Гражданское дело № 2-823/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Сергеевой О.Н.
при секретаре Низамовой Ф.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд с иском к судебному приставу–исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП России по Ульяновской области (далее по тексту - МОСП) об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своих требований истец указал, что на исполнении судебного пристава- исполнителя МОСП ФИО6. находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по решению Ленинского районного суда <адрес> по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «<адрес>» в отношении должника Министерства. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника Министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Министерство не согласно с указанным выше постановлением судебного при¬става, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством ДД.ММ.ГГГГ -№. ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес судебного пристава были направлены письма с указанием о невозможности исполнить требование Ленинского районного суда г.Ульяновска в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой
в бюджета Ульяновской области» на 2014 год утверждённой Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об областном бюджете Ульяновской области- 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ¬ственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев. Объявленные в апреле и июле 2014 года торги на приобретение в муниципаль¬ном образовании город Ульяновск однокомнатных квартир, признаны несостоявши¬мися, информация о проведении которых размещена на сайте <данные изъяты> Электронные аукционы, объявленные в ноябре 2014 г. признаны несостояв¬шимися в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. На участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобре¬тения в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квар¬тир общей площадью не менее 31 квадратного метра каждая для предоставления де¬тям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма спе¬циализированных жилых помещений в муниципальном образовании «город Улья¬новск» поданы заявки от: ООО «<данные изъяты>» (100 квартир), ООО «<данные изъяты>» (100 квартир) (копии протоколов прилагаются). В соответ¬ствии с Порядком согласования применения закрытых способов определения постав¬щиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единст¬венным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённым приказом Мини¬стерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Ми¬нистерством подготовлены и направлены обращения начальнику контрольного управления администрации Губер¬натора Ульяновской области ФИО2 о согласовании заключения Государ¬ственного контракта с единственными поставщиками. По итогам проведенных аукционов заключены следующие государственные контракты: с ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» на участие в долевом строительстве много¬квартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области (в городе Ульяновске), государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (30 квартир),№ от ДД.ММ.ГГГГ (12 квар¬тир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ. С ООО «<данные изъяты>» на участие в доле¬вом строительстве многоквартирного дама в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области, государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), № т ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ После исполнения государственных контактов и оформления права собственности на данные квартиры Министерство будет предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе и ФИО1 В течение 2015 г. Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.11.2015 г. в Список детей-сирот включено более 1400 человек. В судебном производстве находится более 800 дел, возбуждено исполнительное производство по делам детей-сирот 90. На основании изложенного просит освободить Министерство строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенная о дне слушания дела.
От судебного пристава-исполнителя МОСП ФИО5 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель УФССП по Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 статьи 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 указанного выше закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство возложена обязанность обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».
На основании данного решения суда был выдан исполнительный лист серия ФС №, который взыскателем был предъявлен к исполнению.
Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП ФИО5 было возбуждено исполнительное производство №-ИП, копия которого направлена в адрес должника Министерства, где ему установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением указанного выше исполнительного документа постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с должника Министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
В адрес судебного пристава-исполнителя Министерством направлены письмо ДД.ММ.ГГГГ№ о невозможности исполнить требование Ленинского районного суда г.Ульяновска в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Министерство – это исполнительный орган государственной власти, и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с «Ведом¬ственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2014 г., утверждённой Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об об-ластном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо за¬ключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специ¬ализированного государственного жилищного фонда.
В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации для за¬ключения государственного контракта на выполнение работ для государствен¬ных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряже¬нием Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», которыми установлена процедура, порядок и сроки проведе¬ния аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансо¬во-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев, то есть, аукционы могут быть организованы лишь в декабре 2015 г.
Со стороны Министерства приняты все необходимые меры по реализации приведенного выше решения суда: организуются аукционы по приобретению квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; направлено в адрес судебного пристава письмо о ходе исполнения ре¬шений судов и о невозможности исполнения решений суда в указанный срок.
Так, по итогам проведенных аукционов заключены следующие государственные контракты: с ООО «Запад-2» и ООО «Запад» на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ли из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договора найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области : (в городе Ульяновске), государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), 271 от ДД.ММ.ГГГГ (30 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (12 квартир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ С ООО «<данные изъяты>» на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на террито¬рии Ульяновской области (в городе Ульяновске), государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ (20 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), № от ДД.ММ.ГГГГ (40 квартир), срок исполнения данных контрактов ДД.ММ.ГГГГ.
Исполнительский сбор относится к санкции штрафного характера, вследствие чего на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Факт наличия уважительной причины неисполнения исполнительного документа в срок добровольного исполнения подтвержден представленными суду доказательствами невозможности его исполнения с учетом особенностей деятельности должника.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В рассматриваемом случае в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, и то, что выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Ульяновской области подлежат удовлетворению.
Надлежащим ответчиком по данному делу согласно Правилам возврата должнику исполнительского сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, является соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов, то есть управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Н. Сергеева