Гражданское дело № 2-813/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Сергеевой О.Н.
при секретаре Низамовой Ф.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ульяновскэнерго» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Ульяновскэнерго» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов. В обоснование своих требований истец указал, что данное исковое заявление предъявлено в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных граждан, чьи права нарушены, не представляется возможным. Прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска по поступившим обращениям граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Ульяновска, находящихся в управлении различных управляющих компаний, в декабре 2015 г. проведена проверка по фактам выставления ОАО «Ульяновскэнерго» (ресурсоснабжающая организация) квитанций на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в ходе которой установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет гражданам на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах города Ульяновска. При этом, действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств. Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Проведенная прокуратурой района проверка показала, что большая часть многоквартирных домов на территории города Ульяновска находится в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, выступающих в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей. Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации - ОАО «Ульяновскэнерго» не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В связи с этим истец просит признать незаконными действия ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов города Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и возложить на ОАО «Ульяновскэнерго» обязанность прекратить совершать указанные действия. Обязать ОАО «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов города Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с момента расторжения ОАО «Ульяновскэнерго» договоров поставки электроэнергии с указанными организациями.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представители ответчика ОАО «Ульяновскэнерго» исковые требования не признали.
Представитель третьего лица ТСЖ «Вымпел» также исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска поддержал.
Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В силу части 2 статьи 161 названного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (части 2.2 и 2.3 статьи 161 указанного выше кодекса).
По статье 155 части 7.1 упомянутого выше кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 г. за № 354 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
На основании пункта 17 указанных Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил; б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил; в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Пунктами 8 и 9 указанных выше Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
По пункту 44 приведенных выше Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Засвияжского района г.Ульяновска обратился ФИО2, указывая, что собственниками <адрес> выбран способ управления данным многоквартирным домов управляющей компаний ООО <данные изъяты>», с которой заключен договор управления данным домом. однако ОАО «Ульяновскэнерго» направляет в его адрес платежные документы, в которых указана, в том числе и плата на общедомовые нужды ОДН как нормативные, так и сверхнормативные, в связи с чем просил провести прокурорскую проверку на предмет нарушения его прав как потребителя услуг по электрической энергии.
В ходе проведения прокурорской проверки было установлено, ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г.Ульяновска, управление которых осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами, на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решений общего собрания собственников помещений об оплате потребленной электрической энергии на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Ульяновскэнерго». При этом, ОАО «Ульяновскэнерго» в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и иными специализированными кооперативами в связи с наличием перед ним задолженности за поставленную энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных периода.
При выборе управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При этом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками и нанимателями помещений за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме. В случае заключения договора управления между управляющей организацией как исполнителем услуг и товариществом собственником жилья (жилищным или иным специализированным кооперативом) выполнение управляющей организацией обязательств по договору по оказанию услуг, выполнению работ, обеспечивающих содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг контролируется товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом.
Заключение управляющей организации, товариществом собственников жилья и жилищным или иным специализированным кооперативом соответствующего договора энергоснабжения обусловлено именно наличием у них цели оказания собственникам и нанимателем жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного кооператива к выполнению мероприятий по эффективному (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и т.д.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользование указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, выступающие в роли исполнителя коммунальных услуг, включая работы по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей, несут ответственностью перед собственниками за оказание услуг надлежащего качества.
В ходе прокурорской проверки случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов в г.Ульяновске решений о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организацией ОАО «Ульяновскэнерго» не установлено, также как и фактов принятия собственниками помещений многоквартиных домов г.Ульяновска на общем собрании решения о распределении сверхнормативного объема потребления электрической энергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет и предъявляет к оплате коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды собственникам и нанимателям многоквартирных домов в г. Ульяновске, способ управления которыми определен в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, соответственно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от потребителей, проживающих в многоквартирных домах, обслуживающихся управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и иными специализированными кооперативами, плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, так как ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска о признании незаконными действий ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов г.Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в отсутствие решения собственников многоквартирных домов по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, о возложении обязанности на ОАО «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, а также произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов г.Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод представителей ответчика о том, что ОАО «Ульяновскэнерго» в одностороннем порядке отказался от исполнения договора с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и иными специализированными кооперативами вследствие имеющейся задолженности перед ним за поставленную энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных периода, соответственно, сам выступает исполнителем коммунальной услуги по снабжению электрической энергией мест общего пользования, следовательно, обоснованно начисляет плату и предъявляет к оплате стоимость потребленной электрической энергии на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г.Ульяновска, судом не может быть принята во внимание, поскольку действующими договорами управления многоквартирными домами г.Ульяновска исполнителем коммунальных услуг являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные кооперативы.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО «Ульяновскэнерго» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
Суд, руководствуясь статьями 194, 197, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов г.Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в отсутствие решения собственников многоквартирных домов по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
Обязать открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов г.Ульяновска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.
Взыскать с открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» государственную пошлину в доход местного бюджета 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный в течение месяца.
Судья: О.Н. Сергеева