ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6816/18 от 13.02.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

2-860/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2019 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Л.А.Аникиной

при секретаре М.В. Денисенко

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» к Управлению Алтайского края по труду и занятости населения об оспаривании решения, признании отказа мотивированным,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с данным иском к ответчику, в обоснование которого указывает, что 20.04.2016 на территории Алтайского края заключено региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 -2018 г.г., согласно которому размер минимальной заработной платы в Алтайском крае для работников внебюджетного сектора составлял 9400 руб. 22.12.2017 сторонами социального партнерства заключено дополнительное соглашение к данному региональному соглашению, которое официально опубликовано 30.12.2017, согласно допсоглашению с 01.01.2018 минимальная заработная плата в Алтайском крае с 01.01.2018 установлена в размере 10 702 руб. При этом, по состоянию на 01.01.2018 размер федерального МРОТ составил 9489 руб. 29.01.2018 истец направил в Минтрудсоцзащиту письменный отказ от присоединения к дополнительному соглашению. 28.02.2018 решением рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы в составе трехсторонней комиссии по урегулированию социально – трудовых отношений отказ общества от присоединения к дополнительному соглашению признан немотивированным и несоответствующим требованиям ст.133.1 ТК РФ. Истец полагает, что рабочая группа не правомерно признала отказ немотивированным, нарушила прав и законные интересы истца, которые выразились в автоматическом распространении на истца как на работодателя дополнительного соглашения к региональному соглашению о размере минимальной заработной плате в субъекте на период с 01.01.2018 по 01.05.2018 (до принятия ФЗ от 07.03.2018).

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит признать незаконным решение рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений управления Алтайского края по труду и занятости населения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части вывода о немотивированности поступившего отказа ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» от присоединения к дополнительному соглашению от 22.12.2017 к региональному соглашению от 20.04.2016, признать отказ истца от присоединения к дополнительному соглашению к региональному соглашению от 20.04.2016 мотивированным, взыскать судебные расходы.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Также полагала, что рабочая группа вышла за пределы своих полномочий.

Представители ответчика в судебном заседании против иска возражали. Указывают, что поскольку истцом в отказе конкретные предложения по срокам повышения минимального размера оплаты труда до уровня, установленного дополнительным соглашением, не указаны, рабочая группа 28.02.2018 приняла верное решение и в пределах своей компетенции. Кроме того, указали, что с 01.05.2018 региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 г.г. от 20.04.2016 утратило силу, предмет спора отсутствует.

Представитель третьего лица Минсоцзащиты Алтайского края в судебном заседании просила в иске отказать по доводам письменного отзыва, который приобщен в дело. Поддержала позицию, озвученную представителями ответчика в судебном заседании.

Представители третьих лиц Правительства Алтайского края, Алтайского краевого союза организаций профсоюзов в судебное заседание не явились, извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В представленных письменных отзывах просили в иске отказать.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Правовая основа формирования и деятельности краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определена законом Алтайского края от 07.10.2002 N 62-ЗС "О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Согласно ст.1 указанного закона правовую основу деятельности комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, настоящий Закон, Закон Алтайского края "О социальном партнерстве в Алтайском крае", иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Алтайского края.

Частью 1 ст.5 Закона Алтайского края от 07.10.2002 N 62-ЗС определено, что комиссия вправе вести коллективные переговоры и заключать Региональное соглашение, а также создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов.

20.04.2016 Правительство Алтайского края, с одной стороны, Алтайский краевой союз организаций профсоюзов, с другой стороны, и краевые объединения работодателей, с третьей стороны, руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", законом Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае", заключили Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 - 2018 г.г.

Действие настоящего соглашения распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Согласно п.п. 3.1.,3.1.2 соглашения, минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается: для работников внебюджетного сектора экономики - 9400 руб.

22.12.2017 сторонами заключено дополнительное соглашение к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 - 2018 г.г. от 20.04.2016, согласно которому минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается для работников внебюджетного сектора экономики с 01.01.2018 в размере 10 702 руб.

Дополнительное соглашение опубликовано 30.12.2017.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закон Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" присоединение к региональному соглашению о минимальной заработной плате осуществляется в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, с учетом части 5 настоящей статьи.

Частью 5 ст. 14 Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" установлено, что принятые сторонами соглашения, в том числе регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае, решения по итогам рассмотрения отказов работодателей от присоединения к ним (проведения консультаций с этими работодателями) оформляются в письменном виде и направляются соответствующим органом исполнительной власти Алтайского края, органом местного самоуправления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вместе с копиями отказов этих работодателей от присоединения к соглашениям.

