ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-684/2021 от 23.11.2021 Окуловского районного суда (Новгородская область)

Дело

УИД 53RS0-86

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 23 ноября 2021 года

Окуловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Петрова А.С.,

при секретаре Федоровой В.Б.,

с участием помощника прокурора <адрес> Цыбы Р.В.,

представителя ответчика МАОУ «Средняя школа <адрес>» Лаврентьевой С.В.,

представителя третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Маловишерскому и <адрес>м Крюкова М.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отделения вневедомственной охраны по <адрес> Васильева А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя школа <адрес>» и администрации Окуловского муниципального района об обязании совершить определенные действия,

установил:

заместитель прокурора <адрес>, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к МАОУ «Средняя школа <адрес>» и Администрации Окуловского муниципального района <адрес> об обязании совершить определенные действия об обязании совершить определенные действия.

В обоснование требований указывается, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МАОУ «Средняя школа <адрес>».

Прокурор просит обязать ответчика МАОУ «Средняя школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение: оборудовать по всему периметру объект здания образовательного учреждения МАОУ «Средняя школа » системой видеонаблюдения; привести в исправное состояние систему автоматической пожарной сигнализации в МАОУ «Средняя школа »; организовать проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в чердачном помещении МАОУ «Средняя школа » в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.

При этом заместитель прокурора просит обязать администрацию Окуловского муниципального района осуществить финансирование выполнения МАОУ «Средняя школа » указанных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Цыба Р.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, указывал на недоказанность представителем ответчика МАОУ «Средняя школа <адрес>» того, что требования прокурора, указанные в исковом заявлении ответчиком выполнены, ходатайств об отказе от иска полностью либо в части не заявил.

Представитель ответчика – МАОУ «Средняя школа <адрес>» в судебном заседании указывала, что требования прокурора были исполнены.

Представитель ответчика – администрации Окуловского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, представлен отзыв.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОВО ОМВД России по <адрес> Васильев А.Г. в судебном заседании подтвердил то, что при приемке школы к новому учебному году, которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ, видеонаблюдение в школе соответствовало нормам.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Маловишерскому и <адрес>м Крюков М.В., указывал, что согласно представленным документам огнезащитная обработка проведена, но при этом в соответствующем акте не указано наименование прибора, которым производились измерения. В представленном акте от августа 2021 года не указано на работоспособность датчиков автоматической пожарной сигнализации. В акте от ноября 2021 года указано на работоспособность системы автоматической пожарной сигнализации за исключением 14 и 15 шлейфов, что также является нарушением.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей установлены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Согласно Паспорту безопасности МАОУ «Средняя школа <адрес>» имеет 3 категорию опасности.

Согласно п. 25 вышеуказанных требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются определенные мероприятия, в том числе оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения.

В соответствии со ст. 54, 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перевод средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.

В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов, руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты и находящихся в них людей от пожара.

Не допускается выполнение работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов, в период проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.

При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год.

По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты.

В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что ОВО по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру направлена информация о том, что в ходе проверки установлено, что в МАОУ «Средняя школа <адрес>» отсутствует видеонаблюдение с тыльной стороны здания.

В связи с этим прокурором предъявлено требование о возложении на МАОУ «Средняя школа <адрес>» обязанности оборудовать по всему периметру здания образовательного учреждения МАОУ «Средняя школа <адрес>» системой видеонаблюдения.

Из объяснений представителя МАОУ «Средняя школа <адрес>» Лаврентьевой С.В. следует, что система видеонаблюдения была приведена в надлежащее состояние, что было установлено при приемке школы к началу учебного года.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ о приемке МАОУ «Средняя школа <адрес>» к началу 2021/2022 указывается, что школа оборудована системами видеонаблюдения (абз. «в» п. 11). Замечания в отношении действия системы видеонаблюдения не указаны.

В судебном заседании представитель третьего лица ОВО ОМВД России по <адрес>ФИО4 в судебном заседании подтвердил то, что при приемке школы к новому учебному году, которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ, видеонаблюдение в школе соответствовало нормам.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения дела не доказано несоответствие имеющейся в школе системы видеонаблюдения действующим нормам, а потому оснований для возложения на ответчика МАОУ «Средняя школа <адрес>» обязанности оборудовать по всему периметру объект здания образовательного учреждения МАОУ «Средняя школа <адрес>» системой видеонаблюдения не имеется.

