ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-682/2016 от 30.03.2016 Осинниковского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-682/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Осинники 30 марта 2016 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Иващенко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Осинники в интересах ФИО1 к администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Осинники обратился в суд с иском в интересах ФИО1, ххх года рождения, к администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивирует тем, что по обращении ФИО1 в прокуратуру г.Осинники о нарушении его жилищных прав была проведена проверка, установлено, что ФИО1 имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать ххх лишена родительских права решением Осинниковского городского суда от ххх, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери.

На основании распоряжения администрации ххх от хххххх-р ФИО1 направлен в МОУ «Детски Дом» г.Осинники на полное государственное обеспечение. Указанным же распоряжением за ним было закреплено жилое помещение по ххх в ххх. Жилое помещение по ххх является муниципальным имуществом г.Осинники общей площадью ххх кв.м., жилой ххх кв. м. По данным филиала №14 БТИ в г. Осинники износ дома в 2016 году составил 65 %. В связи со значительным износом дома постановлением администрации г. Осинники от хххххх внесено изменение в распоряжение ххх в части закрепления за ФИО1 жилого помещения по ххх в ххх и дополнено словами «жилое помещение, подлежащее закреплению за ххх отсутствует».

На основании постановления администрации Осинниковского округа ххх от ххх ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время номер в списке ххх.

В 2013 году ФИО1 окончил образовательное учреждение ГОУ СПО ПУ № 60, в настоящее время получает второе среднее профессиональное образование в ГОУ СПО «Осинниковский политехнический техникум», находится на полном государственном обеспечении. ОУ не располагает общежитием, в связи с чем, ФИО1 проживает на квартире у знакомых.

В 2015 году ФИО1 обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, ему было отказано в связи с отсутствием свободных жилых помещений.

До настоящего времени жилое помещение ФИО1 администрацией не предоставлено.

Предъявление прокурором исковых требований в интересах ФИО1 обусловлено его статусом социально незащищенной категории лиц – лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, а также отсутствием у него денежных средств для оплаты услуг представителя.

Просит обязать муниципальное образование Осинниковский городской округ предоставить ФИО1 жилое помещение, не менее 13 кв.м. общей площади, по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в г.Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.

Помощник прокурора г.Осинники Алимцева Н.В. в судебном заседании требования ФИО1 поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Истец ФИО1 пояснил в судебном заседании, что решением Осинниковского городского суда от ххх его мать ххх была лишена родительских прав в отношении него, отец указан слов матери в его свидетельстве о рождении. Он был помещен в детский дом «Проталинка» в г.Осинники, выпустился из детского дома в 2014 году, поступил в ГОУ СПО ПУ ххх в г.Осинники, получил профессию электрослесарь подземный, в настоящее время обучается в ГОУ СПО «Осинниковский политехнический техникум», получает вторую профессию. Проживает у знакомых, т.к. своего жилья нет, квартира принадлежит его подруге, раньше проживал у друга. После выпуска из Детского дома в 2014 году, а также в 2015 году он обращался в администрацию Осинниковского городского округа по поводу предоставления ему жилого помещения, сказали, что свободного жилья нет, жилье будет предоставлено в порядке очереди. Он обратился в Прокуратуру г.Осинники за помощью, своего жилья у него нет, вынужден скитаться по знакомым, получает стипендию ххх рублей и ххх рублей денежную компенсацию на приобретение вещей, его доход в месяц составляет ххх рублей, других источников дохода нет. Просил удовлетворить его требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Осинниковского городского округа Куртукова Ю.К., действующая на основании доверенности от 30.07.2015 г., сроком действия на 1 год, заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что истец стоит в соответствующей очереди под ххх, жилье будет предоставлено в порядке очередности. Свободны помещения у администрации Осинниковского городского округа в настоящее время отсутствуют, финансирование не поступает.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1,3 и п.9 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно п. 1 ст. 5 приведенного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

Согласно ст. 7 названного Закона, норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 кв.м. на одного человека с учетом п.7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21 сентября 2005 г. № 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. А также наделении администрации города Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений. Регулируемых жилищным кодексом РФ», на территории Осинниковского городского округа норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 13 кв. м на 1 человека, учетная норма 12,5 кв.м.

