ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-683/2021 от 17.02.2022 Светловского городского суда (Калининградская область)

№ 2-91/2022

УИД 39RS0021-01-2021-001286-53

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Светловский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Янч О.В.,

при секретаре Лукас О.Ю.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Калининградской области к ФИО3 о взыскании гранта в форме субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство сельского хозяйства Калининградской области обратилось в суд с вышеназванным иском, в котором просит взыскать с ФИО2 в доход областного бюджета средства гранта в форме субсидии в размере 2 703 780 рублей.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что между истцом и ответчиком было заключено соглашение от 25.10.2019 года о предоставлении из областного бюджета гранта «Агростартап» в форме субсидии на реализацию проекта создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств -К(Ф)Х в размере 2 707 780 рублей. После заключения соглашения соответствующие средства перечислены на лицевой счет ответчика на основании платежного поручения от 22.11.2019 года . Согласно пунктам 3.1, 3.1.1.2 данного соглашения грант предоставляется в соответствии с порядком по результатам конкурсного отбора на предоставление грантов «Агростартап» в форме субсидии. Обязательства К(Ф)Х - получателя по форме, утвержденной уполномоченным органом, являются неотъемлемой частью соглашения и включают в себя обязательства по осуществлению деятельности ответчиком в течение не менее 5 лет с даты получения гранта и по достижению показателей, предусмотренных проектом создания и развития К(Ф)Х.В нарушение указанных условий соглашения, взятые на себя ответчиком обязательства не соблюдены. Деятельность ответчика прекращена 26.08.2021 года, то есть до истечения 5 лет с даты получения гранта, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ. Кроме того, по причине прекращения деятельности К(Ф)Х до истечения пятилетнего срока ответчиком не достигнуты предусмотренные проектом создания и развития К(Ф)Х показатели, не сохранены рабочие места в количестве, предусмотренном порядком и соглашением, приобретенное за счет средств гранта имущество не используетсяпо единственному возможному назначению в деятельности К(Ф)Х. Согласно пункту 8.1. соглашения в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с пунктом 5.1.9.2 соглашения в случае, если ответчиком не выполнены обязательства, предусмотренные соглашением, не выполнены иные условия, предусмотренные порядком и соглашением, истец обязан направить ответчику требование об обеспечении возврата гранта в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в требовании. В силу пункта 8.2 средства гранта подлежат возврату в областной бюджет в течение срока, установленного требованием уполномоченного органа о возврате средств гранта. Истцом в адрес ответчика направлено требование от 08.09.2021 г. № о возврате в течение 30 рабочих дней с даты получения требования полной суммы полученного гранта «Агростартап» в форме субсидии в размере 2 703 780 рублей. Пунктом 11.7.2 соглашения установлено, что документы и иная информация, предусмотренные настоящим соглашением, могут направляться сторонами соглашения посредством электронного взаимодействия. Указанная претензия отправлена истцом в адрес ответчика 08.09.2021 года по адресу электронной почты, а также 14.09.2021 года по почте России. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уведомление от ответчика о результатах рассмотрения претензии в установленный срок не получено. Возврат денежных средств гранта в областной бюджет в размере 2 703 780 рублей не произведен. По изложенным основаниям истец просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель истца ФИО1 заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил.

Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исходя из указанных обстоятельств, дело с согласия представителя истца рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Заслушав пояснения представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в силу статей 4 и 6 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 года), крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (статьи 16, 17 и 25 указанного Закона).

Статьей 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица путем создания крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке, предусмотренном законом. При этом главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть только гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Исходя из п. п. 1, 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорный отношений) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в целях выполнения государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», утверждённой Постановлением Правительства Калининградской области от 27.01.2014 года № 28, истец является получателем средств федерального бюджета, которому доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов «Агростартап» в форме субсидий на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 22.04.2021 года № 204 «Об оказании поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» истец уполномочен на проведение конкурсов и предоставление субсидий в форме грантов на основании решения конкурсной комиссии.

Индивидуальный предприниматель ФИО3 с 18.06.2019 года по 26.08.2021 года был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее по тексту - КФХ).

На основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора в рамках оказания поддержки в виде грантов «Агростартап» № от 03.10.2019 года ответчик ФИО3 был признан победителем конкурсного отбора.

25 октября 2019 года между истцом и ответчиком заключено Соглашение
(далее по тексту - Соглашение), в соответствии с которым ФИО3 из областного бюджета были предоставлены средства гранта «Агростартап» в форме субсидии на реализацию проекта создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств - КФХ в размере 2 703 780 рублей.

Согласно пунктам 3.1, 3.1.1.2 Соглашения грант предоставляется в соответствии с порядком по результатам конкурсного отбора на предоставление грантов «Агростартап» в форме субсидии.

Обязательства КФХ - получателя гранта являются неотъемлемой частью соглашения и включают в себя обязательства по осуществлению деятельности ответчиком в течение не менее 5 лет с даты получения гранта и по достижению показателей, предусмотренных проектом создания и развития КФХ.

В нарушение указанных условий ответчик не исполнил взятые на себя обязательства, и прекратил деятельность в качестве крестьянского фермерского хозяйства 26.08.2021 года, то есть до истечения 5-ти лет с даты получения гранта.

Из пояснений представителя истца следует, что по причине прекращения деятельности КФХ ответчиком не достигнуты предусмотренные проектом создания и развития КФХ показатели, не сохранены рабочие места в количестве, предусмотренном Соглашением.

Доказательств обратного в материалы дела стороной ответчика не представлено.

В соответствии с пунктом 5.1.9.2 Соглашения в случае, если ответчиком не выполнены обязательства, предусмотренные Соглашением, не выполнены иные условия, предусмотренные порядком и Соглашением, истец обязан направить ответчику требование об обеспечении возврата гранта в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в требовании.

Данное требование было направлено в адрес ответчика 08.09.2021 года
; ФИО4 предложено в добровольном порядке в 30-дневный срок возвратить средства гранта в областной бюджет в размере 2 703 780 рублей.

Между тем, до настоящего времени возврат денежных средств ответчиком не произведен.

Разрешая заявленные требования истца по существу, оценив представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к выводу об их удовлетворении, и исходит из того, что ответчиком не выполнен установленный Соглашением
комплекс мероприятий, который гарантирует сохранение права на субсидию. Неисполнение условий Соглашения и бизнес-плана (проекта), на основании которых ответчику ФИО4 был предоставлен грант, в части достижения экономических показателей, создания необходимого количества рабочих мест, увеличения объема выпускаемой продукции, возврата гранта в виде налогов в бюджеты всех уровней, прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее срока реализации проекта расцениваются судом как нарушение условий Соглашения.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ФИО4 в доход бюджета Калининградской области средства гранта в форме субсидии в размере 2 703 780 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Министерства сельского хозяйства Калининградской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета Калининградской области средства гранта в форме субсидии в размере 2 703 780 (два миллиона семьсот три тысячи семьсот восемьдесят) рублей.

Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 21 718 (двадцать одна тысяча семьсот восемнадцать) рублей 90 копеек.

Разъясняется, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 февраля 2022 года.

Судья (подпись) О.В. Янч