ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-681/2014 от 08.08.2014 Няндомского районного суда (Архангельская область)

 Дело №2-681/2014                                  КОПИЯ

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 г. Няндома                                 08 августа 2014 г.

 Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

 председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

 при секретаре Цуревской С.В.,

 с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Шадрина Р.А.,

 представителя третьего лица ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомское» по возложению обязанностей предоставить в муниципальный Совет муниципального образования «Няндомское» отчет об изменениях в реестре муниципального имущества,

 установил:

 прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Няндомское» по возложению обязанностей предоставить в муниципальный Совет муниципального образования «Няндомское» отчет об изменениях в реестре муниципального имущества за 2013 год.

 В обоснование заявления указал, что в нарушение требований закона и Устава муниципального образования «Няндомское» (далее - Устав) главой МО «Няндомское» в муниципальный Совет МО «Няндомское» не предоставлен отчет об изменении в реестре муниципального имущества, что не позволяет осуществить контроль за использованием муниципального имущества со стороны представительного органа и принять решение по исполнению бюджета поселения за 2013 год.

 В судебном заседании помощник прокурора Шадрин Р.А. требования и доводы иска полностью поддержал, дополнительно суду пояснил, что предоставленный главой поселения отчет о работе администрации органа местного самоуправления не содержит всех необходимых сведений, что противоречит действующему законодательству и не позволяет произвести представительному органу оценку деятельности муниципалитета, а также утвердить муниципальный бюджет.

 Представитель третьего лица муниципального Совета МО «Няндомское» ФИО1 доводы прокурора полностью поддержала, находила требования прокурора законными и обоснованными, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в связи с предоставлением ответчиком отчета не в полном объеме представительный орган лишен возможности проверить достоверность сведений доходной части бюджета. По указанной причине на протяжении нескольких лет доходная часть бюджета не утверждается, чем нарушаются права органа местного самоуправления и проживающих на территории Няндомского городского поселения граждан.

 Представитель ответчика глава администрации МО «Няндомское» ФИО2, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором иск не признал. В обоснование указал, что изменения, внесенные в реестр муниципального имущества администрации МО «Няндомское» в 2013 году были направлены в представительный орган, тем самым полагает, что обязательства по предоставлению отчета исполнены.

 На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

 Изучив доводы и требования заявления, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав мнение прокурора, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Положения статьи 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяют прокурора правом обращения с заявлением в суд, если этого требует защита прав неопределенного круга лиц, а также интересов муниципального образования.

 Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индиви-дуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

 В данном случае индивидуализировать, то есть четко определить, лиц, права которых нарушены или будут нарушены в результате непредставления органом местного самоуправления отчета, невозможно. Кроме того, неисполнение требований закона в данной части не позволяет решить вопрос об утверждении бюджета, в результате чего затрагиваются права муниципального образования.

 В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

 При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

 Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Закона).

 В силу п. 1, 4 ст. 21 Устава глава Няндомского городского поселения является
главой муниципального образования «Няндомское» и возглавляет администрацию Няндомского городского поселения. Глава Няндомского городского поселения подконтролен и подотчетен жителям Няндомского городского поселения и муниципальному Совету Няндомского городского поселения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Согласно ч. 11.1 ст. 35 Закона представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

 На основании п.п. 1, 4, 5 ст. 12 Устава муниципальный Совет МО «Няндомское» является постоянно действующим и единственным представительным органом МО «Няндомское», обладает правами юридического лица. Муниципальный Совет Няндомского городского поселения несет ответственность перед населением Няндомского городского поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Архангельской области.

 Частью 5.1 статьи 36 Закона предусмотрено, что глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

 Таким образом, в силу вышеприведенных положений закона глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, в свою очередь представительный орган муниципального образования обладает полномочиями в сфере контроля за деятельностью указанного лица.

 Из анализа приведенных правовых норм следует, что отчет главы муниципального образования носит регулярный, плановый характер, а именно должен быть предоставлен ежегодно за истекшие 12 месяцев работы.

 В судебном заседании установлено, что главой муниципального образования «Няндомское» ФИО2 отчет о результатах деятельности администрации Няндомского городского поселения в части внесения изменений в реестр муниципального имущества за 2013 год в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ не предоставлялся, доказательств обратного суду не представлено.

 Федеральный закон №131-ФЗ не содержит четкого критерия, определяющего компетенцию представительного органа местного самоуправления с учетом его особенностей, позволяющих наиболее эффективно решать те или иные вопросы, и отводит при этом определяющую роль уставу муниципального образования, в котором согласно
ст. ст. 34 и 77 данного Закона должны быть урегулированы вопросы подконтрольности и подотчетности органов местного самоуправления и должностных лиц.

 Как следует из анализа положений Устава муниципального образования «Няндомское» сроки, порядок и объем предоставляемых сведений на территории Няндомского городского поселения не конкретизирован, федеральное и региональное законодательство данных положений также не содержит.

 Вместе с тем, в силу законодательно закрепленного принципа подотчетности и подконтрольности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования объем предоставления отчетности должен быть не ниже минимально необходимых сведений для проведения оценки деятельности главы поселения и администрации органа местного самоуправления, а также исполнения представительным органом законодательно закрепленных обязанностей.

 В соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 35 Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

 В силу изложенного, предоставление сведений о реестре муниципального имущества в полном объеме и внесенных в него изменений входит в минимальный объем ежегодного отчета главы поселения и администрации органа местного самоуправления, необходимый для исполнения представительным органом обязанности по утверждению местного бюджета и отчета о его исполнении.

 Кроме того, статьей 4 Закона определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к которым помимо прочего отнесены открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

 Реализуя гарантированные законом права, представительный орган, основываясь на вышеназванных принципах деятельности органа местного самоуправления, вправе самостоятельно истребовать сведения о реестре муниципального имущества.

 Таким образом, непредоставление органом местного самоуправления отчета об изменениях в реестре муниципального имущества в установленном законодательством РФ объеме нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления, его представительного органа, а также неопределенного круга жителей Няндомского городского поселения, в связи иск прокурора является законным и обоснованным.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 иск прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Няндомское» по возложению обязанностей предоставить в муниципальный Совет муниципального образования «Няндомское» отчет об изменениях в реестре муниципального имущества удовлетворить.

 Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» предоставить в муниципальный Совет муниципального образования «Няндомское» отчет об изменениях в реестре муниципального имущества за 2013 год.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено 13 августа 2014 года.

 Председательствующий              подпись

 Копия верна

 Судья                  Е.Н. Воропаев