ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-684/2021 от 15.06.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

город Салехард 15 июня 2021 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи: Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания: Гасановой В.А.к.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-684/2021 по исковому заявлению Чезганова И.В. к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда о признании границ земельного участка в соответствии с проектом, сохранении жилого дома в реконструированном виде, взыскании судебных расходов,

установил:

Чезганов И.В. обратился с иском к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда о признании границ земельного участка в соответствии с проектом, сохранении жилого дома в реконструированном виде, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указал, что является собственником индивидуального жилого дома кадастровый , площадь: 51,5 кв.м. и земельного участка кадастровый , площадь: 43 кв.м., на котором расположен этот индивидуальный жилой дом, по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> 1993 года. Жилой дом принадлежит истцу на праве собственности, на основании Договора купли-продажи от 14.04.1993 г., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости. Земельный участок принадлежит истцу на праве собственности на основании: Постановления Главы Администрации г. Салехарда об отводе земельных участков под строительство от 20.05.1994 года, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости: . В техническом паспорте на индивидуальный жилой дом по <адрес>, составленном Салехардским бюро технической инвентаризации в апреле 1993 года указана информация о фактической площади земельного участка в размере 339 кв.м. Постановлением Главы администрации <адрес> об отводе земельных участков под строительство от 20.05.1994 N 264 истцу был предоставлен дополнительно земельный участок площадью 261 кв.м. по <адрес>, итого общая площадь земельного участка по <адрес> составила 600 кв.м. 28.06.1994 Салехардским бюро технической инвентаризации выполнен План земельного участка площадью 600 кв.м. <адрес>, а также отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Салехарда проведены кадастровые работы и выполнена выкопировка из генплана г. Салехарда, на которых указаны границы земельного участка площадью 600 кв.м. домовладения N <адрес> и находящийся в пределах этих границ жилой дом. Земельный участок был предоставлен истцу до введения и действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид того права.такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости,осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до днявступления в силу Закона N 122-ФЗ, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Права на объекты недвижимости признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. На основании вышеперечисленных правоустанавливающих документов, истец полагает, что у него возникло право собственности как на жилой дом, так и на земельный участок площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>. Согласно Технического паспорта жилой дом был построен в 1960 году, площадь 51,5 кв.м. Для улучшения жилищных условий в связи с рождением второго ребенка истец произвел в 1994 году без соответствующего разрешения реконструкцию дома путем пристроя из бруса жилой комнаты, котельной, холодной веранды, холодного коридора, увеличен размер кухни. В результате реконструкции в 1994 году произошло увеличение общей площади жилого дома до 84,7 кв.м. Реконструкция и сохранение жилого дома в реконструированном состоянии не нарушает законные права и интересы, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

03.12.2020 истец обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (далее - Департамент) с уведомлением о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на выдачу разрешения о реконструкции и сохранении жилого дома в перепланированном состоянии. Письмом от 04.12.2020 N 12.01-17 069 уведомление оставлено без рассмотрения по следующим основаниям: - отсутствие описания внешнего облика объекта дома в текстовом и графическом описании; - несоответствие предельным параметрам разрешенного строительства: минимальный отступ от границы земельного участка (за исключением границ со стороны улиц и проездов) 3,0 м. (отступ с западной стороны и северной стороны улицы составляет 2,0 м.). 10.12.2020 г. истцом ответчику было подано заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (уменьшения минимального отступа от границы земельного участка с западной стороны). По итогам слушаний принято решение об отказе истцу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта По результатам публичных слушаний выяснилось, что спорный земельный участок площадью 600 кв.м, уменьшился до площади 443 кв.м., и граница земельного участка проходит через жилой дом истца. При получении выписки из ЕГРН на земельный участок он посчитал указание площади земельного участка 443 кв.м. технической ошибкой и не придал этому факту особого значения. Уменьшение границ земельного участка истца произошло в результате проведения Администрацией г. Салехарда кадастровых работ по межеванию земельных участков и постановке их на кадастровый учет на основании постановления Администрации г. Салехарда от 02.06.2017 N 840, площадь земельного усаста уменьшилась на 157 кв.м. В целях защиты нарушенного права и приведения границ и размера земельного участка в соответствие с технической документацией истец вынужден был заключить с ООО Кадастровый Центр «Ямал-Недвижимость» договор подряда на выполнение комплекса кадастровых работ по образованию границ земельного участка путем перераспределения земельного участка. подрядчик подготовил проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, стоимость выполненных работ составила 10500. Также истец обратился в ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» для подготовки технического паспорта на жилой дом, стоимость услуг составила 8 910 рублей 08 копеек. Ответчиком было отказано в утверждении проекта схемы перераспределения земельного участка письмом от 05.02.2021 . Истец считает, что ответчиком при проведении кадастровых работ был незаконно лишен части земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, при этом принадлежащий истцу жилой дом, который изначально был расположен целиком в границах земельного участка, после осуществлённых ответчиком работ по межеванию, частично находится за границами земельного участка. Просил: признать границы земельного участка площадью 528 кв.м., расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, определенные в соответствии с проектом Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненным ООО Кадастровый Центр «Ямал-Недвижимость» по договору подряда на выполнение кадастровых работ от 15.01.2021 ; признать за истцом право собственности на указанный земельный участок; сохранить жилой дом общей площадью 84,7 кв.м., расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> реконструированном виде после произведенной реконструкции, согласно технического паспорта и признать за истцом право собственности на указанный жилой дом; взыскать с ответчика в свою пользу понесенные расходы в размере 19 410 (Девятнадцать тысяч четыреста десять рублей) рублей 08 копеек.

