Дело <номер обезличен>(10)
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2010 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре Омельченко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с требованием о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что проработала свыше 25 лет в образовательных учреждениях на педагогических должностях. 26.08.2009 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга за досрочным назначением трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга включило в ее педагогический стаж, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости менее 25 лет. В назначении пенсии ей было отказано, не были включены периоды: с 16.08.1995 г. по 26.08.2009г., с 01.09.1977 г. по 02.08.1982 г. В связи с этим, просит суд отменить решение комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга № 4/781-58 от 13.11.2009 г.; обязать ответчика включить в стаж, требуемый для назначения пенсии, указанные периоды, а также признать ее право на получение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ответчика назначить и выплачивать ей пенсию с даты обращения - 26.08.2009 г.
Истец ФИО1 требования и доводы искового заявления в судебном заседании поддержала, на их удовлетворении в полном объеме настаивала.
Представитель ответчика ФИО4 с доводами, изложенными в исковом заявлении, не согласилась, в представленном отзыве и в своих пояснениях суду указала, что ФИО1 обратилась в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности 26 августа 2009 г.. Решением ГУ - УПФР в Кировском районе об отказе в удовлетворении заявления застрахованного лица о назначении пенсии от 13.11.2009 г. № 4/781-58 заявительнице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как у нее отсутствует необходимый 25 - летний стаж педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусмотренный подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 -ФЗ. Решением ГУ - УПФР в Кировском районе об отказе в установлении пенсии было установлено, что стаж на соответствующих видах работ ФИО1 составил 9 лет 04 месяца 08 дней. При вынесении решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 ГУ - УПФР в Кировском районе не был включен в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы истицы: с 16.08.1995 г. по 26.08.2009 г. в должности педагога в детской музыкальной школе № 12, с 28.05.2002 г. муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 12» на том основании, что основании статьи 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» пенсия назначается в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173 -ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Согласно Списка должностей от 29.10.2002 г. № 781. Наименование должности (педагог) не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Согласно, п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 период работы в должности педагог включается до 01.01.1992 г.. На основании акта от 10.09.2009 г. наименование должности «преподаватель» документально не подтверждено. Период работы с 01.01.2001 г. в учреждении дополнительного образования не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ, т.к. согласно Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 п. 3 и от 29.10.2002г. № 781 п.12, работа в учреждениях дополнительного образования за период с 01.01.2001 г. засчитывается при наличии следующих условий: на 01.01.2001 г. должен быть стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке не менее 16 лет 8 месяцев. С 01.09.1977 г. по 02.08.1982 г. в должности концертмейстера в Свердловском музыкальном училище им. Чайковского на том основании, что на основании статьи 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» пенсия назначается в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Также наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Считает, что ГУ Управление ПФ РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга, верно и обоснованно исключило эти периоды работы ФИО1 из педагогического стажа. При рассмотрении представленных документов для решения вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ФИО1, в соответствии с нормами п.п. 19 п. 1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, Управление строго руководствовалось пенсионным законодательством. В связи с чем, просит суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что с 1973 года по настоящее время работает в Свердловском музыкальном училище им. Чайковского сначала в должности концертмейстера, а впоследствии, переведена на должность преподавателя. Истца знает со времени ее поступления на работу в училище с 1977 года. Большой разницы между работой концертмейстера и педагога нет, так как эта работа является педагогической. Иногда концертмейстер ведет уроки, если преподаватель занят или болеет. Функциональные обязанности концертмейстера заключаются в том, что он должен перед выступлением настроить инструмент, помочь ребенку, при этом, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Есть отдельные концертмейстерские часы, когда он сам разучивает с детьми произведения для выступления. У концертмейстера с ребенком больший психологический контакт чем у педагога. Это тот же педагог, только называется должность - концертмейстер.
ФИО6, допрошенная в качестве свидетеля, в судебном заседании пояснила, что работает преподавателем в Детской музыкальной школе №12 с 1982 года по настоящее время. Истца знает с момента ее устройства к ним н6а работу. Подтвердив факт работы истца в ДМШ № 12, указала, что основное направление школы - дополнительное музыкальное образование детей в возрасте от 5 до 15 лет. Должностные обязанности педагога и преподавателя абсолютно одинаковые. Наименование должности менялось формально, однако деятельность, которую истец осуществляла в должности педагога после смены наименования должности на преподаватель, не поменялась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, иные имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
С 01 января 2002 года вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ему обратная сила не придана.
Согласно п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
То есть закон связывает возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии для педагогических работников с наличием одновременно двух условий: осуществление педагогической деятельности в количестве не менее 25-ти лет и осуществление такой деятельности в учреждениях для детей, - при отсутствии одного из данных условий трудовая пенсия по указанным основаниям досрочно назначена быть не может.
В судебном заседании установлено, что 26.08.2009 года в Управление Пенсионного фонда по Кировскому району г.Екатеринбурга были представлены документы ФИО1 для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссия по рассмотрению сложных и спорных вопросов Управления вынесла решение, в котором определила стаж ФИО1, равным 09 лет 04 мес. 08 дн.
Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 года N 392-О и от 18 апреля 2006 года N 83-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Названная позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к числу которых относится заявительница. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Оценивая доводы иска в части включения в специальный стаж периода работы с 01.09.1977 г. по 02.08.1982 г., суд приходит к следующему.
Так, судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что в спорный период истец работала в должности концертмейстера в Свердловском музыкальном училище им. Чайковского.
Ответчик, отказывая во включении в специальный стаж указанного периода, указал, что наименование должности «концертмейстер» не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.
Между тем, из пояснений истицы и показаний свидетеля ФИО5 следует, что истец осуществляла учебно-воспитательный процесс наряду с преподавателем.
Также, из представленной суду должностной инструкции следует, что функциональные обязанности концертмейстера включают в себя обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста учащегося, а также социализации обучающихся, формированию у них общей и эстетической культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ, в связи с чем, в должностные обязанности концертмейстера прежде всего входит осуществление обучения и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста учащегося, способствование развития художественного вкуса, расширение музыкально-образных представлений и воспитание творческой индивидуальности, то есть концертмейстер осуществляет учебно-воспитательный процесс.
Более того, 14.08.2009 года издан Приказ Минздравсоцразвития РФ N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, при этом, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" включен концертмейстер, то есть должность отнесена к образовательной.
Таким образом, с учетом изложенного и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, требования истца в этой части являются обоснованными, а период с 01.09.1977 г. по 02.08.1982 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Анализируя отказ ответчика во включении в специальный стаж периода работы истца с 16.08.1995 г. по 26.08.2009 г., суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что в спорный период истец работала в должности педагога в детской музыкальной школе № 12, с 28.05.2002 г. муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 12».
В решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии указано, что спорный период не включен в специальный стаж по тем основаниям, что наименование должности (педагог) не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Согласно, п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 период работы в должности педагог включается до 01.01.1992 г. Кроме того, период работы с 01.01.2001 г. в учреждении дополнительного образования не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ, т.к. согласно Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 п. 3 и от 29.10.2002г. № 781 п.12, работа в учреждениях дополнительного образования за период с 01.01.2001 г. засчитывается при наличии следующих условий: на 01.01.2001 г. должен быть стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке не менее 16 лет 8 месяцев.
Согласно представленной справке № 16 от 27.01.2010 года Детская музыкальная школа № 12 была открыта 01.09.1974 г. Она имела обособленное имущество, находящееся в собственности Детской музыкальной школы, печать, право самостоятельного приема и увольнения работников, имела признаки организационно-правовой формы юридического лица, т.е. до регистрации (05.03.2002 г.) Детская музыкальная школа № 12 имела статус юридического лица, финансировалась из городского бюджета. На основании Приказа Управления культуры г. Екатеринбурга № 51 от 07.02.2002г. зарегистрирован Устав муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования «МОУК ДОД Детская музыкальная школа № 12». На титульном листе наименование Школы излагается в следующей редакции: Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 12».
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233, это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Перечня внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования детей) непосредственно в Списке от 6 сентября 1991 г. N 463 нет, поэтому используется Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей (приложение к инструктивному письму Минобразования России от 24 марта 1997 г. N 12). Согласно этому Перечню к учреждениям дополнительного образования детей относятся: центры (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества и др.); дворцы (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов и др.); дома (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников и др.); клубы (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников и др.); детские студии (по различным видам искусств); станции (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников) и др.); детские парки; школы (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств и др.); музеи (детского творчества, литературы и искусства); детские оздоровительно-образовательные лагеря.
При этом в силу ст. 26 Закона РФ "Об образовании" предусмотрены дополнительные образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования различных видов, к которым относится и музыкальная школа.
Как следует из пояснений истца и свидетеля, наименование должности «педагог» и «преподаватель» по своим функциональным обязанностям тождественны, поскольку истица в должности «педагога» осуществляла такой же образовательный процесс, проводя обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. При этом, истица содействовала развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании, обеспечивала достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов), оценивая эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
При этом, из ранее указанной справки следует, что с 16.08.1995 года истица выполняет педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, а за время работы в МОУК ДОД Детской музыкальной школой № 12 отпуска без сохранения содержания не уходила, на курсы повышения квалификации с отрывом от производства не направлялась, отпуском по уходу за ребенком не пользовалась.
Таким образом, поскольку ФИО1 в период с 16.08.1995 г. по 26.08.2009 г., осуществляла педагогическую деятельность в должности педагога в учреждении, которое является образовательным, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем, доводы ответчика относительно отсутствия у истицы выработки стажа на 01.01.2001 год подлежат отклонению.
Из обозреваемого в судебном заседании отказного пенсионного дела, заявления о назначении пенсии и протокола следует, что ФИО1 обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 26.08.2009 года.
С учетом включения в специальный стаж оспариваемых периодов, специальный стаж истца на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составляет более 25 лет.
Таким образом, судом установлено наличие предусмотренных п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в количестве не менее 25 лет с даты обращения за ее назначением - 26.08.2009г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга удовлетворить.
Включить ФИО1 в специальный стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п.1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период с 01.09.1977г. по 02.08.1982г., с 16.08.1995г. по 26.08.2009г.
Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с 26.08.2009г.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Ж.А. Мурашова