на ответчика назначить истцу ежемесячную выплату на ребенка с момента обращения за её предоставлением, то есть с дата.

В обоснование иска указано, что истец отец троих несовершеннолетних детей: , дата г.р., , дата г.р., , дата г.р. Мать детей – лишена родительских прав, дети переданы истцу. Брак между истцом и . расторгнут дата. дата ФИО1 обратился в УПФР о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка дата года рождения. По результатам рассмотрения заявления ответчик отказал в его удовлетворении в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 09.04.2020 № 474 (несоответствие требованиям, предусмотренным п.п. 2,3 Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнских (семейный) капитал. В письме указано, что ежемесячная выплата производится только правообладателю материнского (семейного) капитала, соответственно, у истца отсутствует право на получение выплаты, так как правообладателем материнского (семейного) капитала является мать детей. Полагает, что указанное основание противоречит требованиям закона. В дата году обратилась в УПФР с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал. По результатам рассмотрения заявления УПФР было принято решение о выдаче сертификата. В этом же году распорядилась средствами материнского капитала - дата был приобретен земельный участок и жилой дом по адресу: адрес, в котором в настоящее время проживает истец с детьми. Полагает, что истец, так же как и является лицом, имевшим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, дал пояснения, полностью подтверждающие обстоятельства изложенные в иске.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что действительно, истец обратился дата в УПФР с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты на дочь . УПФР было вынесено отрицательное решение в связи с отсутствием у него права на меры государственной поддержки. Полагает, что отказ носит обоснованный характер, поскольку у истца не возникло право на материнский капитал, потому что им воспользовалась супруга ФИО3 не перешло к ФИО1 после лишения её родительских прав, поскольку средствами материнского капитала его супруга распорядилась еще в 2013 году.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» в апреле - июне 2020 г. производятся ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г.

Ежемесячные выплаты осуществляются на каждого ребенка в возрасте до трех лет, имеющего гражданство Российской Федерации;

Получатели выплат, названные в пунктах 1 и 1.1 настоящего Указа, вправе обратиться за назначением ежемесячных выплат и единовременной выплаты до 1 октября 2020 г.

Как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, дата ФИО1 обратился с заявлением к ответчику о предоставлении ежемесячной выплаты на дочь , дата года рождения.

Письмом от дата УПФР отказало ФИО1 в предоставлении единовременной выплаты. В обоснование отказа, со ссылкой на Указ Президента РФ № 249 указано, что единовременная выплата производится только правообладателю материнского капитала. Если у гражданина отсутствует право на материнский капитал (к этому случаю относится и подача заявления неправомочным лицом, например, отцом, когда правообладателем материнского капитала является мать) в удовлетворении заявления должно быть отказано. Поскольку ФИО1 в соответствии со ст. 3 Закона № 256 не относится к кругу лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, его заявление не подлежит удовлетворению (л.д....).

С данной позицией ответчика суд согласится не может.

Согласно свидетельству о рождении родителями , дата года рождения, являются ФИО1 и (л.д....).

Брак между ФИО1 и расторгнут дата (л.д....).

Решением адрес от дата . лишена родительских прав в отношении своих детей: , дата года рождения, , дата года рождения, , дата года рождения. Дети переданы отцу – ФИО1 (л.д....).

Действительно, правообладателем материнского (семейного) капитала является мать ребенка – С использованием средств материнского капитала приобретены: земельный участок и жилой дом по адресу: адрес. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно части 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 1 марта 2020 года № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала», предусматривает, что действие части 3 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции Федерального закона от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Учитывая указанные выше положения нормативных актов, учитывая, что . лишена родительских прав в отношении своих детей, дети переданы отцу – ФИО1, соответственно право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось и возникло у отца детей – ФИО1

Таким образом, отказ УПФР ФИО1 в предоставлении ежемесячной выплаты на дочь по причинам отсутствия права на ежемесячную выплату, является незаконным.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать за ФИО1 право на получение ежемесячной выплаты на ребенка , дата года рождения, предусмотренной пп. «а» п.1 Указа Президента Российской федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки в целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей».

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Чусовом Пермского края (межрайонное) назначить ФИО1 ежемесячную выплату на ребенка , дата года рождения с дата год.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Копия верна. Судья. Туношенская И.О.

Подлинное решение (определение) подшито в деле (материале) № 2-680/2021

Дело (материал) находится в Чусовском городском суде

Секретарь ________________