Дело № 2-684/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вятские Поляны 30 июня 2014 года
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,
с участием: истца и представителя истцов ФИО1, представителя истца ФИО2, представителей ответчиков ФИО3, ФИО4, представителя третьего лица ФИО5,
при секретаре Сабирзяновой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО6 Альфии, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, администрации Вятскополянского района Кировской области, к Вятскополянскому отделению Управления Федерального казначейства по Кировской области о взыскании расходов на строительство газопровода низкого давления, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО10, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились с иском к администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, администрации Вятскополянского района Кировской области, к Вятскополянскому отделению Управления Федерального казначейства по Кировской области о взыскании расходов на строительство газопровода низкого давления, судебных расходов.
В обоснование иска указали, что в 2008 г. глава администрации Краснополянского городского поселения ФИО на сходе жителей пгт. Красная Поляна объявил, что в 2009г. будет проводиться газификация поселка, в том числе домов по <адрес> (четная сторона). Согласно техническим условиям № от ДД.ММ.ГГГГ дома № по <адрес> входили в перечень объектов на газификацию природным газом.
Председатель кооператива «Административный», в который входят указанные жилые дома, ФИО организовал работы по газификации, в частности, предложил специалиста, который изготовил внутренний рабочий проект газоснабжения в жилых домах. Истцами затрачены денежные средства на изготовление данного проекта, проект был исполнен, в домах установлено необходимое газовое оборудование (газовый котел, вентиляционные трубы). Затраты каждого из истцов на проведение данных работ составили около х рублей.
Газификацию поселка началась весной 2010г., но к домам истцов газопровод подведен не был по вине администрации пгт. Красная Поляна, т.к. данные объекты не были включены в проект газификации. В период с 2010 по 2012 г.г. истцы неоднократно обращались к главе Краснополянского городского поселения ФИО с заявлениями о включении их жилых домов в проект газификации поселка, однако их обращения были оставлены без удовлетворения.
У газового оборудования, установленого в домах истцов, за указанный период истек гарантийный срок, в связи с чем в 2011 г. Они были вынуждены заказать проект газоснабжения (шифр 5412011-ГСН), который согласован с Вятскополянским ВДПО. За проект истцами оплачено х рублей. <От
Обращение истцов от ДД.ММ.ГГГГ к администрации поселка о
выделении средств на строительство распределительного газопровода низкого давления в сумме х рублей также оставлено без удовлетворения.
По указанным причинам истцы были вынуждены заключить договор № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство распределительного газопровода низкого давления с ООО «Газсервис» стоимостью х рублей. Работы по данному договору выполнены, истцами оплачены, распределительный газопровод введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Все эти годы истцы были вынуждены заготавливать дрова, расходовать на это денежные средства и использовать печное отопление.
На основании изложенного, истцы просят взыскать с ответчиков расходы на строительство газопровода низкого давления в сумме х рублей, судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере х рублей.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО10, ФИО7, ФИО8, ФИО9 поддержали иск по указанным в нем основаниям.
В судебном заседании истец и представитель истцов ФИО1, представитель истца ФИО2 просили удовлетворить иск по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика - администрации Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области ФИО исковые требования не признала. Пояснила, что с 2008 года администрацией Краснополянского городского поселения готовились документы для участия в областной целевой программе «Газификация Кировской области». В заявке на участие были включены все дома поселения, включая дома № по <адрес>. Документация (заявка) до 2010 года напрямую подавалась в Кировское областное государственное учреждение «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре (КОГУ «УГИИ»), затем документация участника программы выносилась на рассмотрение и оценку рабочей группе для включения объектов газификации в перечни.
По результатам отбора департаментом энергетики и газификации Кировской области – государственным заказчиком областной целевой программы «Газификация Кировской области» в пределах средств, выделенных на очередной финансовый год, формируются проекты перечней объектов и утверждаются Правительством области.
КОГУ «УГИИ», рассмотрев заявку поселения, исключил мкр. «Молодежный» (куда входила <адрес>) из заявки из-за нехватки денежных средств, от администрации поселения данное решение не зависело.
Не газифицированными до настоящего времени остается весь мкр. «Молодежный», включающий в себя <адрес>.
