Дело № 2а-6810/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 декабря 2016 года г. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Федоровой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фуфаева ФИО15 об оспаривании решения Щелковского управления Социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об отказе в присвоении статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
Фуфаев ФИО16. обратился в суд с исковым заявлением к Щелковскому управлению Социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения "Многодетной семьи", обязании выдать удостоверение "Многодетной семьи" в силу Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области". В обоснование заявленных требований указал, что является отцом троих несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ним и его супругой на территории Московской области в г.Щёлково. В выдаче удостоверения многодетной семьи истцу отказано ввиду того, что его супруга – Дутчева ФИО17 имеет постоянную регистрацию в г.Москва и не имеет постоянной регистрации по месту жительства в Московской области, что является препятствием к установлению статуса «многодетная семья». Истец считает данный отказ незаконным, поскольку фактически его семья в полном составе проживает в Московской области, его жена Дутчева ФИО18 зарегистрирована по месту пребывания в г.Щёлково и не является получателем мер социальной поддержки в г.Москве.
Представитель Министерства социального развития Московской области Худовердова ФИО19. против удовлетворения иска возражала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на л.д.21-22.
Третье лицо Дутчева ФИО20 в судебное заседание не явилась, о его дате и времени извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования Фуфаева ФИО21 поддержала в полном объеме (л.д.26).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Фуфаев ФИО22 является многодетным отцом, а Дутчева ФИО23. - многодетной матерью троих детей: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО9ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГр.
Истец и члены его семьи фактически проживает по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из домовой книги, справками из ГБУЗ МО «Щелковская районная больница № 2», ООО «Семейная Клиника Здоровье», свидетельскими показаниями Терлецкой ФИО25 Сигида-Дутчевой ФИО24
При этом, мать детей – Дутчева ФИО26 имеет постоянную регистрацию по месту жительства ее родителей в <адрес>
Истец обратился в Щёлковское управление социальной защиты населения с заявлением о постановке на учет и выдаче удостоверения в подтверждение статуса «многодетной семьи». Ответом от 26.10.2016г. в удовлетворении заявления истцу отказано, поскольку его супруга имеет постоянное местожительство в г. Москва, т.е. в другом субъекте РФ.
При разрешении заявленных требований суд учитывает, что Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства Московской области от 18.04.2008 N 294/13, утратившим силу с 11.03.2016 года в связи с принятием Постановления Правительства Московской области от 11.03.2016 года N 17/7, и действовавшего на дату обращения истца с заявлением, утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.
Удостоверение согласно Порядку выдается родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.
Пунктом 3 установлено, что для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в Подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: паспорт заявителя; фотография заявителя размером 3 см x 4 см; копии свидетельств о рождении детей; копия свидетельства о регистрации либо расторжении брака; копия свидетельства об установлении отцовства; копия решения суда об усыновлении ребенка; копии документов, подтверждающих установление опеки (попечительства) над ребенком; копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; справка с места жительства детей; копия соглашения родителей о месте проживания детей.
На основании п. 5 удостоверение не выдается в случае: представления не всех необходимых документов; отсутствия у семьи статуса многодетной.
При таких обстоятельствах, установлено фактическое проживание семьи истца в жилом помещении по адресу: <адрес>; установлен факт наличия 3-х детей несовершеннолетнего возраста у истца и третьего лица, не выявлены какие-либо основания для отказа в присвоении семье истца статуса «многодетной».
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости обязания Министерства социального развития Московской области выдать Фуфаеву ФИО27 удостоверения "многодетной семьи".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фуфаева ФИО28 удовлетворить.
Признать решение Щелковского управления Социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об отказе Фуфаеву ФИО29 в присвоении статуса многодетной семьи незаконным, обязать Министерство социального развития Московской области выдать Фуфаеву ФИО30 и членам его семьи удостоверение "многодетной семьи".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Ванеева