Дело № 2-684/2022
УИН 72RS0013-01-2021-012497-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 9 сентября 2022 года Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Молоковой С.Н.
с участием старшего помощника прокурора Калининского АО города Тюмени ФИО1
при секретаре Малгаждаровой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Тюмени к ФИО9, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права, признании права,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права, признании права. Требования мотивированы тем, что на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рк, принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес> (заключение от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рк). В связи с чем, распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ закреплено изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м, и жилые помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес>, расположенные на указанном земельном участке. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м, по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (по 1/4 доли каждому). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м, по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5 и ФИО6 (Кочевой) ФИО6 (по 1082/36220 доли), ФИО7 и ФИО8 (по 1083/36220 доли). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м, по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5 и ФИО6 (по 1082/36220 доли), ФИО7 и ФИО8 (по 1083/36220 доли). Ответчикам было направлено уведомление с приложением указанного распоряжения. В соответствии с выполненным ООО «Центр экономического содействия» отчетом № рыночная стоимость права требования выкупной цены изымаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, при изъятии земельного участка для муниципальных нужд по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3.077.000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчикам был направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд с приложениями. До настоящего дня подписанное соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд ответчиком в Администрацию <адрес> не представлено. После ознакомления с отчетом об оценке ответчики выразили свое несогласие в письменной форме. В связи с чем, Администрация <адрес> просит принудительно изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> у ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.; 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м.; 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 3. 077.000 рублей. Прекратить право собственности ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 на: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.; 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м.; 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ <адрес> на: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.; 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м.; 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ФИО3, ФИО4, ФИО2, которые фактически проживают в спорном жилом помещении.
Кроме того, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения <адрес> и <адрес> и Главное управление строительства по <адрес>.
Представитель истца ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО2, представители Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, Главного управления строительства по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков ФИО12 в судебном заседании с иском не согласен, просит принять во внимание заключение судебной экспертизы.
Представитель Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения <адрес> и <адрес> направил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, при вынесении решения просил максимально учесть интересы несовершеннолетних детей.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, заслушав заключение помощника прокурора полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что собственниками <адрес>, площадью 43,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № являются:
ФИО5 в размере ? доли в праве общей долевой собственности;
ФИО6 в размере ? доли в праве общей долевой собственности;
ФИО7 в размере ? доли в праве общей долевой собственности;
ФИО8 в размере ? доли в праве общей долевой собственности.
Собственниками земельного участка, площадью 759 кв.м. с кадастровым номером 72:23:0216004:4785 на котором расположено жилое помещение по адресу: <адрес>, являются:
ФИО5 в размере 1082/36220 доли в праве общей долевой собственности;
ФИО6 в размере 1082/36220 доли в праве общей долевой собственности;
ФИО7 в размере 1083/36220 доли в праве общей долевой собственности;
ФИО8 в размере 1083/36220 доли в праве общей долевой собственности.
Собственниками нежилого помещения (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м., в том числе являются:
ФИО5 в размере 1082/36220 доли в праве общей долевой собственности;
ФИО6 в размере 1082/36220 доли в праве общей долевой собственности;
ФИО7 в размере 1083/36220 доли в праве общей долевой собственности;
ФИО8 в размере 1083/36220 доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается сведениями из ЕГРН (том 1, л.д. 29-43).
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (том 1, л.д. 12-14).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в соответствии в Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, было решено изъять земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785 площадью 759 +/- 10 кв.м. с разрешенным использованием: под многоквартирный дом с описанием местоположения <адрес> для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес>, и жилые помещения в многоквартирном доме, в том числе <адрес> площадью 43,3 кв.м. по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> (том 1, л.д.27).
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рк в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пк «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», установлен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 15-16).
ДД.ММ.ГГГГ ответчикам ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 направлены уведомления об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (том 1, л.д. 44-53).
ДД.ММ.ГГГГ ответчикам ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 было направлено требование об осуществлении сноса совместно с другими собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> получении разрешения на строительство в месячный срок с момента получения данного требования, в противном случае земельный участок на котором расположен многоквартирный дом подлежит изъятию для муниципальных нужд (том 1, л.д. 17-26).
В обоснование размера выкупной цены истцом представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО «Центр экономического содействия», в соответствии с которым размер возмещения за жилое помещение и долю общего имущества в многоквартирном доме, возникающие в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка под жилым домом, определенная в рамках затратного подхода составляет 3.077.000 руб. (том 1, л.д. 66-130).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Частью 9 названной статьи предусмотрено, что, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В ходе рассмотрения гражданского дела, в связи с несогласием ответчиков со стоимостью цены выкупа изымаемого имущества, на основании определения Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была проведена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Тюменская недвижимость».
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ Департамента оценки ООО «Тюменская недвижимость» рыночная стоимость объекта оценки квартиры доли земельного участка на дату исследования ДД.ММ.ГГГГ составляет 5.697.955 руб., в том числе: 4330/3620 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 759 кв.м. по адресу: <адрес> на дату оценки составляет 1.192.638 руб., жилого помещения (<адрес>), площадью 43.3 кв.м. по адресу: <адрес> на дату оценки составляет – 4.183.681 руб., рыночная стоимость нежилого помещения (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) площадью 32.9 кв.м. (в том числе 4330/36220 доли) составляет 444.745 руб., 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме), площадью 32,9 кв.м. по адресу: <адрес> на дату оценки составляет 53.147 руб., размер убытков, понесенных собственниками в результате изъятия, в том числе: убытков, в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения; убытков, связанных с переездом; убытков, причиненных собственникам жилого помещения его изъятием, в связи с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него; убытков, причиненных собственниками жилого помещения его изъятием в связи с оформлением права собственности на другое жилое помещение; убытков, причиненных собственникам по удостоверению нотариальных сделок; убытков по договорам с третьими лицами (опека, прописка родственников собственника, не имеющих собственного жилья), приобретение (аренду гаража) для хранения машины и хоз.инвентаря, и другие убытки, предусмотренные п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ на дату оценки составляют 245.107 руб. (том 2, л.д. 2-166).
