ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6859/2015 от 02.02.2016 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Гражданское дело № 2-823/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сергеевой О.Н.

при секретаре Низамовой Ф.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд с иском к судебному приставу–исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП России по Ульяновской области (далее по тексту - МОСП) об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своих требований истец указал, что на исполнении судебного пристава- исполнителя МОСП ФИО6. находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по решению Ленинского районного суда <адрес> по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «<адрес>» в отношении должника Министерства. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника Министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Министерство не согласно с указанным выше постановлением судебного при¬става, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством ДД.ММ.ГГГГ -. ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава были направлены письма с указанием о невозможности исполнить требование Ленинского районного суда г.Ульяновска в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой

в бюджета Ульяновской области» на 2014 год утверждённой Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете Ульяновской области- 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ¬ственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев. Объявленные в апреле и июле 2014 года торги на приобретение в муниципаль¬ном образовании город Ульяновск однокомнатных квартир, признаны несостоявши¬мися, информация о проведении которых размещена на сайте <данные изъяты> Электронные аукционы, объявленные в ноябре 2014 г. признаны несостояв¬шимися в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. На участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобре¬тения в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квар¬тир общей площадью не менее 31 квадратного метра каждая для предоставления де¬тям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма спе¬циализированных жилых помещений в муниципальном образовании «город Улья¬новск» поданы заявки от: ООО «<данные изъяты>» (100 квартир), ООО «<данные изъяты>» (100 квартир) (копии протоколов прилагаются). В соответ¬ствии с Порядком согласования применения закрытых способов определения постав¬щиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единст¬венным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённым приказом Мини¬стерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Ми¬нистерством подготовлены и направлены обращения начальнику контрольного управления администрации Губер¬натора Ульяновской области ФИО2 о согласовании заключения Государ¬ственного контракта с единственными поставщиками. По итогам проведенных аукционов заключены следующие государственные контракты: с ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» на участие в долевом строительстве много¬квартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области (в городе Ульяновске), государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (30 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (12 квар¬тир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ. С ООО «<данные изъяты>» на участие в доле¬вом строительстве многоквартирного дама в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области, государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), т ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ После исполнения государственных контактов и оформления права собственности на данные квартиры Министерство будет предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе и ФИО1 В течение 2015 г. Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.11.2015 г. в Список детей-сирот включено более 1400 человек. В судебном производстве находится более 800 дел, возбуждено исполнительное производство по делам детей-сирот 90. На основании изложенного просит освободить Министерство строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Представитель истца в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенная о дне слушания дела.

От судебного пристава-исполнителя МОСП ФИО5 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель УФССП по Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, не явился.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 статьи 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 указанного выше закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство возложена обязанность обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».

На основании данного решения суда был выдан исполнительный лист серия ФС , который взыскателем был предъявлен к исполнению.

Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП ФИО5 было возбуждено исполнительное производство -ИП, копия которого направлена в адрес должника Министерства, где ему установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением указанного выше исполнительного документа постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с должника Министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

В адрес судебного пристава-исполнителя Министерством направлены письмо ДД.ММ.ГГГГ о невозможности исполнить требование Ленинского районного суда г.Ульяновска в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Министерство – это исполнительный орган государственной власти, и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с «Ведом¬ственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2014 г., утверждённой Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об об-ластном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо за¬ключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специ¬ализированного государственного жилищного фонда.

В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации для за¬ключения государственного контракта на выполнение работ для государствен¬ных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряже¬нием Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», которыми установлена процедура, порядок и сроки проведе¬ния аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансо¬во-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев, то есть, аукционы могут быть организованы лишь в декабре 2015 г.

Со стороны Министерства приняты все необходимые меры по реализации приведенного выше решения суда: организуются аукционы по приобретению квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; направлено в адрес судебного пристава письмо о ходе исполнения ре¬шений судов и о невозможности исполнения решений суда в указанный срок.

Так, по итогам проведенных аукционов заключены следующие государственные контракты: с ООО «Запад-2» и ООО «Запад» на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ли из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договора найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области : (в городе Ульяновске), государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), 271 от ДД.ММ.ГГГГ (30 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (12 квартир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ С ООО «<данные изъяты>» на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на террито¬рии Ульяновской области (в городе Ульяновске), государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнительский сбор относится к санкции штрафного характера, вследствие чего на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Факт наличия уважительной причины неисполнения исполнительного документа в срок добровольного исполнения подтвержден представленными суду доказательствами невозможности его исполнения с учетом особенностей деятельности должника.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

В рассматриваемом случае в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, и то, что выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Ульяновской области подлежат удовлетворению.

Надлежащим ответчиком по данному делу согласно Правилам возврата должнику исполнительского сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов, то есть управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Освободить Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.Н. Сергеева