Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2020 года
Дело № 2-683/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2020 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко А.А.
при секретаре Павловой В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к в/части 26808, филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» «2 финансово – экономическая служба» об установлении должностного оклада за работу в сельской местности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к в/части 26808, филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» «2 финансово – экономическая служба» (далее по тексту – филиал ФГКУ «ОСК» СФ «2 ФЭС») об установлении должностного оклада за работу в сельской местности.
В обоснование заявленных требований указала, что с 18.10.2016 работает в в/части 26808, в качестве заведующей аптекой медицинского пункта.
В соответствии с действующим на момент ее трудоустройства Приказом Министра Обороны № 255 от 23.04.2014 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583», который предусматривал разделение размеров должностных окладов (тарифных ставок) медицинских работников в зависимости от расположения бюджетного учреждения на две категории: в городе и сельской местности, ей был установлен оклад применительно к окладам, установленным в городе.
Считает установление ей оклада не как работнику сельской местности, а как работнику в городе, незаконным, нарушающим ее трудовые права, 06.03.2020 обратилась к командиру в/части с заявлением об установлении ей должностного оклада применительно к окладам, установленным в сельской местности с перерасчетом заработной платы за истекшие три года.
Указанное заявление было возвращено без удовлетворения, поскольку местом дислокации в/части 26808 является нп. Североморск-3, входящий в состав ЗАТО г. Североморск, вся территория которого, в силу положений п. 2 ст. 1 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании, является муниципальным образованием со статусом городского округа.
Отказ в удовлетворении заявления считает незаконным, не основанным на нормах действующего законодательства.
В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как в ранее действующей редакции, а так и в настоящее время, городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом, в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 609-О, само по себе наделение закрытого административного-территориального образования статусом городского округа не означает изменения состава входящих в него населенных пунктов и их отнесение к той или иной категории населенных пунктов.
Исходя из подп. «л» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», образование, преобразование и упразднение населенных пунктов, в том числе входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, отнесение их к категории городских или сельских населенных пунктов, распространение на те или иные территории административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации режима сельской местности производится посредством принятия и изменения законодательства субъектов Российской Федерации об административно-территориальном устройстве.
В соответствии с Законом Мурманской области № 96-01-ЗМО населенный пункт – застроенная и (или) подлежащая застройке часть территории в пределах установленной границы, имеющая официальное наименование и служащая местом постоянного проживания людей.
Населенные пункты, находящиеся на территории Мурманской области, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. К сельским населенным пунктам относятся все остальные населенные пункты. Обособленные военные городки, расположенные вне населенных пунктов, относятся к категории сельских населенных пунктов.
Населенные пункты, учтенные до вступления в силу указанного Закона, приобретают статус населенного пункта, установленного настоящим Законом, и относятся к следующим категориям: а) города областного, районного значения – к категории городов; б) рабочие поселки, поселки городского типа – к категории поселков городского типа; в) иные населенные пункты – к категории сельских населенных пунктов.
Учитывая, что в установленном порядке законами Мурманской области населенный пункт Североморск-3 не отнесен ни к городским, ни к сельским поселениям, что населенные пункты, учтенные до даты вступления указанного Закона в силу, приобрели статус населенного пункта в соответствующей категории, отнесение населенного пункта Североморск-3 к городским поселениям является ошибочным.
О неправомерности подобной позиции свидетельствует и то обстоятельство, что согласно разделу 2 Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденного постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 413, населенный пункт Североморск-3 и входил ранее, и входит в настоящее время в состав гор. Североморска Мурманской области как сельский населенный пункт (код ОКАТО – 47 530 000 008).
Аналогичная позиция изложена в письме министерства юстиции Мурманской области от 20.12.2019.
В соответствии с ныне действующим Приказом Министра Обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», ей, как начальнику (заведующему) структурным подразделением (из числа провизоров), не имеющему квалификационной категории установлен оклад в размере 11 870 рублей 00 копеек.
Полагает, что применительно к окладам этой же категории лиц в сельской местности, ей должен быть установлен оклад в размере 14 840 рублей 00 копеек.
С учетом изложенного, просит обязать ответчика установить ей должностной оклад применительно к окладам, установленным в сельской местности, в размере 14 840 рублей 00 копеек, обязать командование в/части 26808 произвести перерасчет заработной платы за период с марта 2017 года по март 2020 года.
Истица ФИО1, будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ей не известно о принадлежности земель, занимаемых в/частью 26808 к собственности Российской Федерации, поскольку отзыв ответчика таких сведений не содержит.
Представитель в/части 26808, извещенный надлежаще о времени и месте, в судебное заседание не явился, мнение по иску не выразил. Ранее просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика филиала ФГКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменное мнение, согласно которого полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Указал, что место нахождения в/части 26808 является н.п. Североморск-3.
