ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-684/19 от 30.10.2019 Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия)

№2-684/2019

УИД 10RS0008-01-2019-001009-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2019 года г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Свинкиной М.Л.

при секретаре Фепоновой Н.И.

с участием истицы Казаненко И.В. и ее представителя Пронина А.В.,

представителя ответчика Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Республиканская больница №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» Гончарова А.А.,

представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия Демидовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаненко И.В. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская больница №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия об оспаривании решения жилищной комиссии,

у с т а н о в и л :

Казаненко И.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская больница №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (далее – ФКЛПУ РБ-2) по тем основаниям, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы Республики Карелия, изъявила желание участвовать в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 14.11.1994. 29.07.2019 на заседании жилищной комиссии принято решение отказать Казаненко И.В. в выдаче жилищного сертификата участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» названной выше государственной программы по тому основанию, что норматив общей площади жилого помещения применительно к истцу составляет 33 кв.м., однако истец произвела отчуждение принадлежащей ей комнаты в квартире дома по <адрес> менее чем за пять лет до момента принятия решения комиссии, следовательно, право на получение сертификата у истца отсутствует. Казаненко И.В. с таким решением не согласна, полагает его незаконным, поскольку указанную комнату истица приобрела 29.03.2008, 03.05.2017 подарила ее своей дочери, Казаненко Д.А. Дети истицы, Казаненко Д.А. и Казаненко К.А. также как и истица состояли в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Полагает, что сам факт отчуждения имущества по договору дарения не может являться причиной исключения из государственной программы, поскольку истица и ее дети фактически не изменили свое жилищное положение, количество принадлежащего им имущества не изменилось. Просит признать решение жилищной комиссии ФКЛПУ РБ-2, выраженное в протоколе заседания от 29.07.2019 №3-2019, относительно отказа Казаненко И.В. в признании ее участником названной выше государственной программы незаконным.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия (далее – УФСИН по Республике Карелия).

Истцом Казаненко И.В. и ее представителем Прониным А.В. заявлено об уточнении исковых требований, окончательно истица просит признать незаконным решение жилищной комиссии УФСИН по Республике Карелия.

В судебном заседании истица Казаненко И.В. и ее представитель Пронин А.В. поддержали заявленные с учетом уточнений требования, просили их удовлетворить. Истица дополнительно пояснила, что принадлежащая ей комната <адрес> была ею передана по безвозмездной сделке своей дочери, Казаненко Д.А., оснований полагать, что она ухудшила свое жилищное положение, у жилищной комиссии не имелось. Казаненко Д.А. планирует жить в г.Петрозаводске, Казаненко К.А. принял решение о том, что будет продолжать проживать в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, ремонтировать его. Казаненко Д.А. и Казаненко К.А. от участия в программе отказались, сделано это было по предложению представителей УФСИН по Республике Карелия, озвученных истцу.

Представитель ответчика ФКЛПУ РБ-2 Гончаров А.А. полагал заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими, поскольку действия УФСИН по Республике Карелия соответствуют действующему законодательству, при этом указал, что ФКЛПУ РБ-2 является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку права и интересы истца не нарушало.

Представитель ответчика УФСИН по Республике Карелия Демидова С.А. полагала исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими, поскольку жилищная комиссия при принятии обжалуемого решения строго соблюдала требования, установленные к участникам государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». С учетом отказа детей Казаненко И.В., Казаненко Д.А. и Казаненко К.А., от участия в названной программе, расчет потребности в жилом помещении в отношении Казаненко И.В. правомерно определен исходя из состава семьи 1 человек, отчуждение Казаненко И.В, ранее принадлежавшего ей жилого помещения (комнаты) учтено при расчете размера социальной выплаты обоснованно, поскольку сделка совершена 03.05.2017. Также отметила, что право на получение государственного жилищного сертификата истицей не утрачено, может быть реализовано по истечении процессуального срока. В материалы дела представлены письменные мотивированные возражения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Казаненко И.В., проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 23.05.1997, в настоящее время занимает должность младшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКЛПУ РБ-2, с 14.11.1994 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в жилищной комиссии ФКЛПУ РБ-2. Казаненко И.В. с 22.06.1993 зарегистрирована по месту проживания в жилом доме общей площадью 79,30 кв.м., расположенном по адресу <адрес>, данный дом принадлежит на праве собственности сыну Казаненко И.В., Казаненко К.А.

