Гражданское дело № 2-681/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 6 июля 2016 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петрова И.М.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия в лице ФИО3,
при секретаре Ахаевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, о признании победителем конкурса, о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности, о признании его победителем конкурса.
Свои требования истец мотивирует тем, что в ответчиком был проведен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявку на участие в указанном конкурсе, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии, по итогом которого победителем конкурса была признана ФИО1 С результатами конкурса истец не согласен, поскольку единственным критерием определения победителя послужил стаж муниципальной службы, при этом при исчислении его стажа муниципальной службы не были учтены периоды прохождения им срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», его общий стаж муниципальной службы составляет 6 лет 7 месяцев 14 дней. Также, не был учтен его стаж работы на руководящих должностях в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, составляющий 4 года 3 месяца и 19 дней. Несмотря на больший стаж муниципальной службы, конкурсная комиссия на вышеуказанную должность выбрала иного кандидата. В связи с изложенным истец просил суд признать незаконными результаты конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ); обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав истца, признав его победителем конкурса.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО2 исковые требования увеличил, дополнительно просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <СУММА> рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия ФИО3 возражала против удовлетворения иска, указав, что конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета проведен в соответствии с действующим законодательством, нарушений чьих-либо прав, в том числе истца ФИО2, не допущено. В указанном конкурсе принимали участие два кандидата: истец ФИО2, а также ФИО1 Основным критерием при проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета явился стаж муниципальной службы на должностях старшей группы должностей муниципальной службы, который у ФИО1 составил 3 года 9 месяцев 21 день, а у ФИО2 – 2 года 9 месяцев 12 дней. Также, ФИО1 являлась действующим работником администрации Аскизского сельсовета, занимала должность начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета, в связи с чем был известен ее уровень профессиональной подготовки. В связи с большим стажем работы на должностях муниципальной службы конкурсная комиссия определила победителем ФИО1 Каких-либо нарушений порядка проведения конкурса ответчиком не допущено.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 №25-ФЗ, должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.
В силу ст. 17 указанного Федерального закона при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 №39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» предусмотрено, что настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами регулирует отношения, связанные с организацией муниципальной службы и основами правового положения муниципальных служащих в Республике Хакасия.
Согласно ст. 3 Закона утвержден реестр должностей муниципальной службы в Республике Хакасия. Согласно реестру в группу ведущие должности входит начальник структурного отдела (начальник отдела) администрации муниципального образования.
Из статьи 4 Закона следует, что в число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы либо к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 4 Закона для ведущей группы должностей – требуется стаж муниципальной службы на должностях старшей группы должностей муниципальной службы либо стаж государственной гражданской службы на должностях младшей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Согласно решению Совета депутатов МО Аскизский сельсовет от 25.05.2011 №50, утверждено Положение «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы муниципального образования Аскизский сельсовет».
Согласно пункту 2 указанного Положения следует, что оно определяет порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы муниципального образования Аскизский сельсовет.
В силу пункта 8 Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и обладающие навыками и знаниями, которые в полном объеме соответствуют квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы.
Постановлением главы Аскизского сельсовета от 14.03.2014 № 59 утверждены «Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Аскизский сельсовет».
Согласно пункту 1.1.3 Квалификационных требований следует, что для замещения ведущих должностей муниципальной службы требуется высшее профессиональное образование; не менее 2 лет стажа муниципальной службы на должностях старшей группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях младшей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 3 лет стажа работы по специальности.
Решением Совета депутатов Аскизского сельсовета от 29.11.2013 № 172 в реестр должностей муниципальной службы муниципального образования Аскизский сельсовет в ведущую группу должностей включена должность начальника структурного отдела (начальника отдела).
В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией Аскизского сельсовета был проведен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета.
