Дело № 2-683/2021
56RS0019-01-2021-001409-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2021 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Липатовой Е.П.,
при секретаре Бородиной А.С.,
с участием представителя истца - старшего помощника Орского транспортного прокурора Митцевой Н.Х.,
представителя ответчика ОАО «РЖД» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-683/2021 по исковому заявлению Орского транспортного прокурора, действующего в интересах ФИО2, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании платы за фактически пройденную техническую учёбу с использованием системы дистанционного обучения,
у с т а н о в и л:
Орский транспортный прокурор, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», в котором просил:
- признать незаконным бездействие ответчика, которое выражено в не произведении ФИО2 оплаты за фактически пройденную в период с 01.01.2020 года по 31.03.2021 года техническую учёбу по 171 теме с использованием системы дистанционного обучения (далее - СДО) в размере, предусмотренном п. 4.3 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2020-2022 годы;
- обязать рассчитать количество времени, затраченное ФИО2 на прохождение в период с 01.01.2020 года по 31.03.2021 года технической учёбы по 171 теме с использованием СДО;
- взыскать с ответчика в пользу ФИО2 задолженность за фактически пройденную в период с 01.01.2020 года по 31.03.2021 года техническую учёбу с использованием СДО в размере, предусмотренном п.4.3 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2020-2022 годы.
В обоснование исковых требований указано, что Орской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в Эксплуатационном локомотивном депо Орск Южно-Уральской дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД». Как было установлено, ФИО2 работает на должности машиниста электровоза 11 разряда локомотивных бригад грузового движения производственного участка эксплуатации локомотивов эксплуатационного локомотивного депо Орск. В период с 01.01.2020 года по 31.03.2021 года он прошёл обучение в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» по 171 теме.
В соответствии с распоряжениями от 06.03.2019 года № «Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Организация технической учебы работников ОАО РЖД» (с изм. от 30.12.2020 года) и от 21.02.2020 года № «Об утверждении Временного регламента организации технической учебы работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги») система дистанционного обучения является составной частью технической учёбы в эксплуатационном локомотивном депо Орск.
В силу п. 4.3 коллективного договора ОАО «РЖД», п. 7.3 распоряжения № на работодателя возложена обязанность оплаты технической учёбы в форме дистанционного обучения, но таковая не произведена, чем нарушены права работника.
Прокурором настоящий иск подан в суд в интересах ФИО2 на основании обращения работника, в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Определением от 11.06.2021 года, вынесенным в протокольной форме, судом у истца принято уточнение исковых требований, а именно:
- взыскать с ОАО «РЖД» в пользу ФИО2 задолженность за фактически пройденную им в период с 01.01.2020 года по 31.03.2021 года техническую учёбу с использованием СДО в размере 996,96 руб., а также компенсацию за нарушение срока выплаты, начиная со дня, следующего дня после установленного срока выплаты, по день осуществления фактического расчёта (включительно).
Определением от 23.07.2021 года, вынесенным в протокольной форме, судом у истца принято уточнение исковых требований, а именно:
- взыскать с ОАО «РЖД» в пользу ФИО2 задолженность за фактически пройденную им в период с 01.05.2020 года по 31.03.2021 года техническую учёбу с использованием СДО в размере 938, 58 руб., а также компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 127, 02 руб.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, хотя извещён был надлежащим образом, ранее исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - ФИО1, действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, указав, что положения Стандарта ОАО «РЖД» «Организация технической учёбы работников ОАО «РЖД». Общие положения» позволяют определить, что оплате подлежит время такой технической учебы, которая проводилась в очной форме или дистанционно, но при обязательном участии участников обучающего процесса: и лица, проводящего (контролирующего) обучение, и обучаемого. Процесс самоподготовки, в котором работник не взаимодействует с преподавателем, является односторонним, произвольным, неподконтрольным, поэтому его невозможно регламентировать какими-либо временными рамками, и, следовательно, данный процесс не подлежит оплате работодателем.
Временный регламент организации технической учёбы работников эксплуатационных локомотивных депо дирекции тяги, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 21.02.2020 года №, был принят в целях регулирования особенностей проведения технической учебы именно для работников, непосредственно принимающих участие в процессе перевозки (движение поездов и маневровая работа).
В соответствии с должностной инструкцией работников локомотивных бригад, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2017 года №, к которым относится ФИО2, в обязанности машиниста входит: знание и выполнение ПТЭ, других нормативных актов Министерства транспорта РФ, нормативных документов ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной и экологической безопасности на локомотивах и настоящей должностной инструкции; повышение своей квалификации и технических знаний, профессиональное мастерство по вопросам вождения поездов, выполнения маневровой работы, технического обслуживания локомотивов.