Согласно ч. 7 ст. 133.1 ТК РФ после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Частью 8 ст. 133.1 ТК РФ установлено, что если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

Как следует из материалов дела ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» на имя заместителя Минтрудсоцзащиты Алтайского края 26.01.2018 направило отказ от присоединения к дополнительному соглашению от 22.12.2017, согласно которому указала, что в соответствии со ст.133.1 ТК РФ Общество отказывается присоединиться к соглашению на 01.01.2018 в связи с тяжелым финансовым положением предприятия за 2017 год и отсутствием достаточных денежных средств. Причинами этого явились перепроизводство сельхозпродукции на рынке, падение цен на зерно, значительные затраты на производство сельхозпродукции в составе себестоимости, а именно: увеличение цены на входящее сырье и материалы, удорожание энергоресурсов, коммунальных тарифов, ГСМ, увеличение кадастровой стоимости земли, налогового бремени и кредитной нагрузки.

В приложении к письму - отказу в соответствии со ст.133.1 ТК РФ ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» сообщило, что уровень заработной платы работников до установленного минимального размера оплаты труда в Алтайском крае по состоянию на 01.01.2018 будет пересмотрен при получении доходности по результатам уборочной компании, в декабре 2018 года.

Также сообщило, что протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзой организации, объединяющих работников предоставить не представляется возможным, в связи с его отсутствием.

Как следует из материалов дела, 28.02.2018 состоялось совместное заседание краевой рабочей группы по снижению неформальной занятости в Алтайском крае и рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений (в режиме видеоконференции).

Согласно протоколу , на повестке дня, в том числе был вопрос о присоединении работодателей к дополнительному соглашению к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 -2018 г.г. … (п.3).

Решением рабочей группы, оформленным протоколом от 28.02.2018 по спорному вопросу, приняты отказы работодателей от присоединения к дополнительному соглашению от 22.12.2017 к региональному соглашению от 20.04.2016, несоответствующими требованиям ст.133.1 ТК РФ и недостаточно мотивированными.

Рекомендовано Минтрудсоцзащите проинформировать работодателей, указанных в приложениях к протоколу ,2 о принятом рабочей группой по вопросам выплаты заработной платы в составе трехсторонней комиссии решении.

Письмом от 15.03.2018 /П/3535 Минтрудсоцзащита Алтайского края уведомила ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» о том, что отказ от присоединения к дополнительном соглашению решением рабочей группы признан немотивированным и не соответствующим требованиям ст. 133.1 ТК РФ.

Оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности принятого решения краевой рабочей группой, которым отказ ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» от присоединения к соглашению признан немотивированным.

Истцом при направлении отказа не представлено достаточно информации для признания отказа мотивированным. К отказу не предоставлено доказательств, информации, из которых можно было бы достоверно признать тяжелое финансовое положение предприятия и отсутствие достаточных денежных средств, на которое ссылается Общество.

Кроме того, из приложения к письму - отказу от 26.01.2018 не возможно сделать вывод о том, в какой срок минимальная заработная плата работников ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» будет повышена до размера, предусмотренного дополнительным соглашением к региональному соглашению, а лишь сказано, что уровень заработной платы работников будет пересмотрен при получении доходности по результатам уборочной компании, в декабре 2018.

Таким образом, суд соглашается с позицией ответчика и приходит к выводу, что истцом не исполнена обязанность, предусмотренная ч.8 ст. 133.1 ТК РФ, а именно не представлены конкретные предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением.

Довод истца о том, что у ответчика имелась возможность пригласить представителей Общества на консультацию, дать дополнительные пояснения, а им это не сделано, судом отклоняется, поскольку в силу ст.133.1 ТК РФ установлено лишь право руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Обязанность приглашать на консультацию для уполномоченного орган законом не закреплена.

В соответствии со ст.7 Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом социального партнерства и обеспечивает: 1) регулирование социально-трудовых отношений на территории Алтайского края; 2) подготовку проекта Регионального соглашения, его заключение и контроль за выполнением; 3) координацию деятельности территориальных и отраслевых комиссий.

