УИД 31RS0016-01-2021-011822-47 Дело № 2-681/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2022 года Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Т.В. Борка,
при секретаре А.И. Ямпольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Белгородской области о включении в специальный страховой стаж периода учебы и прохождения службы в Вооруженных Силах СССР, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, с участием истца, его представителя по ордеру № 035520 от 12.01.2022г. адвоката А.В. Мельчакова, представителя ответчика по доверенности от 01.10.2021 года № 14 ФИО2, по доверенности от 01.10.2021г. № 8 ФИО3,
установил:
23.09.2019 года ФИО1 обратился в УПФР по Белгородскому району Белгородской области с заявлением об оформлении льготной страховой пенсии по старости и истребованием соответствующих документов в УПФ ЛНР в г. Алчеевске Украина.
В течение года ГУ-УПФР в Белгородском районе Белгородской области вело переписку с Управлением Пенсионного фонда ЛНР в г. Алчеевске Украина с целью получения справок, подтверждающих его льготный трудовой стаж работы в горячем производстве по Списку № 1, обучение в ПТУ и службу в рядах Советской армии, которые в итоге предоставлены из Луганской Народной Республики.
По итогам оценки его пенсионных прав решением УПФР в Белгородском районе Белгородской области (межрайонное) от 06.09.2021 года отказано в назначении пенсии в связи с тем, что общая продолжительность страхового стажа составляет 21 год 9 месяцев 13 дней, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ на дату обращения составляет 5 лет 5 месяцев 20 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 16.528, тогда как в 2021 году индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять 21 для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, сославшись на то, что не согласен с принятым пенсионным органом решением.
С 01.09.1983г. по 13.07.1984 года он обучался в ПТУ № 8 г. Коммунарска, по окончанию обучения принят на работу подручным сталевара на Коммунарский металлургический комбинат, где проработал с 17.07.1984г. по 12.04.1985г., уволен в связи с призывом в ряды Советской армии. В период с 04.05.1985г. по 30.06.1987г. проходил службу в рядах Советской армии. После демобилизации из рядов Советской армии снова принят на работу подручным сталевара на Коммунарский металлургический комбинат, где работал с 06.08.1987г. по 29.08.1988 года.
В период службы в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В абзаце 7 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12. 2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволяющей засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях ( закон СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», закон СССР от 15.05.1990г. О пенсионном обеспечении граждан в СССР», закон РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В п.п. «к» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590 (действовавших в период возникновения спорных отношений), определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в Вооруженных силах СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (п.п. «а», «б» п.16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (п.п. «в» п.16) периоды, указанные в подпунктах «к», «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с указанными Положениями период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду либо к работе, которая следовала за окончанием данного периода.
При таких обстоятельствах период его учебы и службы в армии должны быть включены в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Период работы для досрочного назначения пенсии составит 6 лет 4 месяца 20 дней:
ПТУ №8 г. Коммунарска Ворошиловградской области
01.09.1983г.-13.07.1984г. – 0 лет 10 месяцев 13 дней;
Коммунарский металлургический комбинат
17.07.1984г.-12.04.1985г. 0 лет 8 месяцев 26 дней;
Период военной службы по призыву
04.05.1985г.-30.06.1987г. – 2 года 1 месяц 27 дней;
Коммунарский металлургический комбинат
06.08.1987г.-29.08.1988г. - 1 год 0 месяцев 24 дня;
Коммунарский металлургический комбинат
25.10.1990-03.04.1991г.
0 лет 5 месяцев 9 дней;
Коммунарский металлургический комбинат
12.09.1991г.-31.03.1993г.
1 год 6 месяцев 20 дней, что дает ему право на назначение досрочной пенсии в 54 года в соответствии с положениями п.1.ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях, т.е. после 08.06. 2020 года.
Требуемый для назначения пенсии ИПК в 2020 году составлял 18.6.
Включение в его стаж периодов обучения и службы в армии повлияет на величину ИПК, вследствие чего ему может быть назначена пенсия с 2020 года.