Информация о данном конкурсе была размещена в СМИ - газете «Аскизский труженик» выпуск от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявки на участие в конкурсе поступили от двух претендентов: истца ФИО2 и ФИО1
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы на заседании конкурсной комиссии были рассмотрены документы двух участников: ФИО2 и ФИО1
Решением конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ№ победителем конкурса была признана ФИО1, главе администрации Аскизского сельсовета было рекомендовано заключить с ФИО1 трудовой договор о назначении на должность начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета.
Требования истца о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Так, исходя из содержания пункта 2 раздела 3 Положения «О проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы муниципального образования Аскизский сельсовет», конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении муниципальной службы, осуществлении другой трудовой деятельности.
Судом установлено, что все кандидаты, допущенные к участию в конкурсе, соответствовали предъявляемым квалификационным требованиям. Так, ФИО1 имеет высшее образование по специальности <СПЕЦИАЛЬНОСТЬ>» (диплом <данные изъяты>), общий стаж муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы составил 3 года 9 месяцев 21 день.
ФИО2 окончил <данные изъяты> по специальности «<СПЕЦИАЛЬНОСТЬ>», присвоена квалификация «<КВАЛИФИКАЦИЯ>», стаж муниципальной службы составил 2 года 9 месяцев 12 дней.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания недействительным и незаконным решения конкурсной комиссии, выбравшей победителем конкурса ФИО1, имевшую в сравнении с истцом больший стаж муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы.
Судом установлено, что решение комиссии было принято на основании изучения документов, представленных кандидатами. Решение о победителе конкурса принято открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, при этом состав комиссии надлежит считать правомочным, поскольку на заседании присутствовало более двух третей от общего числа ее членов. Доказательств того, что члены комиссии были заведомо заинтересованы в результатах конкурса, истцом не представлено. Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что комиссией не были оценены профессиональные качества кандидатов, либо истцу отказано в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что конкурсная комиссия при проведении конкурса действовала с превышением своих полномочий судом не установлено и ее действия следует признать законными.
Доводы истца о том, что конкурсной комиссии при исчислении стажа муниципальной службы необходимо было учесть время нахождения ФИО2 на военной службе (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), суд признает необоснованными, поскольку вышеуказанными Квалификационными требованиями в качестве требований для замещения ведущих должностей муниципальной службы предусмотрен стаж муниципальной службы на определенных должностях – старшей группы должностей муниципальной службы. При этом в должностной инструкции начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности (пункт 1.4.), утвержденной главой Аскизского сельсовета 31.12.2015, предусмотрено, что на данную должность назначается лицо, имеющее стаж муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы не менее двух лет. Суд полагает, что время прохождения истцом срочной военной службы не может быть засчитан в качестве стажа муниципальной службы на определенных должностях муниципальной службы - старшей группы должностей либо ведущей группы должностей.
Кроме того, суд полагает, что заявленные истцом периоды его работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в должности директора <НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ>, директора <НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ> не могут служить в качестве основного критерия при определении победителя конкурса на замещении вакантной должности начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета, поскольку истцом не представлено суду подтвержденных надлежащими доказательствами сведений о сфере деятельности указанных юридических лиц. Также, указанная трудовая деятельность не входит в стаж муниципальной службы на должностях старшей группы должностей муниципальной службы, в соответствии с Квалификационными требованиями.
На основании изложенного суд не усматривает в действиях ответчика при проведении вышеуказанного конкурса нарушений положений Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия «О муниципальной службы в Республике Хакасия», Устава МО Аскизский сельсовет, Положения «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы муниципального образования Аскизский сельсовет», «Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Аскизский сельсовет».
Отказывая в удовлетворении требований ФИО2 в части признания недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, суд по вышеизложенным обстоятельствам не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о признании истца победителем конкурса.
Поскольку исковые требования ФИО2 о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, о признании его победителем конкурса, судом оставлены без удовлетворения, также не подлежат удовлетворению и требования истца о возмещении компенсации морального вреда, в виду отсутствия доказательств нарушения ответчиком прав последнего.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, о признании победителем конкурса, о взыскании компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца с момента его вынесения в окончательном варианте путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: И.М. Петров