ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-681/2018 от 20.03.2018 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-681/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2018 года г.Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Буркиной И.В.,

при секретаре Замниборщ Е.Д.,

с участием представителя административного истца помощника Оренбургского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Бессоновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к государственному унитарному предприятию «Международный аэропорт Оренбург» об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л :

Уральская транспортная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что в мае 2017 года Оренбургской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об авиационной безопасности в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», расположенном по адресу: <адрес>. Согласно ч.2 ст.84 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц и т.д.

В соответствии с п. 3 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее ФАП) № 142, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судом и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Согласно п.2 ч.123 Приказа Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62 "Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации", для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности аэропорты, аэродромы должны быть оборудованы следующими техническими средствами авиационной безопасности - для проведения досмотра пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, грузов и почты, бортовых запасов воздушного судна и бортового питания - техническими и специальными средствами досмотра (стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели; рентгенографические томографы; рентгенографические сканеры; системы сканирования, работающие на принципе контроля активных миллиметровых волн, являющихся обычными радиочастотными сигналами; системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра; системы ядерного квадрупольного резонанса; портативные (ручные) металлоискатели; средства для обнаружения паров или частиц взрывчатых веществ и другие средства), системами видеонаблюдения с записью видеоизображения.

В ходе проверке установлено, что стационарные рентгенотелевизионные интроскопы при проведении досмотра бортового питания в Аэропорту отсутствуют. Следовательно, досмотр бортового питания проводится с нарушениями требований законодательства об авиационной безопасности. Неисполнение установленных нормативных требований в области авиационной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, которые пользуются услугами воздушного транспорта, может привести к возникновению угрозу безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности. Отсутствие надлежащего контроля за содержимым в бортовом питании не исключает проноса на борт воздушного судна предметов, запрещенных к перевозке на воздушном судне, что может привести к необратимым последствиям. На основании изложенного просит суд, обязать ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» обеспечить проведение предполетного досмотра бортового питания в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» стационарным рентгенотелевизионным интроскопом.

В судебном заседании помощник Оренбургского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Бессонова В.В., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ГУП Оренбургской области «Международный Аэропорт «Оренбург», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, свою позицию по иску не представил.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что на основании решения исполняющего обязанности Оренбургского транспортного прокурора младшего советника юстиции ФИО3 от 17 мая 2017 года «О проведении проверки ГУП Оренбургской области «Международный Аэропорт «Оренбург», помощником Оренбургского транспортного прокурора Бессоновой В.В. была проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.

Согласно акту проверки от 19.06.2017 года, в ходе проверки установлено следующее:

- в ходе предполетного осмотра воздушного судна «Boeing 737-800, выполняемым АК «Россия» 18.05.2017 года по маршруту Оренбург-Москва, участвовали лишь 3 сотрудника Службы авиационной безопасности Аэропорта;

- периметровое ограждение Аэропорта не соответствует требованиям ФАП-142;

- в ходе текущей проверки в Аэропорту установлено, что общее периметровое ограждение территории Аэропорта комбинированное, общая протяженность 14,7 км., из которых: железобетонный глухой забор общей протяженностью 6,5 км., высотой более 2,40 см., козырьком из колючей проволоки типа «Егоза», а также колючая проволока на железобетонных столбах общей протяженностью 7,2 км., высотой приблизительно 2,5 м. Фрагменты периметрового ограждения – колючая проволока на железобетонных столбах общей протяженностью 7,2 км., не исключает беспрепятственного доступа и проникновения на территорию Аэропорта, а именно в контролируемую зону (нарушение ФАП-142).

- стационарные рентгенотелевизионные интроскопы при проведении досмотра бортового питания в Аэропорту отсутствуют.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом РФ.

Согласно ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности (ч. 1 ст. 84 ВК РФ). Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч. 4 ст. 84 ВК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Воздушного кодекса РФ, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с настоящей статьей подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, грузы и почта.

Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Министра транспорта РФ от 28.11.2005 г. N 142 устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Согласно п.2 ч.123 Приказа Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62 "Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации", для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности аэропорты, аэродромы должны быть оборудованы следующими техническими средствами авиационной безопасности - для проведения досмотра пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, грузов и почты, бортовых запасов воздушного судна и бортового питания - техническими и специальными средствами досмотра (стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели; рентгенографические томографы; рентгенографические сканеры; системы сканирования, работающие на принципе контроля активных миллиметровых волн, являющихся обычными радиочастотными сигналами; системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра; системы ядерного квадрупольного резонанса; портативные (ручные) металлоискатели; средства для обнаружения паров или частиц взрывчатых веществ и другие средства), системами видеонаблюдения с записью видеоизображения.

Судом установлено, что деятельность по обеспечению авиационной безопасности в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» осуществляется ответчиком.

Вместе с тем, при проведении прокурорской проверки установлено отсутствие надлежащего контроля за содержимым бортового питания ввиду отсутствия стационарных рентгенотелевизионных интроскопов в аэропорту при проведении досмотра бортового питания, что создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, пользующихся услугами воздушного транспорта и может привести к возникновению угрозы безопасности полетов воздушных судов.

Имеющие в деле доказательства в их совокупности являются достаточными для достоверного установления факта несоблюдения ответчиком нормативных требований, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" по обеспечению авиационной безопасности. Факт нарушения требований по обеспечению авиационной безопасности объективно подтверждается результатами проверки, оснований не доверять которой у суда не имеется, и не опровергнут ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург». При этом, ответчиком не представлено доказательств устранения выявленных нарушений, наличия стационарных рентгенотелевизионных интроскопов (специальных, технических средств), предусмотренных законом для обеспечения предполетного досмотра бортового питания, а также наличия и уважительности причин невыполнения указанных нормативных требований.

Судом принимается во внимание и то обстоятельство, что в ходе проведения данной проверки присутствовал также и представитель ответчика, который не был лишен возможности на представление доказательств, а также не лишен возможности устранения допущенных нарушений по результатам проверки и доведения до суда своей позиции в опровержение исковых требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования транспортного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Кроме того, суд полагает, что исковые требования транспортного прокурора направлены на устранения указанных нарушений в целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами аэропорта, а также в целях безопасности полетов, защищенности объектов аэропорта.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Оренбургской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к государственному унитарному предприятию «Международный аэропорт Оренбург» об обязании совершить действия, удовлетворить.

Обязать государственное унитарное предприятие «Международный аэропорт Оренбург» обеспечить проведение предполетного досмотра бортового питания в государственном унитарном предприятии «Международный аэропорт Оренбург» стационарным рентгенотелевизионным интероскопом.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение изготовлено 26.03.2018 года.

Судья И.В. Буркина