Брак Казаненко И.В. и Казаненко А.Г. расторгнут 27.07.1993.

Дети Казаненко И.В., Казаненко Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Казаненко К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оформили отказы от участия в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Данные отказы удостоверены нотариально, в них имеется подтверждение того, что содержание отказа соответствует волеизъявлению его участника, личность подписавшего отказ нотариусом установлена, его дееспособность проверена. Оснований полагать, что названные выше отказы были подписаны Казаненко Д.А. и Казаненко К.А. под влиянием заблуждения либо с иным пороком волеизъявления, у суда не имеется.

В связи с отказом Казаненко Д.А. и Казаненко К.А. от участия в государственной программе расчет потребности в жилом помещении в отношении Казаненко И.В. подлежал осуществлению исходя из состава семьи 1 человек.

29.03.2008 Казаненко И.В. приобрела по договору купли-продажи комнату , расположенную в двухкомнатной квартире <адрес>, общей площадью 17,1 кв.м., в том числе жилой площадью 17,1 кв.м.

03.05.2017 Казаненко И.В. по договору дарения передала названный выше объект недвижимости (комнату) своей дочери, Казаненко Д.А.

На 16.05.2019 Казаненко И.В. жилых помещений в собственности не имеет.

Указанные обстоятельства, изложенные в протоколе заседания жилищной комиссии, подтвержденные материалами дела, соответствуют фактическому положению дел, сторонами не оспариваются.

Решением жилищной комиссии УФСИН по Республике Карелия от 29.07.2019 №3-2019 Казаненко И.В. было отказано в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Основанием для принятия решения об отказе Казаненко И.В. в признании ее участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» явилось то обстоятельство, что норматив общей площади жилого помещения применительно к Казаненко И.В., исчисленный с учетом требований пункта 16 (2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, (далее – Правила №153), а именно с учетом отчужденного Казаненко И.В. жилого помещения (комнаты квартиры <адрес>) составил менее 18 метров, а именно 15,9 кв.м., был исчислен как разница между нормативом на 1 человека (33 кв.м.) и размером отчужденной жилой площади (17,1 кв.м.).

Решение вопроса относительно включения Казаненко И.В. в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2020 год производилось 29.07.2019.

В силу предписаний абзаца пункта 16 (2) Правил №153 в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а», «б» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования (абзац четвертый пункта 16 (2) Правил №153).

В связи с отказом Казаненко Д.А. и Казаненко К.А. от участия в ведомственной целевой программе, жилые помещения, принадлежащие Казаненко Д.А. и Казаненко К.А., при расчете норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты Казаненко И.В. не учитываются.

В данной связи доводы истицы относительно того, что общее количество принадлежащего истице и заинтересованным лицам (ее детям) имущества не изменилось, сделка, заключена ею с Казаненко Д.А., являлась безвозмездной, судом отвергаются, поскольку не умаляют факт того, что в результате заключенного между Казаненко И.В. и Казаненко Д.А. договора дарения от 03.05.2017 размер принадлежащей Казаненко И.В. общей жилой площади жилого помещения уменьшился на 17,1 кв.м.

Таким образом, норматив общей площади жилого помещения в отношении Казаненко И.В. исчислен жилищной комиссией УФСИН по Республике Карелия верно, учет отчужденного Казаненко И.В. жилого помещения по договору дарения в пользу Казаненко Д.А. в течение предшествующих 5 лет, произведен правомерно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии УФСИН по Республике Карелия принято в соответствии с установленными требованиями.

Также суд учитывает, что ФКЛПУ РБ-2 не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, прав и законных интересов истца не оспаривало и не нарушало, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, заявленные истицей Казаненко И.В. требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Свинкина М.Л.

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2019 года