В ходе судебного разбирательства неоднократно менялись исковые требования, в окончательном виде они изложены в следующей редакции:
Просит суд признать решение УПФР в Белгородском районе Белгородской области (межрайонное) от 06.09.2021г. №№ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого количества индивидуального пенсионного коэффициента ( в 2021году 21) незаконным.
Обязать ответчика включить истцу 08.06.1966г.р. на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
- период учебы в ПТУ № 8 г. Коммунарска Ворошиловградской области с 01.09.1983г. по 13.07.1984г.;
- период службы в Советской армии с 04.05.1985г. по 20.06.1987г.;
произвести перерасчет пенсионных прав, в том числе размера страховой части трудовой пенсии по старости на 31.12.2014г. по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из среднемесячного заработка за 60 месяцев работы подряд с апреля 1987г. по март 1992г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента достижения истцом 54 лет.
Приложением к измененному в порядке ст. 39 ГПК РФ исковому заявлению является подробный со ссылкой на примененное пенсионное законодательство расчет пенсионных прав ФИО1, составленный его представителем адвокатом А.В. Мельчаковым в сравнении с указанным ответчиком в отказе в назначении пенсии. По состоянию на 06.09.2021г. на дачу отказа УПФР в назначении пенсии по сведениям пенсионного органа общий страховой стаж составляет 21 год 09 мес.13 дней, у А.В. Мельчакова он составляет 22 года 07 мес.26 дней, на дату исполнения -54 года истцу 08.06.2020г.- 23 года 08 мес.01 день.
Стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1, ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, у пенсионного органа он составляет 5 лет 5 мес.20 дней, у адвоката- 6 лет 5 мес.00 дней. В данный стаж им включены периоды работы по Списку №1 с 17.07.1984г.-12.04.1985г., 06.08.1987г.-29.08.1988г., 12.09.1991г.-31.03.1993г., всего 3 года 4 мес. 20 дней. К этому стажу им приплюсованы периоды 3 г. 00 мес. 10 дней- приравненной деятельности, к которой отнесены учеба в ПТУ и служба в армии.
Оценка пенсионных прав произведена в соответствии с п.4 ст. 30 закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. В целях конвертации пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г. в соответствии с п.4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ учитывается общий трудовой стаж, его отношение к требуемому для мужчин 25 лет, от фактически признанного трудового стажа, определен расчетный размер трудовой пенсии, с учетом заработной платы истца за 60 месяцев подряд, с апреля 1987г. по март 1992г., и по расчетам адвоката право истца на досрочную пенсию возникло 08.06.2020г. по достижении им 54 лет при наличии 6 лет льготного стажа, 22 лет 07 мес. 26 днях страхового стажа по имевшим у ПФР сведениям, при требуемом 20-летнем стаже и при ИПК-20.062, при требуемом в 2020году 18.6.
Представители ответчика иск не признали.
Из возражений на иск следует, что требования истца о включении периода работы и службы в армии несостоятельны, т.к. в соответствии с п.109 Положения № 590 к работе по Списку № 1 от 1956 года приравниваются период учебы в ПТУ и время службы в армии при соблюдении определенных условий: период обучения в училищах системы профессионально-технического образования приравниваются к работе, которая следовала за окончанием этого периода; период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается либо к работе, которая предшествовала этому периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом приравниваемые к работе по Списку № 1, утвержденном в 1956 году, периоды деятельности учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы до 01.01.1992 года.
Суммарная продолжительность подтвержденного специального стажа по Списку № 1 до 01.01.1992г. составила 2 года 1 месяц 10 дней (с 17.07.1984г. по 12.04.1985г., с 06.08.1987г. по 29.08.1988г., с 12.09.1991г. по 31.12.1991г.).
Таким образом, по Списку № 1 можно приравнять только 2 года 1 месяц 10 дней. Суммарно стаж по Списку № 1 до 01.01.1992г. составил 4 года 2 месяца 20 дней. С 01.01.1992г. по 31.03.1993г. стаж по Списку № 1 составил 1 год 3 месяца. Всего специального стажа по Списку № 1-5 лет 5 месяцев 20 дней.