Суд принимает в качестве доказательства цены выкупа изымаемого имущества, вышеуказанное заключение, поскольку оно отвечает требованиям, установленным статье 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», при этом суд учитывает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Экспертиза рыночной стоимости изымаемого имущества для муниципальных нужд проведена путем осуществления осмотра объекта экспертизы, подбора сопоставимых аналогов и выполнения расчетов. При определении рыночной стоимости объекта оценки эксперты применили сравнительных подход с использованием метода сравнения продаж. Заключение эксперта является ясным, полным, не вызывает сомнений в достоверности. Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд полагает, что заключение экспертизы отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим цену выкупа.
Таким образом, суд считает необходимым установить цену выкупа исходя из результатов судебной экспертизы, согласно которой рыночная стоимость объекта оценки составляет 6.119.318 руб., пропорционально долям в праве общей долевой собственности ответчиков на изымаемое имущество, а именно в отношении:
ФИО5:
- 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957 площадью 43,3 кв.м.
-1082/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, общей площадью 759 кв.м.,
1082/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 руб. 75 коп.
ФИО6:
- 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957 площадью 43,3 кв.м.
-1082/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, общей площадью 759 кв.м.,
1082/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 руб. 75 коп.
ФИО7:
- 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957 площадью 43,3 кв.м.
-1083/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, общей площадью 759 кв.м.,
1083/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 руб. 75 коп.
ФИО8:
- 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957 площадью 43,3 кв.м.
-1083/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, общей площадью 759 кв.м.,
1083/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 руб. 75 коп.
Нормы п. 3.2 ч. 2 ст. 235 ГК РФ устанавливают, что отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2) является основанием для прекращения права собственности на изымаемое имущество.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику компенсации.
В связи с удовлетворением исковых требований о принудительном изъятии у ответчиков объекта недвижимого имущества, требования о прекращения права собственности ответчиков на жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957 общей площадью 43,3 кв.м., 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м., 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> получением ответчиками выкупной цены, и признании за муниципальным образованием городской округ <адрес> права собственности на вышеуказанное имущество, также следует удовлетворить.
Довод представителя ответчиков о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт судом отклоняется по следующим основаниям.
Действительно, согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ в выкупную цену жилого помещения, подлежащего изъятию для государственных и муниципальных нужд, подлежит включению, как рыночная стоимость жилого помещения, так и убытки, которые причинены собственнику жилого помещения его изъятием.
При этом законодатель исходит из того, что определение выкупной цены, прежде всего связано с защитой гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на жилище.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики за третий квартал 2012 года, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Само по себе признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в силу раздела 3 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, не свидетельствует о том, что именно отсутствие капитального ремонта дома привело к признанию его аварийным и данное обстоятельство не связано с иными причинами, в том числе с предельным сроком эксплуатации дома.
Таким образом, исходя из системного толкования норм материального права, обстоятельствами, имеющими правовое значения для возложения на орган местного самоуправления (наймодателя) обязанности произвести собственникам жилых помещений в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, выплату компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, являются: установление основания возникновения права собственности у граждан в отношении изымаемого объекта недвижимости, а также наличие обязанности наймодателя по проведению капитального ремонта дома как на дату приватизации жилого помещения в многоквартирном доме, так и на дату его изъятия. Причем отсутствие одного из перечисленных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании данной компенсации.
При таких обстоятельствах, исковые требования Администрации <адрес> подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 235 Гражданского кодекса РФ, 12, 56, 67, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации <адрес> к ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО2 о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права, признании права, удовлетворить частично.
Изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> у ФИО5:
1/4 доли жилого помещения (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.
1082/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м.,
1082/36220 доли в праве общей долевой собственности не нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 (один миллион четыреста двадцать четыре тысячи четыреста восемьдесят восемь) рублей 75 коп.
Изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> у ФИО6:
1/4 доли жилого помещения (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.
1082/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м.,
1082/36220 доли в праве общей долевой собственности не нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 (один миллион четыреста двадцать четыре тысячи четыреста восемьдесят восемь) рублей 75 коп.
Изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> у ФИО7:
1/4 доли жилого помещения (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.
1083/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м.,
1083/36220 доли в праве общей долевой собственности не нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 (один миллион четыреста двадцать четыре тысячи четыреста восемьдесят восемь) рублей 75 коп.
Изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> у ФИО8:
1/4 доли жилого помещения (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.
1083/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м.,
1083/36220 доли в праве общей долевой собственности не нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>, по цене выкупа 1.424.488 (один миллион четыреста двадцать четыре тысячи четыреста восемьдесят восемь) рублей 75 коп.
Прекратить право собственности ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 на изымаемое имущество.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ <адрес> на: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером 72:23:0216004:3957, общей площадью 43,3 кв.м.; 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:4785, площадью 759 кв.м., на 4330/36220 доли в праве общей долевой собственности не нежилое помещение (общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) с кадастровым номером 72:23:0216004:5632, площадью 32,9 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>, с выплатой денежной компенсации.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья С.Н.Молокова
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