ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-682/2024 от 09.01.2024 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №2-682/2024

48RS0001-01-2023-007334-42

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2024 года

Советский районный суд г. Липецка в составе:

Председательствующего судьи Сушковой Л.А.,

при секретаре Вороновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Липецкой области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области обратилось в суд с иском к ИП ФИО1 о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. В обоснование требований указало, что ИП ФИО1 неоднократно нарушены требования, установленные п. 1 ч. 6 ст. 20.1 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ, п. 12 Правил от 26.04.2019 № 515. Истцом в отношении ответчика проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований с целью оценки соблюдения требований, установленных действующим законодательством. В ходе проверки зафиксировано 21 отклонение, связанное с реализацией духов и туалетной воды с кодом маркировки участником, находящимся в ненадлежащем статусе. Учитывая, что ответчик в течение длительного времени осуществляет реализацию товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, являясь незарегистрированным в ГИС МТ «Честный знак» в качестве участника оборота парфюмерной продукции, и продолжает осуществление своих противоправных действий после неоднократного получения им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, истец просит признать действия ответчика выразившиеся в реализации духов и туалетной воды с кодом маркировки в отсутствие его регистрации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ «Честный знак») в качестве участника оборота духов и туалетной воды, противоправными в отношении неопределенного круга лиц. Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность прекратить нарушение требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ «Честный знак»), а именно: осуществить регистрацию в указанной системе в качестве участника оборота духов и туалетной воды (парфюмерной продукции).

Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: … обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, как государственный орган, осуществляющий в числе прочих функций, государственный контроль в сфере защиты прав потребителей, является лицом, уполномоченным на обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьями 8, 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об исполнителе, режиме работы и реализуемых услугах. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, размещая указанную информацию на вывеске. Исполнитель - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

В силу ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», п. 3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения услуг. Информация должна находиться в удобном для обозрения месте. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации, - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Как указано в пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 3 81 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № Э81-ФЗ) товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, являются товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки средствами идентификации.

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р утвержден Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с которым духи и туалетная вода подлежат обязательной маркировке средствами идентификации. Срок введения обязательной маркировки 01.12.2019.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957 утверждены Правила маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды.

Как установлено частью 7 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, ввод в оборот, оборот и вывод из оборота товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускаются.

На основании части 10 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, нарушившие правила маркировки товаров средствами идентификации и (или) не исполнившие обязанность по передаче в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, предусмотренных указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 статьи 8 названного Федерального закона.

Как указано в части 1 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, создана государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ «Честный знак»).

В соответствии с частью 2 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ГИС МТ «Честный знак», порядок предоставления информации, содержащейся в данной системе и ее отнесения к общедоступной информации, порядок взаимодействия ГИС МТ «Честный знак» с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, установлены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (далее - Постановление от 26.04.2019 № 515).

На основании части 5 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать в ГИС МТ «Честный знак» информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением от 26.04.2019 № 515 (далее - Правила от 26.04.2019 № 515).

Положениями части 6 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ установлено, что информация, содержащаяся в ГИС МТ «Честный знак», в обязательном порядке должна включать в себя сведения о зарегистрированных в системе участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (пункт 1); сведения о зарегистрированных в системе товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (пункт 2); сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары (на упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средства идентификации), подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации (пункт 3); сведения о технических средствах информационного обмена, используемых участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с системой (пункт 4); сведения о нарушениях требований об обязательной маркировке товаров средствами идентификации, выявленных потребителями этих товаров (пункт 5); иные сведения, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 6).

В соответствии с пунктом 12 Правил от 26.04.2019 № 515, представление информации об обороте товаров оператору для ее включения в информационную систему мониторинга осуществляется участниками оборота товаров после прохождения ими регистрации в информационной системе мониторинга и предоставления им доступа к личному кабинету.

Как установлено подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» (далее - Постановление и Правила от 31.12.2019 № 1957) участники оборота духов и туалетной воды в соответствии с утвержденными указанным постановлением Правилами осуществляют свою регистрацию в ГИС МТ «Честный знак» до 31.03.2020 года включительно либо с 01.04.2020 года в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участником оборота парфюмерной продукции деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) выводом из оборота маркированной парфюмерной продукции.

Однако ИП ФИО1 неоднократно нарушены требования, установленные пунктом 1 части 6 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3, пункта 12 Правил от 26.04.2019 № 515, подпунктом «а» пункта 2 Постановления от 31.12.2019 №1957, что подтверждается материалами контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.

Так, Управлением 01.03.2023 года в соответствии со статьей 74 Генерального закона РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005 (далее - Положение от 25.06.2021 № 1005), п. 3.3.2.7 плана работы Управления и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» на 2023 год, утв. руководителем Управления 28.11.2022, а также графика проведения мониторинга безопасности информации, размещенной в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет») на сайте ГИС МТ «Честный знак» по адресу https://gov.crpt.ru/, в отношении ИП ФИО1 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения соблюдением обязательных требований с целью оценки соблюдения ИП ФИО1 требований, установленных действующим законодательством.

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований Управлением зафиксировано 21 отклонение, связанное с реализацией духов и туалетной воды с кодом маркировки участником, находящимся в ненадлежащем статусе, что является нарушением требования, установленного подпунктом «а» пункта 2 Постановления от 31.12.2019 № 1957.