Из материалов дела следует, что из отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Маловишерскому и <адрес>м ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру направлена информация о том, что в ходе проверки установлено, что в МАОУ «Средняя школа <адрес>»: не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, а именно требуется замена аккумуляторной батареи 12 V 7 A/h в объектовой станции «Стрелец-Мониторинг» (акт осмотра ООО «Арго СБ» от ДД.ММ.ГГГГ); не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации (на момент проверки шлейфы № на приемно-контрольном
приборе автоматической пожарной сигнализации, находятся в выключенном
состоянии); не обеспечена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в чердачном помещении в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средств огнезащиты и (или) производителя
огнезащитных работ.

В связи с этим прокурором предъявлено требование о возложении на МАОУ «Средняя школа <адрес>» обязанностей привести в исправное состояние систему автоматической пожарной сигнализации в МАОУ «Средняя школа »; организовать проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в чердачном помещении МАОУ «Средняя школа » в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ.

Договором от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний по контролю качества огнезащитной обработки конструкций из древесины и актом приемки выполненных работ подтверждается, что проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в чердачном помещении МАОУ «Средняя школа » проведена, а потому необходимость возлагать на ответчика совершить указанные действия отсутствует.

Также суд считает, что прокурором не доказано, что на момент рассмотрения дела система автоматической пожарной сигнализации в МАОУ «Средняя школа » находится в том неисправном состоянии, которое существовало на момент проведенной прокурорской проверки, и которое бы требовало возложить на ответчика обязанность привести в исправное состояние систему автоматической пожарной сигнализации.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ИП 212-141 М в качестве 1 штуки; табло «Выход» 1 штука.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ сигнал на пульт пожарной части с объектовой станции «Стрелец-Мониторинг» поступил ДД.ММ.ГГГГ в 16-30.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ система автоматической пожарной сигнализации работоспособна, за исключением 14 и 15 шлейфов, которые отключены в связи с проведением ремонтных работ на 3 этаже здания школы.

Как следует из объяснений представителя МАОУ «Средняя школа <адрес>» ФИО3 автоматическая пожарная сигнализация работоспособна, исправна. Проблемы с данной сигнализацией были устранены после проведенной прокуратурой проверки. Шлейфы на № и 15 отключены в связи с тем, что в настоящее время производится ремонт на 3 этаже здания школы, который включает в себя, в том числе работы относительно элементов пожарной сигнализации.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязания ответчика привести в исправное состояние систему автоматической пожарной сигнализации в МАОУ «Средняя школа ».

В соответствии с п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества

В соответствии с Уставом МАОУ «Средняя школа <адрес>», утвержденным постановлением Администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, МАОУ «Средняя школа <адрес>» является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Окуловский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения от имени Окуловского муниципального района осуществляет комитет образования Администрации Окуловского муниципального района.

Согласно Уставу МАОУ «Средняя школа <адрес>»Учреждение самостоятельно в осуществлении финансово-экономической деятельности (п.1.16)

Учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем. Собственник имущества не несет ответственность по обязательсвтам Учреждения (п.1.12).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Окуловского муниципального района и иных не запрещенных федеральными законами источников…(п. 1.14).

Таким образом, МАОУ «Средняя школа <адрес>» как юридическое лицо, имеющее тип и организационно-правовую форму муниципального автономного образовательного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении (на праве оперативного управления) имуществом.

Следовательно, у Администрации Окуловского муниципального района отсутствует императивная обязанность произвести финансирование Учреждения в целях проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а потому данное требование прокурора удовлетворению не подлежит, так как противоречит законодательству, а равно положениям Устава Учреждения, из которых следует, что предоставление Администрацией бюджетных средств в виде субсидий не является единственным источником финансирования деятельности Учреждения.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора к ответчикам не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя школа <адрес>» и администрации Окуловского муниципального района об обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.С. Петров

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.С. Петров