Поскольку компетентность таких работников имеет огромное влияние на безопасность процесса перевозок, временным регламентом специально оговорено, что самоподготовка является элементом технической учёбы. Вместе с тем, с целью недопущения противоречия с общими положениями о технической учебе в компании, определёнными в СТО РЖД 08.020-2019, временный регламент оговаривает, что время, затрачиваемое работником на самоподготовку, не подлежит оплате в отличии от техучёбы в очной форме и/или в форме дистанционных технических занятий (п. 3.1).
Дополнительно представитель ответчика ОАО «РЖД» - ФИО1 заявила о пропуске срока исковой давности за период январь-март 2020 года, представив контррасчет исковых требований за период с мая 2020 года по март 2021 года в размере 938, 58 руб. (за пройденную техническую учебу с использованием СДО) и 127, 02 руб. (в качестве денежной компенсации за задержку выплат).
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. При этом, выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
Как указано в ст. 5 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами осуществляется:
- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ).
Судом установлено, что 02.03.2006 года ФИО2 был принят на должность помощника машиниста электровоза ОАО «РЖД» филиал «Южно-Уральская железная дорога» Локомотивное депо Орск, в тот же день с ним заключен трудовой договор (л.д. 19).
На основании приказа №, вынесенного 21.02.2011 года, ФИО2 переведён на должность машиниста электровоза локомотивной бригады грузового движения Производственного участка эксплуатации локомотивов Эксплуатационного локомотивного депо Оренбург Дирекции тяги Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» I группы (679,3 бала), г. Оренбург, с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией (л.д. 18, 20-21).
Согласно должностной инструкции работников локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо дирекции тяги, утв. распоряжением генерального директора ОАО «РЖД» от 25.12.2017 года №, машинист локомотивов обязан (л.д. 196-205):
- знать и выполнять ПТЭ, другие нормативные акты Министерства транспорта РФ, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте локомотивов, пожарной и экологической безопасности на локомотивах и настоящую должностную инструкцию (п. 3);
- повышать квалификацию и технические знания, профессиональное мастерство по вопросам вождения поездов, выполнения маневровой работы, технического обслуживания локомотивов (п. 4);
- проходить в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках и др. (п. 8).
Пунктом 4.3 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2020-2022 годы установлено, что работодатель обязуется проводить техническую учёбу в соответствии с локальными нормативными актами компании в рабочее время с выплатой работникам заработной платы в размере, установленном в трудовом договоре. Когда проведение технической учёбы в рабочее время невозможно, она проводится с согласия работника в нерабочее время с личным присутствием работника или в форме дистанционного обучения с оплатой по часовой тарифной ставке (доле оклада за один час работы), установленной в трудовом договоре, за каждый час обучения (л.д. 47-59).
Организация и проведение технической учёбы эксплуатационного локомотивного депо Орск осуществляется в соответствии со Стандартом ОАО «РЖД» «Организация технической учебы работников ОАО РЖД». Общие положения» (далее - СТО РЖД 08.020-2019), утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 06.03.2019 года № (л.д. 60-67) и Временным регламентом организации технической учёбы работников эксплуатационных локомотивных депо дирекции тяги, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 21.02.2020 года № (далее - Временный регламент, л.д. 70-74).
Исходя из положений п. 3.26 СТО РЖД 08.020-2019, техническая учёба - это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение требуемого уровня профессиональных знаний, умений и навыков без отрыва от производства.
Система дистанционного обучения (СДО), согласно п. 3.23 СТО РЖД 08.020-2019, в свою очередь, представляет собой программно-аппаратную среду, которая обеспечивает управление электронными дистанционными курсами, их доставку до обучающихся посредством сетевых технологий и сбор различной статистической информации о процессе обучения.
Техническая учёба проводится с целью непрерывного поддержания и планомерного повышения уровня профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» без отрыва от производства с использованием всех форм обучения за исключением обучения с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (п.1.1.1 Временного регламента).
Техническая учёба включает в себя следующие виды занятий: плановые и внеплановые, теоретические и практические занятия, еженедельные (предсменные) инструктажи, контрольные мероприятия (п. 4.7 СТО РЖД 08.020-2019).
Техническая учёба, в силу п. 1.1.6 Временного регламента, производится в следующих формах: система самоподготовки и поддержания компетенции, теоретические занятия, практические занятия.
Формы проведения занятий по технической учёбе определяются видом занятий (п. 4.9 СТО РЖД 08.020-2019).
Перечень тем, а также сроки и последовательность их изучения, порядок проведения технической учёбы в текущем году указываются в годовом плане (п. 6.1 СТО РЖД 08.020-2019, п. 2.1 Временного регламента).