При расчете размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в РФ», расчет производится по нормам действовавшего законодательства, т.е. применяется льготное исчисление стажа.
Стаж на 31.12.2001г., без учета периода службы в армии, составляет 6 лет 15 дней, соответственно, стажевой коэффициент будет рассчитан пропорционально имеющемуся, пропорция неполного стажа составит (факт. / треб.): 6/0/15/ 25/0/0 = 0,24166667.
Валоризация составит 13 % (10 % для всех + 3 % за 3 года 4 месяца 10 дней стажа).
Ст. 18 Федерального закона от 20.11.1990г. № 340-1-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» ограничивает размер пенсии на уровне 3-х минимальных размеров пенсии: 185,32 руб. (размер минимальной пенсии) * 3 = 555,96 руб.
Расчетный размер пенсии на 01.01.2002г. не может быть менее 660 руб., следовательно, страховая часть = 660 руб. – 450 руб. (базовая часть на 01.01.2002г.) = 210 руб. * 0,24166667 (пропорция неполного стажа) + 13% коэффициент валоризации * 5,6148 (суммарный индекс увеличения страховой части с 01.01.2002г. по 31.12.2014г.) / 64,10 руб. (стоимость 1 пенсионного коэффициента на 01.01.2015г.) = 5,023 сумма ИПК.
В соответствии с ч. 12 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год периода прохождения службы в армии составляет 1,8. Сумма возмещения не страховых периодов (СВН) за 2 года 1 месяц 27 дней службы в армии составляет 3,885 коэффициента.
Сумма страховых взносов с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. в выписке из ИЛС равна 78970,28 руб., что в переводе в коэффициенты составляет 78970,28 руб. / 252 (ожидаемый период выплаты досрочных пенсий) / 64,10 руб. = 4,889.
Так же в выписке из ИЛС отражена сумма коэффициентов с 01.01.2015г. на дату отказа в назначении в количестве 3,657.
Итого ИПК = 5,023+3,885+4,889+3,657= 17,454 коэффициента.
При расчете пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ страховой стаж работы на 31.12.2001г. в календарном исчислении составит 7 лет 3 месяца 29 дней. Стажевой коэффициент рассчитан пропорционально имеющемуся, пропорция неполного стажа составляет (факт. / треб.): 7/03/29 25/0/0 = 0,29322222.
Страховой стаж по состоянию на 01.01.1991г. – 5 лет 2 месяца 19 дней. Процент валоризации – 15% (10% для всех пенсионеров + 5% за 5 полных лет календарного стажа до 01.01.1991г.).
Расчет по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ следующий: 0,55 (стажевый коэффициент) * 0,634 (отношение заработных плат) * 1671 (средняя зарплата в стране на 31.12.2001г.) = 582,68 руб.
Расчетный размер пенсии на 01.01.2002г. не может быть менее 660 руб., следовательно, страховая часть = 660 руб. – 450 руб. = 210 руб. * 0,29322222 (пропорция неполного стажа) + 15% (коэффициент валоризации) * 5,6148 (суммарный индекс увеличения страховой части) / 64,10 руб. = 6,203 сумма ИПК.
Расчет после 2002г. по страховым взносам останется аналогичным, т.е. 4,889 + 3,657 = 8,546 коэффициента.
Итого ИПК, рассчитанный в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, равен 6,203 + 8,546 = 14,749.
Таким образом, в связи с отсутствием минимального значения ИПК (не менее 21) у истца отсутствует право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Более того, в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2019г., страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на неё. Заявление о назначении пенсии ФИО1 подал 10.06.2021г., ранее этой даты заявление не зарегистрировано.
Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 39 Федерального закона № 400-ФЗ могла быть назначена не ранее даты обращения(10.06.2021г) при условии достижения возраста 55 лет, наличия страхового стажа не менее 20 лет, специального стажа по Списку № 1 не менее 5 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для расчета размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке, соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При исчислении среднемесячного заработка применяются нормы действовавшего до 2002 года закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Порядок исчисления среднемесячного заработка, установленный законом № 340-1, применяется лишь в части не противоречащей ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
В этой связи при оценке пенсионных прав застрахованных лиц исчисление среднемесячного заработка за 24 месяца возможно только за определенный период времени -2000-2001 годы.