Указом Президента РФ от 26.11.1196 № 1606 (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2006 № 1229) г. Североморск с прилегающими населенными пунктами Сафоново, Сафоново-1, Североморск-3, Щукозеро Мурманской области преобразован в закрытое административно-территориальное образование г. Североморск.
Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 № 333-ФЗ) «О закрытом административно-территориальном образовании» определяет, правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.
В силу п. 2 ст. 1 указанного Закона вся территория закрытого административного-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа, что нашло своем отражение также и в Уставе муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск».
Согласно п.п. 1.6 Устава административным центром муниципального образования ЗАТО г. Североморск является город Североморск.
Пункт 2.1 Устава предусматривает, что Муниципальное образование ЗАТО г. Североморск образовано в границах, совпадающих с границами закрытого административно-территориального образования город Североморск.
Согласно п. 2.2 Устава, границы ЗАТО г. Североморск утверждены Указом Президента РФ от 03.11.2006 № 1229.
Уставом ЗАТО г. Североморск населенным пунктам и землям, составляющим территорию муниципального образования ЗАТО г. Североморск, статус села (сельской местности) не придан, не содержится подобного указания и в Реестре административно-территориального устройства Мурманской области, в связи с чем можно сделать вывод, что н.п. Севермоорск-3 Мурманской области не относится к сельской местности г. Североморска Мурманской области.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Мурманской области от 06.01.1998 № 96-01-ЗМО «Об административно-территориальном устройстве Мурманской области (с учетом изменений и дополнений) в состав Мурманской области входит административно-территориальная единица – ЗАТО г. Североморск.
В соответствии с п. 2 ст. 9 вышеуказанного Закона населенные пункты, находящиеся на территории Мурманской области, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. К сельским населенным пунктам относятся населенные пункты, не отнесенные в установленном порядке к категории городов или поселков городского типа или отнесенные в установленном порядке к категории сельских населенных пунктов. Обособленные военные городки, расположенные вне населенных пунктов, относятся к категории сельских населенных пунктов.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 9 указанного Закона закрытым административно-территориальным образованием является территориальная единица, правовой статус, территория, границы, наименование, порядок образования, преобразования и упразднения которой определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 ст. 1 Закона Мурманской области «О наделении статусом городского округа закрытых административно-территориальных образований Мурманской области» № 530-01-ЗМО от 02.12.2004 (в ред. От 24.06.2016) закрытое административное-территориальное образование г. Североморск, с населенными пунктами: г. Североморск (административный центр округа), поселок городского типа (далее – сокращение «п.г.т.») Росляково, п.г.т. Сафоново, н.п. Североморск-3, н.п. Щукозеро.
С учетом изложенного, просили отказать истцу в иске в полном объеме, а в случае удовлетворения исковых требований, применить срок исковой давности, установленный ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, частично обозрев материалы гражданского дела № 2-2146/2014, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО1 с 18.10.2016 по настоящее время работает в в/части 26808, в должности заведующей аптекой медицинского пункта с установлением оклада применительно к окладам, установленным в городе. Проживает в ЗАТО <...>.
Истица полагает, что н.п. Североморск-3, где она осуществляет трудовую деятельность относится к категории сельского населенного пункта, в связи с чем должностной оклад ей должен быть установлен как работнику сельской местности.
Однако, суд находит позицию истицы ошибочной, основанной на неверном толковании закона.
С 01.12.2008 года на основании Постановления Правительства РФ № 583 от 05.08.2008, Приказа Министра обороны РФ № 255 от 23.04.2014 введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Приказом Министра Обороны РФ № 255 от 23.04.2014 года «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583», вступившим в законную силу с 27.07.2014 года, утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к приказу); Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к приказу); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к приказу).
Приказ Министра Обороны РФ № 255 от 23.04.2014 признан утратившим силу с 18.09.2018.
В настоящее время вопросы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации урегулированы Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545.
Согласно Главы III «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере здравоохранения, таблица 74 раздел «медицинские и фармацевтические работники» Приказа Министра обороны № 545 от 18.09.2019 оклад по должности начальника (заведующего) структурного подразделения (из числа провизоров), не имеющего квалификационной категории установлен в городе - 11 870 руб., в сельской местности - 14 840 руб.
Установление размера должностного оклада работнику является компетенцией руководителя, а для установления должностного оклада по категории населенного пункта необходимо подтверждение статуса местности, в которой работник осуществляет трудовую деятельность.
Местом дислокации в/части 20226 указывается н.п. Североморск-3, согласно административно-территориальному делению входящий в ЗАТО г. Североморск, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2006 № 1229 «Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования – города Североморска Мурманской области», Законом Мурманской области от 29.12.2004 № 582-01-ЗМО «Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области» и Приложением к нему с указанием границ муниципального образования закрытое административно-территориальное образование город Североморск, а также Уставом муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», принятым решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 года № 218.