Администрация Краснополянского городского поселения никаких обязательств по оплате договора на строительство газопровода низкого давления по <адрес> (дома № не принимала.
С учетом изложенного, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - администрации Вятскополянского района ФИО исковые требования не признала. Пояснила, что на территории Кировской области газификация населения осуществляется следующими способами:
- посредством участия физических и юридических лиц в областной целевой
программе «Газификация Кировской области»;
- за счет собственных средств физических и юридических лиц при
самостоятельном строительстве газопровода.
Согласно действующему законодательству, к полномочиям органов местного
самоуправления поселений относится организация газоснабжения населения.
Газоснабжение населения пгт. Красная Поляна осуществлялось и осуществляется в рамках областной целевой программы «Газификация Кировской области» (далее - программа) в соответствии с Положением об участии физических и юридических лиц в строительстве газопроводов в Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 11 ноября 2010 года №77/549 (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением, физические и юридические лица
принимают долевое участие в строительстве распределительных газопроводов с
газопроводами - вводами на основании гражданско-правовых договоров.
Согласно Порядку отбора объектов областной целевой программы
«Газификация Кировской области», утвержденному постановлением
Правительства Кировской области от 11.11.2010 № 77/549, определены правила отбора объектов газификации для включения в перечни объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области», финансируемых за счёт средств областного бюджета и кредитных средств, привлекаемых под
государственные гарантии Кировской области и (или) под залоговое
обеспечение за счёт залогового фонда области.
В соответствии с п. 4 Порядка отбор объектов для включения в перечни
осуществляется рабочей группой. Состав рабочей группы утверждается
приказом департамента энергетики и газификации Кировской области.
Порядок и сроки представления потенциальными потребителями сведений о
необходимости газификации определяются органами местного самоуправления
муниципальных районов на основании представленной органами местного
самоуправления поселений информации.
Документация подается в Кировское областное государственное учреждение
"Управление по газификации и инженерной инфраструктуре", выполняющей
функции заказчика в сфере строительства и реконструкции объектов,
включенных в перечни объектов областной целевой программы "Газификация
Кировской области».
В целях реализации полномочий, определенных п. 4 ст. 14 Федерального
закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», в Кировское областное
государственное учреждение "Управление по газификации и инженерной
инфраструктуре" при подаче заявки для отбора объектов в программу
газификации на 2012 год была включена <адрес>. Однако, данная улица
отбор в качестве объекта не прошла.
Вместе с тем истцы, без каких-либо согласований с администрацией
Вятскополянского района, выполнили строительство участка газопровода за счет
собственных средств.
Строительство и размещение газопровода не было надлежащим образом
согласовано с администрацией Вятскополянского района. Так, не была
утверждена схема расположения объекта, не был оформлен акт выбора
земельного участка под строительство, не было получено разрешение на
строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство,
реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на
основании разрешения на строительство, за исключением случаев,
предусмотренных действующим законодательством.
Согласно ст. 222. Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без
получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением
градостроительных и строительных норм и правил.
Соответственно, данный газопровод следует считать самовольной
постройкой.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществившее самовольную
постройку, не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться
постройкой.
В соответствии со ст. 9.5. КоАП РФ в случае строительства,
реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на
строительство, предусмотрена административная ответственность.
На основании изложенного, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ Вятскополянское отделение Управления Федерального казначейства по Кировской области реорганизовано путем присоединения к Управлению Федерального казначейства по Кировской области.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении
в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является
полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
муниципальными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Кировской области от 29.07.2009 № 18/212
утверждена областная целевая программа «Газификация Кировской области» на
2010 год (далее по тексту - Программа).
В соответствии с Программой: объем финансирования Программы состоит из средств областного бюджета и кредитных средств, привлекаемых под государственные гарантии Кировской области; кроме того, государственным заказчиком Программы является Департамент энергетики и газификации Кировской области, средства на реализацию Программы при формировании областного бюджета предусматривает Департамент финансов Кировской области.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований области в 2010 году (в рамках областной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» на 2010 год), утвержденный Постановлением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Таким образом, считают надлежащими ответчиками по данному делу являются: Департамент энергетики и газификации Кировской области (как орган, представляющий в Департамент финансов Кировской области предложения по распределению субсидий местным бюджетам на развитие газификации муниципальных образований), а также Департамент финансов Кировской области (как финансовый орган, полномочный выступать от имени казны Кировской области).
