Дело № 2-685/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 11 мая 2017 года дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении принять меры по охране объекта транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия и обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по охране объекта транспортной инфраструктуры цеха эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) по адресу: ____ подразделениями транспортной безопасности в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование требований указал, что объекты транспортной инфраструктуры ответчика относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и подлежат государственной охране либо охране юридическим лицом, аккредитованным в качестве подразделения транспортной безопасности. ООО ЧОП «ДОН», осуществляющее охрану цеха эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) на основании договора с ответчиком от 02.02.2016, не имеет указанной аккредитации и не может быть признано подразделением транспортной безопасности.
В ходатайстве от 11.04.2017 воркутинский транспортный прокурор уточнил заявленные требования, просил признать бездействие ОАО "РЖД" незаконным и обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации государственной охраны объекта транспортной инфраструктуры цеха эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) по адресу: ____. В обоснование уточненных требований указал, что указанный объект не является категорированным, в результате чего его охрана не может осуществляться аккредитованной и ведомственной охраной. Судебная практика исходит из того, что наиболее важные объекты железнодорожного транспорта общего пользования все же подлежат именно государственной охране. ООО «Бастион-Канск», которое осуществляет охрану указанного объекта в настоящий момент, не относится к системе государственной охраны. В связи с постоянным изменением законодательства о транспортной безопасности приоритет имеют требования ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте».
Ответчик в письменном отзыве иск не признал, указал, что цех эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) не прошел категорирование, при этом субъекты транспортной инфраструктуры не участвуют в категорировании объектов транспортной инфраструктуры, то есть данный объект не прошел категорирование по не зависящим от ОАО "РЖД" причинам. Отсутствие утвержденных результатов оценки уязвимости указанного объекта является препятствием для разработки плана обеспечения транспортной безопасности для данного объекта в порядке, предусмотренном Приказом Минтранса от 11.02.2010 № 34. Требования к обеспечению транспортной безопасности установлены в зависимости от конкретных категорий объектов транспортной инфраструктуры. Законодательство не устанавливает обязанность обеспечения государственной охраны объектов, включенных в Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, а только устанавливает запрет на привлечение к охране таких объектов частных охранных организаций. В законодательстве также отсутствует императивное предписание о том, что объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат охране вообще. Прокурор в иске смешивает понятия «охрана объектов» и «защита объектов транспортной инфраструктуры».
В дополнении к отзыву ответчик указал, что прокурор необоснованно одновременно изменил и предмет, и основание иска, что гражданским процессуальным законодательством не допускается. Постановлением Правительства РФ от 09.09.2015 № 948 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, наименование Приложения № 1 к указанному постановлению изложено в следующей редакции «Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется», ранее данный перечень назывался «Перечень объектов, подлежащих государственной охране». Таким образом, в настоящий момент объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не подлежат государственной охране, поскольку это не предусмотрено Федеральным законом «О государственной охране». Прокурор основывает свои требования на п. 2 ст. 23 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», в соответствии с которым охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется подразделениями ведомственной охраны органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, войск национальной гвардии и иными уполномоченными подразделениями. Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны, утвержден распоряжением Правительства РФ № 891-р от 27.06.2009. Конкретный список объектов, подлежащих охране ФГП ВО ЖДТ, является государственной тайной, в указанном списке спорного объекта нет. Прокурором не доказана принадлежность цеха эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) к объектам, подлежащим государственной охране.
Воркутинский транспортный прокурор о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, повторила доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
В определении о подготовке дела к судебному разбирательству от 03.03.2017 прокурору было предложено уточнить заявленные требования, указать, какие конкретно обязанности прокурор просит возложить на ответчика (л.д. 45). Уточненные требования транспортного прокурора заявлены в следующей форме: обязать ОАО "РЖД" принять меры по организации государственной охраны объекта транспортной инфраструктуры. В тексте уточнения к иску воркутинский транспортный прокурор также не конкретизировал, в какой конкретно форме, какой конкретно организацией должен охраняться объект цех эксплуатации Инта (оборотное депо Инта). В связи с чем суд принимает решения по уточненному требованию, изложенному буквально.
Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 17.10.2006 № 2086р "О Нормативах для составления графика движения пассажирских поездов" оборотное локомотивное депо - железнодорожное предприятие, в котором производится подготовка локомотива к следованию с поездами встречного направления. В оборотном депо обычно организуется отдых локомотивных бригад.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; объекты государственной охраны - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом; охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона к объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные настоящим Федеральным законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Исходя из указанных определений цех эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) не относится к объектам, подлежащим государственной охране, вышеназванные требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, войск национальной гвардии Российской Федерации и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Понятия «государственная охрана» и «охрана подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, войск национальной гвардии Российской Федерации и иными уполномоченными подразделениями» не являются тождественными.
Воркутинский транспортный прокурор в иске и уточнении к нему не указал, какой конкретно организацией должен охраняться спорный объект, не заявил о привлечении указанной организации к участию в деле в качестве третьего лица.
Распоряжением Правительства РФ от 27.06.2009 № 891-р утвержден Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта. В указанный Перечень включены:
1. Искусственные сооружения и другие объекты стратегического назначения, за исключением объектов, подлежащих охране подразделениями внутренних войск МВД России.
2. Посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций и железнодорожных станций первого класса.
3. Информационные вычислительные центры и узлы связи.
4. Центры диспетчерского управления.
5. Запасные пункты управления.
6. Базы и склады специального назначения.
7. Парки узловых железнодорожных станций, сортировочные парки станций и парки станций, где осуществляются работы с опасными грузами.
8. Объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов).
Цех эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) к объектам, включенным в указанный перечень, не относится.
Ссылка прокурора на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.05.2016 по делу № А82-14846/2014 в данном случае несостоятельна, так как в указанном деле спорными объектами являлись тяговые подстанции, электростанция и район электроснабжения, которые относятся к пункту 2 указанного Перечня. Кроме того, законодательство, которым руководствовались арбитражные суды при рассмотрении указанного дела, уже изменилось. В частности, ранее Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 был установлен перечень объектов, подлежащих государственной охране, в который включались и объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В действующей редакции данный перечень называется «Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Подпунктом 7.1 указанной статьи установлено, что подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно части 6 ст. 4 указанного Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
Статьей 5 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Минтранса России от 23.07.2014 № 196 установлен Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта". Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта в указанный перечень не включены, из чего следует вывод, что все объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат категорированию.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, которое вступит в силу с 01.07.2017, утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Пунктом 5 указанных Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
3) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
4) представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), установленным Министерством транспорта Российской Федерации;
5) обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;
6) на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
7) реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки:
для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, из анализа действующего на момент вынесения решения законодательства о транспортной безопасности, а также законодательства, которое вступит в силу с 01.07.2017, следует, что объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат обязательному категорированию и оценке уязвимости, а требования к обеспечению безопасности указанных объектов, в том числе категории организаций, которые должны охранять соответствующую категорию объектов железнодорожного транспорта, устанавливается для каждого конкретного объекта транспортной инфраструктуры в зависимости от установленных для него категории и степени уязвимости.
Цех эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) не прошел категорирование и оценку уязвимости, в связи с чем в данный момент определить, каким образом он должен охраняться, не представляется возможным. Требований о проведении категорирования данного объекта прокурором не заявлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Воркутинскому транспортному прокурору в иске в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации государственной охраны объекта транспортной инфраструктуры цеха эксплуатации Инта (оборотное депо Инта) по адресу: ____ отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.06.2017.
Судья Л.В. Махнева