Судом установлено, что истец ФИО1, родился ххх г.р., в г.Осинники, в графе «мать» указана ххх, в графе «отец» указан ххх. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 11об. - справка о рождении).

Направлением Управления образования г.Осинники ххх от ххх, ФИО1, ххх г.р. был направлен в МОУ «Детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.10 об.).

Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от ххх, ххх лишена родительских прав в отношении сына ФИО1 (л.д.8-9).

Распоряжением Администрации г.Осинники от хххххх-Р, ФИО1 определен на полное государственное обеспечение в МОУ «Детский дом» г.Осинники. За несовершеннолетним ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: ххх (л.д.10).

Согласно справке БТИ г.Осинники от ххх, домовладение по ххх значится за КУМИ администрации г.Осинники, износ дома 65 % - л.д.14 об., л.д.17.

Постановлением администрации г.Осинники № 1538-П от 08.12.2010 года «О внесении изменений в распоряжение Администрации г.Осинники № 491-Р «Об определении несовершеннолетнего в государственное учреждении, о закреплении за ним жилого помещения, имущества и ценных бумаг», внесены изменения в части закрепления за ФИО1 жилого помещения по адресу ххх, распоряжение признано недействительным. Дополнено распоряжение Администрации г.Осинники: «жилое помещение, подлежащее закреплению за ФИО1, отсутствует» - л.д.13 об.

ФИО1 воспитывался в МОУ «Детский дом» и находился на полном государственном обеспечении с ххх (л.д.11).

Постановлением администрации Осинниковского городского округа ххх от ххх ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.12).

В 2013 г. ФИО1 окончил ГОУ НПО Профессиональное училище № 60 (л.д.20-21).

По состоянию на 01.03.2016 г. ФИО1, ххх г.р. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, очередность под №121.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ответам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д.15), ГПКО «ЦТИ Кемеровской области» (л.д.14, 16), какого – либо недвижимого имущества у ФИО1, не имеется.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.8, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно данным УФМС ФИО1 значится зарегистрированным по адресу ххх – л.д.16 об. Как следует из пояснений стороны истца, ФИО1 в жилом помещении по адресу: ххх, ххх, не проживает, в связи с невозможностью проживания, большим процентом износа, проживает у знакомых по ххх. По данным МУП «УГХ» г.Осинники (л.д.25) нанимателем квартиры по ххх является ххх, в указанном жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя зарегистрировано 9 человек, ФИО1 членом семьи нанимателя указанной семьи не является.

ФИО1 обращался в Администрацию Осинниковского городского округа, ему был дан ответ о том, что для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было приобретено 14 квартир во вновь строящихся домах, которые были сданы в эксплуатацию в 2015 году, он не будет претендовать в 2015 году на получение квартиры. Временное жилое помещение ему тоже не будет предоставлено, так как в настоящее время свободные комнаты в маневренном фонде отсутствуют (л.д.19 об.)

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что предметом спора является предоставление жилого помещения, ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, проживание в ранее занимаемом им жилом помещении невозможно, в надлежащем порядке включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о том, что администрация Осинниковского городского округа обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее установленной нормы предоставления жилого помещения в г.Осинники - 13 кв. м. и не более 33 кв.м.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29.02.2012, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ФИО1 до настоящего момента свое право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовал и должен быть обеспечен жильем специализированного жилищного фонда.

Суд считает необходимым отметить, что обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Осинниковского городского округа предоставить ФИО1, ххх года рождения, жилое помещение по договору специализированного найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г.Осинники, общей площадью не менее 13 кв. м и не более 33 кв. м. в черте г.Осинники.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2016 года.

Председательствующий: