ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-683/13 от 28.08.2013 Эхирит-булагатского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Усть-Ордынский           28 августа 2013 года

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Нядаева Г.Б., при секретаре Павловой О.Ф., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Балабановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-683/13 по заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Хулхановой Л.М. поданному в интересах неопределенного круга лиц к Думе муниципального образования «Алужинское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приведении Устава МО «Алужинское» в соответствие с действующим законодательством и обязании Думы МО «Алужинское» внести в Устав МО «Алужинское» изменения в соответствие с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

         Прокурор района, обратившись в суд с названным выше заявлением указывает, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.1.0.03 № 1.31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным, правовым актам субъектов Российской Федерации.

         В силу части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают в т.ч.. полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений.

         Согласно части 10 статьи 35 Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

         В соответствии со статьей 44 Закона Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в сил\" после их официального опубликования (обнародования)..

         Согласно, представленным 09.08.2013 Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области сведениям в период с 01.01.2011 по 08.08.2013 муниципальным образованием было зарегистрировано три решения о внесении изменений в Устав - от 27.04.2011 № 75; от 20.12.2011 № 91; от 08.11.2012 № 118. Регистрации состоялись соответственно 27.06.2011, 24.02.2012, 17.12.2012.

         Между тем, данные решения не предусматривают внесения в Устав изменений, которые, должны быть в нем отражены согласно следующим Федеральным законам, принятым в период с 201 1 по 2013 гг

         Федеральным законом от 28.11.2011г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 20 части 1 ст.14 Закона дополнен словами «, осуществление в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий сооружении и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений». Между тем, данные изменения в п.п. 20 п." 1 ст. 9 Устава не внесены.

         Федеральным законом от 25.12.2012г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российиской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» пункт 5 части 1 статьи 14.1 Закона признан утратившим силу. Вместе, с тем, п.п. 5 п. 1.1 ст. 9 Устава до настоящего времени утратившим силу не признан.

         Федеральным законом от 30.1.2.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации- и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 17 Закона дополнен пунктом 6.1 следующего содержания: «6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации». При этом статья 10 Устава, данной нормой не дополнена.

         Федеральным законом от 05.04.2013 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 23 части 1 статьи 14 Закона после слов «осуществление мероприятий по» дополнен словами «территориальной обороне и». Между тем, в п.п. 23 п. 1 ст. 9 Устава указанное изменение не учтено.

         23.01.2013 и 22.04.2013 Устав муниципального образования «Алужинское» был опротестован прокурором по причине не внесения изменений в п.п. 5 п. 1.1 ст. 9 и п.п. 23 п. 1 ст. 9 Устава соответственно. Протесты рассмотрены на заседании представительного органа поселения 04.03.2013 и 10.06.2013, о чем приняты решение №№ 130 и 144. Однако как следует из информации, представленной Управлением Минюста РФ по Иркутской области, указанные решения Думы МО «Алужинское» не зарегистрированы.         

         Кроме того, прокуратурой района в целях приведения Устава поселения в соответствие с действующим законодательством в адрес главы МО направлялись информации 24.04.2013 и 16.07.2013. Однако меры по внесению изменений в Устав представительным органом не приняты.

         Установлено, что последняя регистрация решения о внесении изменений в Устав поселения «Алужинское» состоялась 17.12.2012. Таким образом, со стороны Думы муниципального образования, уже более семи месяцев имеет место бездействие по приведению Устава в соответствие с действующим законодательством.

        Неполнота правового регулирования в данной сфере нарушает законные права и интересы, граждан, приводит к бездействию должностных лиц в названных сферах правоотношений.

        В соответствии со ст.78 Федерального закона от 06.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия (бездействие) органов местно самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

        В судебном заседании помощник прокурора Эхирит-Булагатского района Балабанова М.А. поддержали заявление прокурора Эхирит-Булагатского района по доводам и основаниям указанным в нём. Просит их удовлетворить.

       Представитель Думы МО «Алужинское» ФИО1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, написал заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Думы. Требования прокурора района признаёт.

       Суд, выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

       Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.1.0.03 № 1.31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным, правовым актам субъектов Российской Федерации.

         В силу части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают в т.ч. полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений.

         Согласно части 10 статьи 35 Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

         В соответствии со статьей 44 Закона Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)..

         Устав поселения в последней редакции (с изм. от 09.11.2012 № 24) в полном объеме опубликован в общественно-политической газете «Ахинский вестник» 08.12.2012 № 8.

         Согласно, представленным 09.08.2013 Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области сведениям в период с 01.01.2011 по 08.08.2013 муниципальным образованием было зарегистрировано три решения о внесении изменений в Устав - о от 27.04.2011 № 75; от 20.12.2011 № 91; от 08.11.2012 № 118. Регистрации состоялись соответственно 27.06.2011, 24.02.2012, 17.12.2012.

         Между тем, данные решения не предусматривают внесения в Устав изменений, которые, должны быть в нем отражены согласно следующим Федеральным законам, принятым в период с 2011 по 2013 г.г.

         Федеральным законом от 28.11.2011г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 20 части 1 ст.14 Закона дополнен словами «, осуществление в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий сооружении и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений». Между тем, данные изменения в п.п. 21 п. 1 ст. 6 Устава не внесены.

         Федеральным законом от 25.12.2012г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российиской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» пункт 5 части 1 статьи 14.1 Закона признан утратившим силу. Вместе, с тем, п.п. 4 п. 1 ст. 7 Устава до настоящего времени утратившим силу не признан.

         Федеральным законом от 30.1.2.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации- и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 17 Закона дополнен пунктом 6.1 следующего содержания: «6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации». При этом статья 8 Устава, данной нормой не дополнена.

         Федеральным законом от 05.04.2013 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 23 части 1 статьи 14 Закона после слов «осуществление мероприятий по» дополнен словами «территориальной обороне и». Между тем, в п.п. 24 п. 1 ст. 6 Устава указанное изменение не учтено.

         Из представленных материалов следует, что 23.01.2013 и 22.04.2013 Устав муниципального образования «Алужинское» был опротестован прокурором по причине не внесения изменений в п.п. 5 п. 1.1 ст. 9 и п.п. 23 п. 1 ст. 9 Устава соответственно. Протесты рассмотрены на заседании представительного органа поселения 04.03.2013 и 10.06.2013, о чем приняты решение №№ 130 и 144. Однако как следует из информации, представленной Управлением Минюста РФ по Иркутской области, указанные решения Думы МО «Алужинское» не зарегистрированы.         

         Кроме того, прокуратурой района в целях приведения Устава поселения в соответствие с действующим законодательством в адрес главы МО направлялись информации 24.04.2013 и 16.07.2013. Однако меры по внесению изменений в Устав представительным органом не приняты.

         Из справки, представленной Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области установлено, что последняя регистрация решения о внесении изменений в Устав поселения «Алужинское» состоялась 17.12.2012. Таким образом, со стороны Думы муниципального образования, уже более семи месяцев имеет место бездействие по приведению Устава в соответствие с действующим законодательством.

        Неполнота правового регулирования в данной сфере нарушает законные права и интересы, граждан, приводит к бездействию должностных лиц в названных сферах правоотношений.

        В соответствии со ст.78 Федерального закона от 06.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия (бездействие) органов местно самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

        В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопредленного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

        Таким образом, в судебном заседании установлено бездействие Думы муниципального образования «Алужинское», выразившееся в не приведении устава муниципального образования «Алужинское» в соответствие с действующим законодательством, поэтому заявление прокурора Эхирит-Булагатского района как законное и обоснованное, подлежит удовлетворению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Эхирит-Булагатского района Хулхановой Л.М. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Думы МО «Алужинское», выразившееся в не приведении Устава муниципального образования «Алужинское» в соответствие с действующим законодательством, незаконным.

Обязать Думу МО «Алужинское» внести с Устав муниципального образования «Алужинское» изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.11.2011 №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2012 №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2012 №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», провести государственную регистрацию этих изменений.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                  Г.Б.Нядаев