На основании изложенного, просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица - КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» ФИО представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заказчиком при строительстве распределительных газопроводов в микрорайоне «Административный» пгт. Красная Поляна в 2010 году выступило КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре». <адрес> в заявке Вятскополянского района на газификацию микрорайона «Административный» не значилось. Строительство газопроводов в микрорайоне «Административный» велось в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, согласованной со всеми заинтересованными службами и прошедшей государственную экспертизу.
На основании ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении
договоров. ФИО1, ФИО10, ФИО7, Идрисов
М.М., ФИО9, желая ускорить газификацию своих домовладений,
добровольно приняли на себя обязательства, в соответствии с которыми
понесли расходы. О принуждении к заключению договоров истцы не
указывают.
Администрация района не несёт обязанность перед гражданами
газифицировать домовладения в строго установленные сроки, а лишь
оказывает содействие, соответственно права граждан в этой части не
нарушены. Таким образом, затраты понесенные истцами, не являются убытками, определяемыми по правилам ст. 15 ГК РФ.
С учетом изложенного, просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица – Департамента энергетики и газификации Кировской области ФИО представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении иска отказать по аналогичным основаниям, рассмотреть дело без его участия.
Суд, принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, в т.ч. участвующего в рассмотрении дела представителя ОАО «Кировоблгаз» ФИО, просившего разрешить заявленные требования в соответствии с действующим законодательством, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела в период с 2010 по 2012 г.г. истцы неоднократно обращались в администрацию Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, Краснополянскую поселковую Думу, администрацию Вятскополянского района Кировской области, КОГУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», в Правительство Кировской области, Департамент энергетики и газификации Кировской области с заявлениями о газификации принадлежащим им жилых домов по <адрес>
Ввиду того, что указанные объекты не были включены в областную целевую программу «Газификация Кировской области», ДД.ММ.ГГГГ товарищество собственников жилых домов «Административный» заключило с ООО «СтройТех» договор подряда на разработку технической документации и выполнение проектных работ по газоснабжению указанных жилых домов. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ указанные работы ООО «СтройТех» выполнены, за них уплачено х рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истцы заключили с ООО «Газсервис» договор на строительство распределительного газопровода низкого давления к домам № по <адрес>, стоимость работ определена соглашением сторон в размере х рублей.
Согласно материалам дела указанные работы ООО «Газсервиз» выполнены, и оплачены истцами в указанном размере. Распределительный газопровод введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО пояснил, что с 05.12.2007 г. по октябрь 2012 г. он исполнял обязанности главы администрации пгт. Красная Поляна. В 2009 г. были начаты мероприятия по газификации поселка. Администрация района занималась включением микрорайонов в план области по газификации. Никаких обязательств перед истцами по газификации <адрес> (четная сторона), администрация ни принимала, денежные средства на проведение данных мероприятий с истцов не собирала. Заявки на газификацию были направлены, но их не удовлетворили в связи с отсутствием финансирования.
Свидетель ФИО, суду сообщил, что с февраля 2009 г. по декабрь 2011 г. он являлся председателем товарищества жителей индивидуальных домов «Административный». В феврале 2009 года по инициативе администрации были собраны жители индивидуальных домов, входящих в указанное товарищество для организации и проведения газификации. Товариществом были заключены договоры на разработку проектов внутренних сетей, газопровода, газовых приборов, которые исполнены. В соответствии с проектами жители осуществили монтаж внутренних сетей, газовых приборов. Затем был создан проект разводящих сетей. После осуществления строительства газопровода на <адрес>, которая находится рядом с <адрес>, выяснилось, что в рабочем проекте разводящих сетей дома истцов не указаны, в связи с чем жители указанных домов приняли решение провести газификацию собственными силами и за свой счет.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении
в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является
полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
муниципальными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Кировской области от 29.07.2009 № 18/212
утверждена областная целевая программа «Газификация Кировской области» на
2010 год (далее по тексту - Программа).
