ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-685/2013 от 25.02.2013 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 февраля 2013 года г. Ханты-Мансийск

 Тюменской области

 Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

 при секретаре Краевой Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Пынив ФИО5 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с требованиями к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда».

 Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года № 103-п. Истец ссылается на письмо Минтруда РФ от 15 сентября 1997 г. N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", которым органам исполнительной власти субъектов РФ разъяснено, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитывается Почетная грамота Министерства топлива и энергетики РФ. Следовательно, последняя является по сути ведомственным знаком отличия в труде. Поскольку истец обладает трудовым стажем более 30 лет, при этом был ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства топлива и энергетики РФ № награжден Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики РФ за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, просит обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».

 Истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Истец направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель ответчика доказательств уважительности причин своей неявки в суд не представил.

 На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

 Согласно письменным возражениям на исковое заявление Департамент социального развития ХМАО-Югры исковые требования не признает, утверждая, что поскольку вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, законом ХМАО-Югры самостоятельно определен перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания ветерана труда. В частности законом ХМАО-Югры от 07.11.2006 года № 115-оз предусмотрено, что при присвоении звания ветерана труда учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде; постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года № 103-п утвержден перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания ветерана труда. Поскольку среди указанного списка отсутствует почетная грамота, отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры ФИО1 полагает законным.

 Проанализировав и исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

 Как усматривается из копии трудовой книжки серии № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой стаж ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет более 30 лет (л.д. 9-11).

 Согласно трудовой книжке ФИО1 трудоустроен в должности стропальщика пятого разряда в цехе труб и трубобуров в <адрес> управлении буровых работ ОАО «<данные изъяты>» по настоящее время (запись № – л.д. 10).

 ДД.ММ.ГГГГ приказом № министра топлива и энергетики РФ ФИО6 ФИО1 награжден почетной грамотой Министерства топлива и энергетики РФ за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса России (л.д. 7).

 Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п (л.д. 8).

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

 Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.

 Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:

 1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;

 2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

 3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994г. № 442 (с изм.).

 Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

 Во исполнение приведенных требований федерального законодательства пп. 2 п.2 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 В целях реализации названного Закона Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июня 2005 года № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, нагрудные знаки, значки, почетные звания автономного округа.

 Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ не содержит определения понятия "ведомство" или "ведомственный знак отличия в труде".

 Министерство топлива и энергетики РФ, приказом министра которого был награжден ФИО1, действовало в соответствии с Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г. N 60, согласно которому Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и выполнявшим прочие функции, закрепленные Положением.

 ФИО1 награжден Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» (л.д. 7).

 При этом письмом Минтруда РФ от 15 сентября 1997 г. N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было разъяснено, что при разрешении вопроса о присвоении звания ветеран труда наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитывалась Почетная грамота Министерства топлива и энергетики РФ.

 Между тем, в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и принятием Правительством РФ Постановления от 12 октября 2000 г. N 777, которым утверждено Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, положение о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г. N 60, утратило свою силу.

 В настоящее время действует Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное 28 мая 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации".

 Как следует из пункта 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также иные функции, закрепленные в Положении.

 В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации и в целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, а также упорядочения форм морального поощрения приказом Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 г. N 11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации" учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, к которым в числе прочих относится почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации (приложение N 1 приказа Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 г. № 11).

 Одновременно пунктом 2 приказа Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 г. № 11 утверждено в числе прочих положений о почетных званиях и нагрудных знаках Положение о Почетной грамоте Министерства энергетики Российской Федерации (приложение N 14).

 В соответствии с Положением о Почетной грамоте Министерства энергетики Российской Федерации, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 г. № 11, почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации награждаются рабочие, специалисты, служащие, руководители организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работники центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 5 лет, а также организации топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, добившиеся высоких результатов в труде, в том числе в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально-бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.

 Согласно записи № трудовой книжки ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с профессиональным праздником – Днем энергетика и 15-летием <адрес> энергосистемы, за долголетний, добросовестный труд в энергетике, большой вклад в развитие <адрес> энергосистемы ФИО1 награжден приказом Минтопэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 12).

 Таким образом, под "ведомственными знаками отличия в труде" понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п. п. 1 п. 3 ст. 3 Закона). Тем самым закон конкретизировал понятие "ведомство", прямо указывая на то, что ведомством являются государственные органы власти.

 Минтопэнерго России, как и Министерство энергетики РФ (Минэнерго России) являлось федеральным органом исполнительной власти.

 Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» не изменил основания и порядок присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5 - ФЗ.

 Установленный постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июня 2005 г. N 103-п порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», исключающий награждение граждан Почетными грамотами тех или иных ведомств ставит граждан, которые такими грамотами были награждены ранее, в неравное, более невыгодное, положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания "Ветеран труда" в настоящее время.

 Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное "ограничительное" толкование норм Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", закона Тульской области от 28 января 2007 года N 797 - ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда", принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

 При установленных обстоятельствах, награждение Почетной грамотой «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» Министерства топлива и энергетики России относится к ведомственным знакам отличия в труде, а потому при наличии у ФИО1 трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин), решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе в присвоении ему звания "Ветеран труда" является незаконным. Нарушенное право ФИО1 подлежит восстановлению путем признания за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложения обязанности на ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда».

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Пынива ФИО5 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда Пыниву ФИО5 и обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить Пыниву ФИО5 звание «Ветеран труда».

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда А.А. Литвинова