Представитель ответчиков Администрации МО г. Салехарда, Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда Петренко А.В.. действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на иск, в которых выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями, указав, что органы БТИ не относятся к органам муниципальной и государственной власти, следовательно документы, выдаваемые данной организацией не имеют статуса документа о правах на недвижимое имущество, следовательно, границы земельного участка, отраженные в техническом паспорте не являются доказательством места расположения спорного земельного участка на местности и его параметров. В рамках комплексных кадастровых работ был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью 443 кв.м. Данный земельный участок формировался с соблюдением Градостроительного и земельного законодательства и учитывал фактическую площадь земель, используемую истцом. Постановление от 20.05.1994 предоставляло возможность истцу оформить право собственности на земельный участок бесплатно. Данное право истцом было реализовано. После реализации права на оформление земельного участка в собственность бесплатно и изменения границ территориальной зоны, истцом были заказаны работы по подготовке схемы с целью перераспределения земельного участка. В перераспределении земельного участка истцу было отказано в связи с тем, что Постановлением Администрации города Салехарда от 02.06.2017 утверждена документация по планировке территории, которой установлены красные линии улицы Сенькина, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Земли территорий общего пользования ограничены в оборотоспособности и не подлежат оформлению в частную собственность. Представленная истцом для перераспределения схема земельного участка предполагает перераспределение земельного участка с кадастровым номером с землями, отнесенными к территориям общего пользования. Также считал не подлежащими взысканию расходы на оплату кадастровых. Относительно заявленных исковых требований о признании права собственности истца на реконструированный жилой дом, полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку при отсутствии со стороны ответчиков препятствий в осуществлении собственником реконструкции домовладения, истцом не представлено необходимой технической документации с описанием объекта, при этом утверждение реконструкции невозможно, поскольку реконструированный объект частично находится за границами земельного участка с кадастровым номером

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчиков Администрации МО г. Салехарда, Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда Петренко А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по доводам изложенным в письменных возражениях на иск, при этом уточнил, что причиной отказа ответчиков в согласовании реконструкции жилого дома послужил факт нахождения данного дома за границами земельного участка с кадастровым номером так же отсутствие у истца документации с техническим описанием объекта реконструкции.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по ЯНАО Марандич Л.Л., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дала в отсутствие, в решении вопроса по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В судебном заседании установлено, что на основании Договора купли-продажи от <дата> Чезганов И.В. приобрел у ФИО5 домовладение по адресу: <адрес>, состоящего из бревенчатого строения жилой площадью 39,7 кв.м., сарая, навеса, уборной и забора.

На основании Постановления Главы Администрации г. Салехарда об отводе земельных участков под строительство от 20.05.1994 года Чезганову дополнительно предоставлен земельный участок площадью 261 кв.м. по <адрес>, общая площадь участка составила 600 кв.м. (л.д.52).

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости Чезганову И.В. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, регистрация права осуществлена 26.03.2020 года (л.д.14-16). Право собственности Чезганова И.В. на земельный участок по вышеуказанному адресу, площадью 443 кв.м., категории: земли населенных пунктов, зарегистрировано 27.10.2020г. (л.д.18-19).

03.12.2020 истец обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард с уведомлением о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на выдачу разрешения о реконструкции и сохранении жилого дома в перепланированном состоянии.

Письмом от 04.12.2020 N 12.01-17/069 уведомление оставлено без рассмотрения по основаниям отсутствия описания внешнего облика объекта дома в текстовом и графическом описании и несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства (л.д.44-45).

10.12.2020 г. истцом ответчику было подано заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (уменьшения минимального отступа от границы земельного участка с западной стороны).

Постановлением Администрации МО г. Салехарда от 26.01.2021 года истцу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта.

Истец обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования города Салехарда с заявлением о перераспределении земельного участка.

Ответчиком было отказано в перераспределении земельного участка письмом от 05.02.2021 по тому основанию, что границы земельного участка при перераспределении пересекают границы земель общего пользования.

На основании Постановлений Администрации МО г. Салехарда от 24.10.2018 года и от 11.12.2018г. ответчиком произведено межевание территории кадастрового квартала г. Салехарда, в состав земель которого входит принадлежащий истцу земельный участок. В рамках проведенных комплексных кадастровых работ спорный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 89:08:010102:1035, площадью 443 кв.м., таким образом площадь земельного участка, предоставленного истцу в собственность, уменьшилась с 600 кв.м. на 443 кв.м., данное обстоятельство подтверждается и представленной технической документацией (л.д.25-41), и сторонами не оспаривается.