В случае, если среднемесячный заработок пенсионера составляет менее 60 месяцев до 2002 года, он определяется путем деления заработка за фактически отработанные месяцы на 60, а среднемесячная заработная плата в РФ (за тот же период) определяется путем деления заработной платы в РФ, за которые будет предоставлен заработок, на количество этих месяцев.
Для расчета размера пенсии ФИО1 принята заработная плата за все периоды работы, начиная с июля 1984г. по декабрь 1993г. всего за 58 месяцев, за исключением переходной валюты «купон» в Республике Украина с апреля по октябрьь 1992г. (Указания Минсоцзащиты России от 18.01.1996г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР»).
Отношение заработной платы ФИО1 к среднемесячной заработной плате по стране составило 0.634.
Рассчитать отношение заработной платы, указанное в расчете, представленном представителем истца в размере 1.13-1.16 ( с апреля 1987г. по март 1992г.) не имеется правовых оснований, поскольку количество месяцев получается менее 60. Законодательством предусмотрено исключение из подсчета заработка только за неполные месяцы в связи с приемом и увольнением.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности иска и его удовлетворении в части.
Из текста решения УПФР в Белгородском районе Белгородской области (межрайонное) от 06.09.2021 года следует, что зачету подлежит период с 01.09.1983г. по 13.07.1984г. – учеба в профессионально-техническом училище № 8 г. Коммунарска Ворошиловградской области для определения права.
При оценке пенсионных прав истца период нахождения его в Вооруженных силах СССР по срочному призыву с 04.05.1985г. по 30.06.1987 года в стаж для определения его пенсионных прав не зачтен.
В соответствии со ст. 63 Конституции СССР от 07 октября 1977 года воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции СССР (Основной закон) от 7 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Украинская Советская Социалистическая Республика (ст.71).
Территория СССР была едина и включала в себя территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (ст. 75 Конституции СССР).
Прохождение военной службы гражданами СССР в период с 04.05.1985г. по 30.06.1987г. регулировалось законом СССР от 12 октября 1967г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».
Статьями 3,5, и 8 закона СССР от 12 октября 1967г. №№ 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.
Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную службу в пределах сроков, установленных настоящим законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных законом сроков, состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. № 590.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу 14 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения службы (Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2021 года № 91-КГ21-5-КЗ).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно пункта 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта а), абзаце третьем подпункт «б» и абзаце третьем подпункта «в» данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 112 и 113 Положения о прядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В период действия закона СССР от 14 июля 1956г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. № 590 определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах подготовки кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик, служба в органах милиции (подпункт «к»).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте «к» приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункт «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода (Решение Верховного Суда РФ от 9 июня 2016 года № АКПИ16-452).
Из изложенного следует, что служба по срочному призыву в рядах Вооруженных Сил СССР в период с 04.05.1985г. по 30.06.1987г. подлежит включению в страховой стаж при определении прав истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате страховой пенсии по старости, для определения размера величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента пенсионным органом не был учтен период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР, что следует из решения об отказе в назначении пенсии от 06.09.2021г.
Период службы включен пенсионным органом в специальный стаж по Списку № 1 в размере не превышающим его трудовой стаж по состоянию на 01 января 1992 года, но в общий страховой стаж весь период его службы для оценки пенсионных прав и исчисления ИПК включен не был.
На основании приведенного выше законодательства подлежит включению в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости и период учебы истца в ПТУ №8 г. Коммунарска Ворошиловградской области с 01.09.1983г. по 13.07.1984 года.
Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывал, что установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О, от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).
Из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ следует, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых и подлежащих применению в целях определения размера страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и порядок исчисления трудовых пенсий регулируют положения ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До 01.01.2002 расчет трудовых пенсий по старости производился исходя из среднемесячного заработка и общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии стаж. Среднемесячный заработок определялся (по желанию обратившегося за пенсией) либо за 24 последних месяца работы, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. ст. 3, 16, 99, 102 Закона от 20.11.1990 N 340-1; п. п. 1, 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой деятельности, предшествующий назначению пенсии.
Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету, среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
В данном случае истец обратился в пенсионный орган с заявлением о включении ему в расчет пенсии заработка, который он имел за период с апреля 1987 года по март 1992 года, как более выгодный для него вариант расчета, но получил отказ, поскольку за эти 60 месяцев 3 месяца он не получал заработную плату, проходя службу в Вооруженных Силах СССР.
Представителем пенсионного органа не отрицается факт того, что фактический заработок истца в указанный период за 60 месяцев его начисления, более выгодный вариант расчета, чем предпринятый пенсионным органом вариант расчета за 58 месяцев, но за период с июля 1984г. по декабрь 1993г. ( за исключением переходной валюты купон в Республике Украина с апреля по октябрь 1992г.), но он, по мнению ответчика, не предусмотрен законом. Законодательно предусмотрено исключение из подсчета заработка только неполные месяцы в связи с приемом на работу и увольнением.
Пенсионным органом взят период с июля 1984г. по декабрь1993г. на основании Указания Минсоцзащиты России от 18.01.1996г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств-бывших республик Союза ССР».
Однако, п. 12. Данных Указаний Минсоцзащиты предусмотрено, что если документы, подтверждающие заработок за любые 60 месяцев работы не могут быть представлены и к их получению принимались все необходимые меры, по желанию лица, обращающегося за пенсией, пенсия может быть исчислена путем деления заработка за имеющиеся месяцы на 60, т.е. п.12. Указаний, на которые ссылается пенсионный орган, предоставляет ему право с учетом желания лица, обращающегося за назначением пенсии, ФИО1 все заработную плату, которая подтверждается уточненными справками, за период с апреля 1987г. по март 1992г. разделить на 60 месяцев.
Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", регулирующим вопросы прохождения службы до 1 марта 1993 г. (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.), было предусмотрено денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Аналогичное положение закреплено в ст.2 Федерального закона РФ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Даже, если в настоящее время невозможно определить размер денежного довольствия истца, получаемого им в период прохождения службы на территории Украины, входящей в состав СССР за апрель - июнь 1987г., то без начисления зарплаты за эти месяцы, отношение заработной платы ФИО1 к среднемесячной заработной плате по стране за период с апреля 1987г. по март 1992г составляет 1.13-1.16, расчет которого подробно изложен представителем истца, являющимся приложением к измененным исковым требованиям от 04 апреля 2022г.
При исчислении, предложенным пенсионным органом за 58 месяцев с июля 1984г. по декабрь 1993г. отношение заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране составляет 0.634.
Пенсионный орган лишил ФИО1, возможности выбора заработной платы за 60 месяцев по более выгодному для него варианту, хотя это предусмотрено действующим пенсионным законодательством, указанным выше.
На сегодняшний день отсутствует расчет ответчика страхового стажа истца, в том числе по Списку 1 с учетом спорных периодов, заработной платы по наиболее выгодному для истца варианту по его желанию, поэтому разрешить вопрос о назначении пенсии с 08.06.2020 года по достижении 54 лет не представляется возможным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области включить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения
период учебы в ПТУ №8 г. Коммунарска Ворошиловградской области с 01.09.1983г. по 13.07.1984 года в страховой стаж для определения пенсионного права;
период службы в вооруженных силах СССР по срочному призыву с 04.05.1985г. по 30.06.1987 года в страховой стаж для определения его права на пенсионное обеспечение и размера, подлежащей выплате страховой пенсии по старости, по Списку № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", дающий право на льготное исчисление страхового стажа для назначения пенсии;
произвести перерасчет пенсионных прав, в том числе, из размера страховой части трудовой пенсии по старости на 31.12.2014г. по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из среднего заработка за 60 месяцев работы подряд с апреля 1987г. по март 1992 года.
Назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.1.ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» с учетом включения указанных выше периодов и заработной платы, влияющих на индивидуальный пенсионный коэффициент, с даты обращения за назначением пенсии, но не ранее наступления права на неё.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2022 года.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение31.08.2022