На территории Кировской области газификация населения осуществляется как посредством участия физических и юридических лиц в областной целевой
программе «Газификация Кировской области», так и за счет собственных средств физических и юридических лиц при самостоятельном строительстве газопровода.
Газоснабжение населения пгт. Красная Поляна осуществлялось и осуществляется в рамках областной целевой программы «Газификация Кировской области» в соответствии с Положением об участии физических и юридических лиц в строительстве газопроводов в Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 11 ноября 2010 года №77/549.
В соответствии с данным Положением, физические и юридические лица
принимают долевое участие в строительстве распределительных газопроводов с
газопроводами - вводами на основании гражданско-правовых договоров.
Согласно Порядку отбора объектов областной целевой программы
«Газификация Кировской области», утвержденному постановлением
Правительства Кировской области от 11.11.2010 № 77/549, определены правила отбора объектов газификации для включения в перечни объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области», финансируемых за счёт средств областного бюджета и кредитных средств, привлекаемых под
государственные гарантии Кировской области и (или) под залоговое
обеспечение за счёт залогового фонда области.
В соответствии с п. 4 Порядка отбор объектов для включения в перечни
осуществляется рабочей группой. Состав рабочей группы утверждается
приказом департамента энергетики и газификации Кировской области.
Порядок и сроки представления потенциальными потребителями сведений о
необходимости газификации определяются органами местного самоуправления
муниципальных районов на основании представленной органами местного
самоуправления поселений информации.
Документация подается в Кировское областное государственное учреждение
"Управление по газификации и инженерной инфраструктуре", выполняющей
функции заказчика в сфере строительства и реконструкции объектов,
включенных в перечни объектов областной целевой программы "Газификация
Кировской области».
В целях реализации полномочий, определенных п. 4 ст. 14 Федерального
закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», в Кировское областное
государственное учреждение "Управление по газификации и инженерной
инфраструктуре" при подаче заявки для отбора объектов в программу
газификации на 2012 год была включена <адрес>. Однако, данная улица отбор в качестве объекта не прошла.
Согласно материалам дела истцы без каких-либо согласований с администрацией Вятскополянского района, выполнили строительство участка газопровода за счет собственных средств.
При этом строительство и размещение газопровода не было надлежащим образом согласовано с администрацией Вятскополянского района. Так, не была
утверждена схема расположения объекта, не был оформлен акт выбора
земельного участка под строительство, не было получено разрешение на
строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, т.е. данный газопровод является самовольной постройкой.
На основании ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении
договоров. ФИО1, ФИО10, ФИО7, Идрисов
М.М., ФИО9, желая ускорить газификацию своих домовладений,
добровольно приняли на себя обязательства, в соответствии с которыми
понесли расходы. О принуждении к заключению договора на строительство газопровода истцы не указывают.
Доказательств принятия администрацией пгт. Красная Поляна обязательств по газификации жилых домов истцов, суду не представлено.
Согласно действующему законодательству администрация района не несёт обязанность перед гражданами газифицировать домовладения в строго установленные сроки, а лишь оказывает содействие, соответственно права граждан в этой части не нарушены. Таким образом, затраты понесенные истцами, не являются убытками, определяемыми по правилам ст. 15 ГК РФ.
В соответствии с целевыми программами «Газификация Кировской области» на 2010 г., 2011 г., 2012 г. объем финансирования Программы состоит из средств областного бюджета и кредитных средств, привлекаемых под государственные гарантии Кировской области; кроме того, государственным заказчиком Программы является Департамент энергетики и газификации Кировской области, средства на реализацию Программы при формировании областного бюджета предусматривает Департамент финансов Кировской области.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований области в 2010 году (в рамках областной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» на 2010 год), утвержденный Постановлением Правительства Кировской области от 09.03.2010 г. № 42/77 устанавливает правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Соответственно, Управление Федерального казначейства по Кировской области не может являться надлежащим ответчиком по данному иску.
Таким образом, какие-либо основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ: В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.Е. Анисимов