В соответствии с п.п.2.2, 3 ч.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно абзацу 1 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июня 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абз. 4 ст. 9.1).

Как следует из материалов дела, истцу спорный земельный участок общей площадью 600 кв.м., был предоставлен на основании распорядительного акта органа местного самоуправления, на указанном земельном участке расположено жилое домовладение, принадлежащее истцу на праве собственности, при таких обстоятельствах Чезганов И.В. вправе рассчитывать на реализацию своего такого права в отношении земельного участка площадью 600 кв. м, который ему был выделен и предоставлен в установленном законом порядке.

Таким образом, исходя из приведенных выше положений закона, у истца возникло право собственности на спорный земельный участок в том объеме, в котором это было определено самим ответчиком, издавшим распорядительный акт.

Следовательно, спорный земельный участок площадью 600 кв.м. на момент утверждения межевания территории кадастрового квартала г. Салехарда не находился в собственности муниципального образования, в связи с чем формирование спорного земельного участка на котором фактически расположена только часть жилого дома истца, в соответствии с проектом межевания в размере 443 кв. м нарушает права и законные интересы истца на право владения участком площадью 600 кв.м, которое подлежит судебной защите как до постановки участка на государственный кадастровый учет, так и после его формирования в установленном порядке, исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 67 ГПК РФ результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Принимая во внимание, что стороной ответчиков не представлено надлежащих доказательств описания и характеристик спорного земельного участка с учетом перераспределения, суд при разрешении спора принимает за основу представленный истцом проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории по договору подряда от 15.01.2021 года, поскольку данный проект содержит подробное описание границ земельного участка, с указанием его точных координат и схемой расположения, и стороной ответчика не оспорен.

При этом, расходы, которые истец понес на оформление проекта в размере 10 500 рублей подлежат взысканию с Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда в полном объёме, поскольку Администрация Мо г. Салехарда была привлечена к участию в деле в качестве соответчика только 12.04.2021 года, после начала судебного разбирательства. Довод представителя ответчиков о том, что данные расходы были понесены истцом не в связи с восстановлением нарушенного права, суд не может принять во внимание, так как в судебном заседании уставлено, что истец обратился к сторонней организации после того как узнал о своем нарушенном праве и после получения отказа ответчика в удовлетворении его требований.

Истцом также заявлены требования о признании права собственности на реконструированный жилой дом.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 «10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ст.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости Чезганову И.В. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 51,5 кв.м., данные характеристики подтверждаются и техническим паспортом на индивидуальный жилой дом на апрель 1993 года (л.д.86-100).

Как следует из пояснений истца, им были произведены ремонтно-строительные работы по реконструкции принадлежащего ему жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно техническому паспорту объекта индивидуального жилищного строительства на 18.11.2020г., общая площадь дома составила 84,7 кв.м.(л.д.101-120).

Таким образом, из материалов дела следует, что истцом была осуществлена реконструкция жилого дома, в результате чего общая площадь здания была увеличена.

03.12.2020 истец обратился в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования <адрес> с уведомлением о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на выдачу разрешения о реконструкции и сохранении жилого дома в перепланированном состоянии.

Письмом от 04.12.2020 N 12.01-17/069 уведомление оставлено без рассмотрения по основаниям отсутствия описания внешнего облика объекта дома в текстовом и графическом описании и несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства (л.д.44-45). При этом, стороной ответчиков право истца на реконструкцию принадлежащего ему жилого дома не оспаривалось, как видно из письменного ответа, возражений на иск и пояснений представителя ответчика, основанием для отказа в утверждении реконструкции послужило отсутствие необходимых документов, описывающих объект и наличие спора о границах земельного участка, который является предметом рассмотрения настоящего гражданского дела. Принимая во внимание, что на момент обращения истца к ответчику с уведомлением о реконструкции жилого дома, спор о границах земельного участка не был разрешен в установленном порядке, отказ ответчика нельзя признать необоснованным, вопрос о праве истца на реконструкцию жилого дома ответчиком по существу не рассматривался.

В соответствии с ч.16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи.

К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации истцу необходимо обратиться в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти (Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования города Салехарда) со всеми вышеперечисленными документами для решения вопроса по существу.

Принимая во внимание, что действующими нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление технической документации реконструированного жилого дома для утверждения реконструкции является обязательным, расходы, понесенные истцом на изготовление технического паспорта жилого дома, не связаны с нарушением прав истца ответчиками, и возмещению за их счет не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Чезгановым И.В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, площадью 528 кв.м., в границах в соответствии с проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории по договору подряда от 15.01.2021 года.

Взыскать с Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехарда в пользу Чезганова И.В. расходы по оплате кадастровых работ в размере 10 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 22 июня 2021 года.

Председательствующий Архипова Е.В.

Копия верна:

Председательствующий Архипова Е.В.