При проведении теоретических занятий по технической учёбе и еженедельных (предсменных) инструктажей рекомендуется использовать самоподготовку в СДО в сочетании с проверкой знаний в СДО. При отсутствии технической возможности использования СДО для проведения технической учёбы допускается проводить очные технические занятия в форме самоподготовки, лекций, семинаров, аудио и видеоконференций, вебинаров с обязательной проверкой знаний в форме тестов или контрольных вопросов. При проведении занятий в форме аудио и видео конференций, вебинаров с проверкой знаний учёт знаний формируется в журнале на бумажном носителе (п. 4.10 СТО РЖД 08.020-2019).
Конспекты по (теоретическим) техническим занятиям могут храниться в СДО в виде электронных дистанционных курсов. Проведение практических занятий допускается только в очной форме (п. 4.12, 4.13 СТО РЖД 08.020-2019).
При отсутствии возможности использования СДО в структурном подразделении любого уровня технические занятия проводятся в очной форме (п. 4.15 СТО РЖД 08.020-2019).
В соответствии с п. 7.3 СТО РЖД 08.020-2019 техническая учёба проводится в рабочее время с выплатой обучаемым работникам заработной платы в размере, установленном в трудовом договоре. Когда проведение технической учёбы в рабочее время невозможно по объективным причинам, она проводится с письменного согласия работника в нерабочее время в очной форме и/или дистанционных технических занятий с оплатой по часовой тарифной ставке (доле оклада за 1 час работы), установленной в трудовом договоре, за каждый час технической учебы.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что СДО является составной частью технической учёбы в эксплуатационном локомотивном депо Орск, которая, в силу п. 4.3 Коллективного договора, п. 7.3 СТО РЖД 08.020-2019, подлежит оплате со стороны работодателя.
Вопреки доводам ответчика, суд не может отнести знания, полученные ФИО2 посредством СДО, к процессу самоподготовки, которая не подлежит оплате (п. 3.1 Временного регламента), поскольку указания на то, что форма электронного технического занятия предполагает обязательное взаимодействие участников процесса в режиме реального времени ни СТО РЖД 08.020-2019), утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 06.03.2019 года № (в редакции на момент спорных правоотношений), ни Временный регламент от 21.02.2020 года № не содержат. В то же время, исходя из п. 4.10 СТО РЖД 08.020-2019, работникам ОАО «РЖД» в рамках проведения теоретических занятий по технической учёбе и еженедельных инструктажей рекомендовано использовать именно самоподготовку в СДО в сочетании с проверкой знаний в СДО, что и имело место в рассматриваемом случае.
Материалами дела подтверждено и не оспорено стороной ответчика, что в период с мая 2020 года по март 2021 года ФИО2 в нерабочее время прошёл обучение в СДО, согласно плану проведения технической учёбы работников эксплуатационного локомотивного депо Орск, но работодателем не была произведена соответствующая оплата.
Как усматривается из расчёта, поддержанного обеими сторонами, оплата технической учёбы за период с мая 2020 года по март 2021 года составляет 938,58 руб.:
- с 01.01.2020 года по 30.09.2020 года (110 мин - 1,84 час.) в сумме 374,84 руб. (1,84 час. х 203,72 руб.);
- с 01.10.2020 года по 28.02.2021 года (119 мин - 1,98 час.) в сумме 407,42 руб. (1,98 час. х 205,77 руб.);
- с 01 по 31 марта 2021 года (45 мин - 0,75 час.) в сумме 156,32 руб. (0,75 час. х 208,43 руб.).
У суда нет оснований не доверять указанному расчёту, поскольку он основан на положениях п. 4.3 коллективного договора ОАО «РЖД», п. 7.3 СТО РЖД 08.020-2019, арифметически верен.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости взыскания с ОАО «РЖД» в пользу ФИО2 задолженности в размере 938,58 руб.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Принимая во внимание, что оплата технической учёбы в период с мая 2020 года по март 2021 года ФИО2 своевременно не произведена, последний имеет право на выплату денежной компенсации, размер которой, с учётом суммы задолженности, периода просрочки и данных о ключевой ставке Центрального банка РФ, должен составлять 127,02 руб.
Размер госпошлины, подлежащей взысканию с ОАО «РЖД» в пользу ФИО2 на основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, равен 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Орского транспортного прокурора, действующего в интересах ФИО2, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу ФИО2 задолженность за фактически пройденную в период с мая 2020 года по март 2021 года техническую учёбу с использованием системы дистанционного обучения в размере 938 рублей 58 копеек, а также компенсацию за нарушение срока выплаты в сумме 127 рублей 02 копейки.
Взыскать с акционерного общества «Российские железные дороги» в доход муниципального образования «город Орск» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г.Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 30.07.2021 года.
Судья Липатова Е.П.