Согласно ст.14 Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" по предложению сторон орган исполнительной власти Алтайского края или орган местного самоуправления имеют право после опубликования соответствующего соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение доводится до сведения работодателей в порядке, установленном законодательством Алтайского края, иными нормативными правовыми актами, и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатель в течение 30 календарных дней с момента доведения до его сведения предложения о присоединении к соглашению не представил мотивированный письменный отказ присоединиться к нему вместе с протоколом консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, то соглашение считается распространенным на данного работодателя со дня доведения до его сведения указанного предложения.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель (уполномоченный представитель) соответствующего органа исполнительной власти Алтайского края, органа местного самоуправления вправе пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Присоединение к региональному соглашению о минимальной заработной плате осуществляется в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, с учетом части 5 настоящей статьи.

Принятые сторонами соглашения, в том числе регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае, решения по итогам рассмотрения отказов работодателей от присоединения к ним (проведения консультаций с этими работодателями) оформляются в письменном виде и направляются соответствующим органом исполнительной власти Алтайского края, органом местного самоуправления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вместе с копиями отказов этих работодателей от присоединения к соглашениям.

Согласно разделу № 3 Регламента краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, для решения отдельных вопросов регулирования социально – трудовых отношений, проведения консультации по другим вопросам, решением комиссии образуются рабочие группы.

На рассмотрение рабочих групп вносятся материалы, поступившие в Минтрудсоцзащиту, включающие как правило, информацию и проекты решений по рассматриваемым вопросам. Решение рабочей группы считается принятым, если за него проголосовали все стороны рабочей группы большинством голосов. Протокол заседания группы, принятые решения, оформляются Минтрудсоцзащитой.

Согласно общим положениям Регламента рабочей группы по вопросам заработной платы в составе трехсторонней краевой комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, Регламент разработан краевой трехсторонней комиссией и устанавливает порядок функционирования рабочей группы по вопросам заработной платы в составе Комиссии.

Согласно п.1.9 рабочая группа наряду с иным полномочиями осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов Алтайского края в сфере оплаты труда, доводит до членов рабочей группы принятые решения, осуществляет контроль за ходом их выполнения.

Решение рабочей группы принимается открытым голосованием простым большинством голосов, оформляется протоколом. Протокол заседания в 5 дневный срок оформляется Минтрудсоцзащитой и утверждается координатором комиссии и направляется члена рабочей группы и ответственным исполнителям. Контроль за выполнением решений рабочей группы осуществляется Минтрудсоцзащитой ( раздел 4 Регламента).

Таким образом, анализируя положения Регламента рабочей группы по вопросам заработной платы в составе трехсторонней краевой комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, Регламента краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, положения Закона Алтайского края «О социальном партнерстве», который определяет порядок взаимодействия органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, иных представителей работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных представителей работников по вопросам социального партнерства, суд, вопреки доводам истца, приходит к выводу, что рабочая группа по вопросам выплаты заработной платы в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений на совместном заседании с краевой рабочей группой по снижению неформальной занятости в Алтайском крае в праве была рассматривать вопрос о присоединении работодателей к дополнительному соглашению к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 -2018 г.г. … (п.3), давать оценку отказам работодателей от присоединения к дополнительному соглашению от 22.12.2017 на предмет их соответствия ст.133.1 ТК РФ и принимать соответствующие решения по итогам рассмотрения отказов работодателей от присоединения к ним.

Проведение заседания в режиме видеоконференции ни вышеуказанными Регламентами, ни действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не запрещено.

Статьей 1 Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в ст. 1 названного закона внесены изменения, установлен минимальный размер оплаты труда с 01.05.2018 в сумме 11 163 руб. в месяц.

С 01.05.2018 региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 г.г. от 20.04.2016 утратило силу.

Истцом в настоящем судебном процессе доказательств нарушения прав оспариваемым решением не представлено.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным решения рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений управления Алтайского края по труду и занятости населения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части вывода о немотивированности поступившего отказа ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» от присоединения к дополнительному соглашению от 22.12.2017 к региональному соглашению от 20.04.2016, признании отказа истца от присоединения к дополнительному соглашению к региональному соглашению от 20.04.2016 мотивированным, удовлетворению не подлежат.

В иске ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» суд отказывает в полном объеме.

Учитывая, что в силу положений Закона Алтайского края от 07.10.2002 N 62-ЗС "О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере труда под руководством координатора Комиссии ( в настоящее время Управление Алтайского края по труду и занятости населения), организационное обеспечение рабочей группы в составе комиссии также осуществляет данный орган, координатор комиссии не представляет интересы ни одной из сторон и не наделен статусом юридического лица, надлежащим ответчиком по делу является Управление Алтайского края по труду и занятости населения.

Поскольку в иске истцу отказано, судебные расходы на основании ст.98 ГПК РФ не возмещаются.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Аникина