Указом Президента РФ от 26.11.1996 № 1606 город Североморск преобразован в закрытое административно-территориальное образование город Североморск с прилегающими населенными пунктами. Пункт 2 данного Указа предусматривает, что все вопросы деятельности закрытого административно-территориального образования - города Североморска, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», находятся в ведении Мурманской области.
Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.
В соответствии с п. 1 ч. 1 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В силу п. 2 ст. 1 указанного Закона вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа.
Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.
Аналогичное понятие и правовой статус закрытого административно-территориального образования определяет Устав муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», принятый решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218.
Так, п. 1.4 установлено, что ЗАТО г. Североморск находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и объектам.
Согласно п. 1.6 Устава административным центром муниципального образования ЗАТО г. Североморск является город Североморск.
Пункт 2.1 Устава предусматривает, что Муниципальное образование ЗАТО г. Североморск образовано в границах, совпадающих с границами закрытого административно-территориального образования город Североморск. Границы ЗАТО г. Североморск утверждены Указом Президента Российской Федерации (п. 2.2 Устава).
Из изложенного следует, что Уставом ЗАТО г. Североморск населенному пункту Североморск-3 статус сельской местности не придан.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» под сельскими территориями (сельской местностью) понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544).
Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» от 13.12.2017 № 1544 дано аналогичное понятие «сельской местности».
Согласно документов, полученных из ГУ 1973 ОМИС (гражданское дело № 2-2146/2014 л.д. 57-60), территория, занимаемая в/частью 26808 находится в границах земельного участка, который относится к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, информатики, космического обеспечения, энергетики, земли обороны и иного специального назначения, является собственностью Российской Федерации. Указанный земельный участок, в том числе и территория в/ч 26808 входит в границы ЗАТО г. Североморск.
Таким образом, занимаемая в/частью 26808 территория, не может являться сельской местностью в том смысле, в котором ее определяет законодатель, давая соответствующее понятие, поскольку земельный участок, на котором расположена в/часть относится к землям специального назначения и является собственностью Российской Федерации.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно ст. 9 Закона Мурманской области 06.01.1998 № 96-01-ЗМО «Об административно-территориальном устройстве Мурманской области» (с учетом внесенных изменений и дополнений) в состав Мурманской области входит административно-территориальная единица - закрытое административно-территориальное образование город Североморск.
Населенные пункты, находящиеся на территории Мурманской области, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. К сельским населенным пунктам относятся населенные пункты, не отнесенные в установленном порядке к категории городов или поселков городского типа или отнесенные в установленном порядке к категории сельских населенных пунктов. Обособленные военные городки, расположенные вне населенных пунктов, относятся к категории сельских населенных пунктов.
Вместе с тем, указанный Закон Мурманской области правовой статус закрытого административно-территориального образования не определяет.
Кроме того, пункт 3 ст. 9 указанного Закона содержит отсылочную норму, согласно которой закрытым административно-территориальным образованием является территориальная единица, правовой статус, территория, границы, наименование, порядок образования, преобразования и упразднения которой определяются законодательством Российской Федерации.
Настоящий Закон применяется в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, предусмотренных Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 ст. 1 Закона Мурманской области «О наделении статусом городского округа закрытых административно-территориальных образований Мурманской области» № 530-01-ЗМО от 02.12.2004 (в ред. от 19.12.2014) муниципальное образование закрытое административно-территориальное образование город Североморск, с населенными пунктами: г. Североморск, пгт. Сафоново, н.п. Североморск-3, н.п. Щукозеро является городским округом.
Проживание граждан в ЗАТО (в отличие от работников сельской местности) подлежит особой социальной компенсации.
Так, п. 1 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» установлено, что проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации, которая включает в себя повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости. Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Суд находит несостоятельными ссылки указанных участников процесса на положения «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 413, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку названные нормативные правовые акты также не регулируют правовой статус закрытого административно-территориального образования и не определяют понятие сельской местности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в/часть 26808 находится в границах сельского населенного пункта, а населенный пункт Североморск-3 Мурманской области относится к сельской местности.
При изложенных обстоятельствах, оснований для установления истице должностного оклада как работнику сельской местности - не имеется, в связи чем, также не имеется оснований и для возложения на командование в/части 26808 обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с марта 2017 года по март 2020 года.
С учетом вышеприведенных выводов суда, иные доводы истицы на существо принимаемого решения не влияют.
Суд рассматривает спор в пределах заявленных исковых требований и по основаниям, заявленным истцом.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении иска к в/части 26808, филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово – экономическая служба» об установлении должностного оклада за работу в сельской местности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.А. Ревенко