Дело № 2-683/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2015 года п.Белоярский.
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,
с участием старшего помощника Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллиной Е.С.,
при секретаре Изгагиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к администрации Белоярского городского округа, Управлению Департамента лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов, возложении обязанности организовать сбор бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Белоярский межрайонный прокурор обратился в Белоярский районный суд с иском к администрации Белоярского городского округа, Управлению Департамента лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконным бездействия Администрации Белоярского городского округа по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории земельного участка урочища <...> обязании до <дата> организовать сбор бытовых отходов с территории вышеуказанного земельного участка, с вывозом отходов на место, предназначенное для их накопления и размещения; признании незаконным бездействие Управления Департамента лесного хозяйства <адрес> по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории участка лесного фонда урочища <...> обязании до <дата> организовать сбор бытовых отходов с территории вышеуказанного участка лесного фонда, с вывозом отходов на место, предназначенное для их накопления и размещения.
В обоснование исковых требований указал следующее.
Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части своевременного сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Белоярского городского округа. Проверкой установлено, что на территории участков лесного фонда: урочища <...> расположенных в границах Белоярского городского округа, расположены свалки бытовых отходов, включающие в себя полиэтилен, пластиковые емкости, пищевые отходы, картон.
Старший помощник Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллина Е.С. в судебном заседании вышеназванные исковые требования с учетом их уточнения поддержала.
Представитель ответчика Администрации Белоярского городского округа Беляев О.В. требование о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов не признал, с требованием о возложении на администрацию обязанности организовать сбор бытовых отходов с территории земельного участка урочища <...> вывозом отходов на место, предназначенное для их накопления и размещения, согласился. Суду пояснил, что данный земельный участок находится на территории Белоярского городского округа, его собственник не определен, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на этом участке должна быть возложена на администрацию городского округа.
Представитель ответчика Управления Департамента лесного хозяйства Свердловской области ФИО1 с исковыми требованиями прокурора не согласился в полном объеме на основании представленного суду письменного отзыва. Суду пояснил, что истцом не представлено доказательств того, что были предприняты все меря для установления непосредственного причинителя вреда.
Выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В заявлении, направленном ГКУ СО «Свердловское лесничество» в адрес Белоярского межрайонного прокурора <дата>, содержится информация о том, что на территории ГКУ СО «Свердловское лесничество» Режиковского участкового лесничества в квартале <...> присутствуют несанкционированные свалки бытового мусора (л.д.8). Информация, содержащаяся в заявлении, подтверждается приложенными к нему фотоснимками (л.д.9).
Из ответа директора ГКУ СО «Свердловское лесничество» в адрес прокурора от <дата> следует, что выдел <...>» Режиковского участкового лесничества ГКУ СО «Свердловское лесничество» относится к землям Государственного лесного фонда. Выдел <...> не вошел в государственную регистрацию земель Государственного лесного фонда, передан для нужд администрации Белоярского городского округа (л.д.40).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданном <дата> как повторное, взамен свидетельства от <дата>, на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>», Режиковское участковое лесничество, урочище <...><...>) находится в собственности Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства и лесопользования (л.д.41-43).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регурироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16).
На основании п.19 ст.33 Устава Белоярского городского округа, к полномочиям администрации городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ», Закрепление пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований указанное направление деятельности городских округов в виде нормы общего характера, федеральный законодатель исходил из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе названного Федерального закона во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством. Это означает, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (пункт 4).
Федеральный закон "Об охране окружающей среды", рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (статья 51).
Исходя из того что издержки на восстановление окружающей среды должны нести прежде всего субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие, названный Федеральный закон, в частности, обязывает юридические лица и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39). Одновременно им закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 3 и 5 - 7) (пункт 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования. В системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти (пункт 5.1 Постановления Конституционного Суда РФ).
Как указано в пункте 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
В связи с изложенным, исковые требования Белоярского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход бюджета Белоярского городского округа подлежит взысканию солидарно госпошлина в размере <...> рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории земельного участка урочища <...>.
Обязать Администрацию Белоярского городского округа до <дата> организовать сбор бытовых отходов с территории земельного участка урочища <...>, с вывозом отходов на место, предназначенное для их накопления и размещения.
Признать незаконным бездействие Управления Департамента лесного хозяйства Свердловской области по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории участка лесного фонда урочища <...>
Обязать Управление Департамента лесного хозяйства Свердловской области до <дата> организовать сбор бытовых отходов с территории участка лесного фонда урочища <...> с вывозом отходов на место, предназначенное для их накопления и размещения.
Взыскать с Администрации Белоярского городского округа, Управления Департамента лесного хозяйства Свердловской области в равных долях в доход бюджета Белоярского городского округа госпошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.Л.Курбатова.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2015 года