Пример одного из 21 зарегистрированного отклонения: код - 0104640007237533215hh*GlhubqXka, товар - 04640007237533, вид отклонения - «Оборот незарегистрированным ГИС (и/или ТГ) участником», который 22.02.2023 года выведен из оборота по адресу: 399151, Липецкая обл., <...>, дата регистрации отклонений - 22.02.2023. Операция «Вывод из оборота» по причине «розничная реализация» (тип документа - чек продажи) имела место 1 раз на сумму 275,00 руб.

Таким образом, 01.03.2023 года в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований управлением установлен 21 факт продажи ИП ФИО1 по адресу: 399151, Липецкая обл., <...>, духов и туалетной воды в период с 01.01.2023 по 01.03.2023 в отсутствие его обязательной регистрации в ГИС МТ «Честный знак» в качестве участника оборота духов и туалетной воды. Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра № 131 от 01.03.2023.

В связи с нарушением требований действующего законодательства Управлением объявлено ИП ФИО1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 01.03.2023 № 141/06, вручено ему 22.03.2023 года. Возражение на указанное предостережение в порядке, установленном пунктом 17 Положения от 25.06.2021 № 1005, в Управление от контролируемого лица не поступало.

В ходе повторного проведения 24.05.2023 года Управлением наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП ФИО1 в ГИС МТ Честный знак» за период с 02.03.2023 по 24.05.2023 выявлено 10 отклонений, связанных с реализацией духов и туалетной воды с кодом маркировки участником, находящимся в ненадлежащем статусе, что зафиксировано в акте осмотра № 286 от 24.05.2023, и Управлением повторно объявлено контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 25.05.2023 № 330/06, которое направлено в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением и вручено ему. Возражение на предостережение в Управление не поступало.

По результатам проведения 10.07.2023 года Управлением наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП ФИО1 в ГИС МТ Честный знак» за период с 25.05.2023 по 10.07.2023 выявлено 3 отклонения, связанные с реализацией духов и туалетной воды с кодом маркировки участником, находящимся в ненадлежащем статусе. Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра № 346 от 10.07.2023, Управлением снова объявлено Ответчику предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.07.2023 № 404/06 (конверт возвращен).

В ходе проведения 16.08.2023 года Управлением очередного наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП ФИО1 в ГИС МТ Честный знак» за период с 11.07.2023 по 16.08.2023 выявлено 6 отклонений, связанных с реализацией духов и туалетной воды с кодом маркировки участником, находящимся в ненадлежащем статусе. Данные нарушения зафиксированы в акте осмотра № 458 от 16.08.2023. Управлением объявлено ИП ФИО1 четвертое по счету предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 17.08.2023 № 518/06, которое получено им 28.08.2023 года. Возражение на предостережение в Управление не поступало.

В ходе проведения Управлением 05.09.2023 года наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП ФИО1 в ГИС МТ Честный знак» за период с 17.08.2023 по 05.09.2023 выявлено 1 отклонение, связанное с реализацией духов и туалетной воды с кодом маркировки участником, находящимся в ненадлежащем статусе, которое зафиксировано в акте осмотра № 464 от 05.09.2023. Учитывая указанное, Управлением объявлено ИП ФИО1 очередное (пятое по счету) предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 06.09.2023 № 531/06, которое вручено ему 22.09.2023 года. Возражение на предостережение в Управление также не поступало.

Таким образом, за период с 01.01.2023 по 05.09.2023 ГИС МТ «Честный знак» зафиксировано 41 отклонение, связанное с реализацией ответчиком духов и туалетной воды с кодом маркировки, являясь при этом незарегистрированным в системе участником, что является нарушением действующего законодательства, в связи с чем Управлением неоднократно объявлены ответчику предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Ответчик ИП ФИО1 предоставил сведения о том, что после предъявления настоящего иска в суд 09.11.2023 года осуществил регистрацию в системе в качестве участника оборота духов и туалетной воды (парфюмерной продукции).

Анализируя представленные доказательства, поскольку ответчик осуществил регистрацию в системе в качестве участника оборота духов и туалетной воды (парфюмерной продукции) после предъявления к нему иска, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Липецкой области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в реализации духов и туалетной воды с кодом маркировки в отсутствие его регистрации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ «Честный знак») в качестве участника оборота духов и туалетной воды, подлежат удовлетворению.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность прекратить нарушение требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ «Честный знак»), а именно: осуществить регистрацию в указанной системе в качестве участника оборота духов и туалетной воды (парфюмерной продукции).

Поскольку ответчик после предъявления иска в суд исправил допущенные нарушения, суд считает решение в части возложения на ответчика обязанности прекратить нарушение требований не приводить в исполнение как исполненное.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Липецкой области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>), выразившиеся в реализации духов и туалетной воды с кодом маркировки в отсутствие его регистрации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ «Честный знак») в качестве участника оборота духов и туалетной воды, противоправными в отношении неопределенного круга лиц.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность прекратить нарушение требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ «Честный знак»), а именно: осуществить регистрацию в указанной системе в качестве участника оборота духов и туалетной воды (парфюмерной продукции).

Решение не приводить в исполнение как исполненное.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Сушкова

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2024 года.