Дело № 2-685/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2013 года п. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисова Р.М.,
с участием представителя истцов ФИО1, действующей по доверенностям № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2, № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3,
представителя ответчика ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
при секретаре Мусиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Главе Администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий и бездействия, обязании устранить нарушения, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Главе Администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконными действия и бездействия, обязании устранить нарушения, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 обратились с письменными заявлениями на имя главы администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет MP Чишминский район РБ ФИО5, в которых просили признать их нуждающимися в жилом помещении и принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для предоставления жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма, с приложением всех документов, необходимых для реализации своего права, которое ими было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением и получено.
Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 было сообщено, что необходимо предоставить документы согласно перечню на всех зарегистрированных членов семьи, далее Административная комиссия по жилищным вопросам СП Шингак-кульский сельсовет по итогам рассмотрения заявления и предоставленных документов пример решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в ответ на письмо главы администрации СП Шингак-кульский сельсовет MP Чишминский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением, предоставив соответствующие документы для постановки его и членов его семьи, зарегистрированных по адресу: РБ, <адрес> принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявление с документами было направлено заказным письмо с уведомлением.
Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в ответ на письмо главы администрации СП Шингак-кульский сельсовет MP Чишминский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением, предоставив соответствующие документы для постановки ее и членов ее семьи, зарегистрированных по адресу: РБ, <адрес>-куль, <адрес> принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявление с документами было направлено заказным письмо с уведомлением.
Уведомлением за № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы СП Шингак-кульский сельсовет ФИО5, специалиста по ДМ СП Шингак-кульский сельсовет ФИО6 ФИО2 сообщено, что на основании выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года, руководствуясь ст.ст.51,52 Жилищного кодекса РФ, они и члены их семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Шингак-кульский сельсовет MP Чишминский район РБ.
Поскольку копия вышеуказанной выписки из протокола и постановления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2 не направлялась и не получалась, истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением на имя главы администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет MP <адрес> РБ ФИО5 о выдаче вышеуказанных документов.
Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ года, которое ФИО2 было получено ДД.ММ.ГГГГ года, за подписью главы СП Шингак-кульский сельсовет ФИО5 в выдаче вышеуказанных документов ФИО2 было отказано.
Действия главы СП Шингак-кульский сельсовет ФИО5 по не выдаче копии постановления копии выписки из протокола и постановления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, являются незаконными и нарушающими права истца по следующим обстоятельствам:
В своем письме за № от ДД.ММ.ГГГГ глава СП Шингак-кульский сельсовет ФИО5 ссылается на пп.1.4., п.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» утвержденных Постановлением главы СП Шингак-кульский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с котором конечным результатом предоставления муниципальной услуги является уведомление о принятии граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо отказ.
Оформление соответствующего Постановления по итогам рассмотрения и предоставления муниципальной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вышеуказанным административным регламентом не требуется.
Истцы обратились к ответчику с заявлением в соответствии с нормами ЖК РФ и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Прокуратурой Чишминского района РБ была проведена проверка проектов постановления главы администрации СП Шингак-кульский сельсовет MP Чишминский район РБ, в том числе проекта Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», по результатам которой был частично признан недействительным, о чем в материалах данного дела имеется письмо Прокуратуры Чишминского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ года.
В материалах дела имеется письмо прокуратуры <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Администрации СП Шингак-кульский сельсовет MP Чишминский район РБ, в котором проверкой соответствия проекта правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу, выявлены противоречия.
Кроме того, согласно функциональным обязанностям Главы администрации сельского поселения Шинга-кульский сельсовет Чишминского района глава администрации организует прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции администрации сельского поселения Шингак-кульский сельсовет и обеспечивает своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений.
Ссылка ответчика на Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» утвержденных Постановлением главы СП Шингак-кульский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ года, который противоречит вышеперечисленным нормам Закона, является необоснованной.
Таким образом, ответчик обязан был направить ФИО2 копии протокола комиссии и копию постановления о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах действия главы СП Шингак-кульский сельсовет ФИО5 по не выдаче копии постановления копии выписки из протокола и постановления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом- помещении, являются незаконными.
Как было указано выше, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 также обратилась с заявлением на имя главы администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет MP Чишминский район РБ ФИО5, о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, которое было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением и получено.
На сегодняшний день с момента направления документов ответчику истцом ФИО3 о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обращение не рассмотрено ответчиком, никаких документов не направлено и не получено, что нарушает права истца.
Согласно протоколу № решением административной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Шингак-кульский сельсовет MP Чишминский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено заявление ФИО2, и ФИО2 и его семья поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, представленной ответчиком, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании журнала учета семей, молодых специалистов, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Шингак-кульский сельсовет, состоит 32 семьи, где числится ФИО2 (п.32). В данном списке не указано, что ФИО3 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, на сегодняшний день заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не рассмотрены ответчиком, доказательств в силу обратного ответчиком не представлено.
Требования норм закона ответчиком грубо нарушены, на сегодняшний день обращение истца ФИО3 не рассмотрено, ответ по существу не дан и не направлен, что нарушает права истицы.
При таких обстоятельствах бездействия главы СП Шингак-кульский сельсовет ФИО5 по не рассмотрению заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору социального найма являются незаконными и нарушающими права истца.
Действиями ответчика истцам причинен моральный вред, выразившийся в постоянных переживаниях, поскольку для защиты свои права истцы вынуждены обратиться в суд и нести дополнительные расходы.
Полагают, что при определении суммы компенсации морального вреда судом должны быть в высокой степени оценены прямые психологические страдания истцов.
Компенсацию морального вреда, причиненного ответчиком, истцы оценивают по 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей каждый.
За составление иска, участие в суде первой инстанции, истцами было оплачено адвокату в сумме по 20 000 (двадцать тысяч) рублей каждым.
В иске истцы с учетом дополнений и уточнений просят признать незаконными действия главы администрации СП Шингак-Кульский Сельсовет MP Чишминский район РБ ФИО5 по отказу в выдаче ФИО2 копии выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать главу администрации СП Шингак-Кульский Сельсовет MP <адрес> РБ ФИО5 направить ФИО2 копии выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признать незаконными бездействия главы администрации СП Шингак-Кульский Сельсовет MP <адрес> РБ ФИО5 по не рассмотрению заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о постановке о на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать главу администрации СП Шингак-Кульский Сельсовет MP Чишминский район РБ ФИО5 рассмотреть и дать ответ по существу на заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Администрации СП Шингак-Кульский Сельсовет MP <адрес> РБ в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 100000 (сто тысяч рублей), судебные расходы на уплату госпошлины в сумме 400 (четыреста) рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Взыскать с Администрации СП Шингак-Кульский Сельсовет MP <адрес> РБ в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 100 000 (сто тысяч рублей), судебные расходы на уплату госпошлины в сумме 400 (четыреста) рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Истцы ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, от истцов имеются заявления о рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель истцов ФИО2, ФИО3 - ФИО1 исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 с исковыми требованиями не согласился, просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Данная позиция отражена в пункте 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3).
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Как видно из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 обратились с письменными заявлениями на имя главы администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет MP <адрес> РБ ФИО5, в которых просили признать их нуждающимися в жилом помещении и принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для предоставления жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма, с приложением всех документов, необходимых для реализации своего права, которое ими было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением и получено.
Согласно уведомлению за № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы СП Шингак-кульский сельсовет ФИО5 ФИО2 сообщено, что на основании выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года, руководствуясь ст.ст.51,52 Жилищного кодекса РФ, они и члены их семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Шингак-кульский сельсовет MP <адрес> РБ.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как указанно в письме исх. № от 30.05.2013г.: в соответствии с пп. 1, 4 п. 1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» утвержденных Постановлением главы сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ, конечным результатом предоставления муниципальной услуги является уведомление о принятии граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо отказ. Оформление Постановления по итогам рассмотрения и предоставления муниципальной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении условий не требуется.
Как указанно в том же письме в соответствие с административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги «Выдача заверенных копий документов администрации Сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет» протоколы комиссий отнесены к документам ограниченного пользованию. Следовательно, Администрация и глава ФИО5 не имеют право предоставлять ФИО2 запрошенный им документ.
Кроме того, согласно п.п. 2.1.2. Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Выдача заверенных копий документов администрации Сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет», утвержденного постановлением Главы сельского Поселения Шингак-Кульский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Для получения муниципальной услуги заявитель представляет в администрацию заявление согласно образцу на имя главы Сельского поселения.
В заявлении указывается полное наименование документа, копию которого запрашивает заявитель; причина обращения заявителя; паспортные данные заявителя; подпись и дата.
Муниципальная услуга представляется заявителю в случае:
а) правильного составления заявления;
б) обращения заявителя о выдаче заверенной копии документов, не входящих в перечень документов ограниченного распространения администрации Сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет (Приложение № 3);
в) обращения заявителя о выдаче заверенной копии документов, принятых администрацией Сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет в отношении данного заявителя.
Как видно из заявления ФИО2, в заявлении: не указанно полное наименование документа, копию которого запрашивает заявитель; причина обращения заявителя; паспортные данные заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Истец ФИО2 не обосновал, для чего им необходимы указанные копии документов.
Требования истца ФИО3 о рассмотрении и даче ответ по существу на заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий суд считает не состоятельными и не соответствующими действительности, так как к иску приложен ответ на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ года.
Требования истца ФИО3 об обязании главы администрации СП Шингак-Кульский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан ФИО5 рассмотреть и дать ответ по существу на заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий считаем не подлежащими удовлетворению, так как в компетенцию главы администрации СП Шингак-Кульский сельсовет MP <адрес> РБ ФИО5 не входят обязанности по рассмотрению вопросов постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Данные вопросы входят в компетенцию комиссии.
Кроме того, согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1.Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2.Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для су/да основанием для отказа в принятии заявления, Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
ФИО3 обратилась в Чишминский районный суд с исковым заявлением об обязании главы администрации СП Шингак-Кульский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан ФИО5 рассмотреть и дать ответ по существу на заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в июле месяце 2013 года. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением истек ДД.ММ.ГГГГ. Ходатайства о восстановлении срока ФИО7 не заявлено. Уважительных причин пропуска срока ФИО3 в суд не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Как указывает представитель ответчика истец ФИО3 обратилась с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающейся её и членов её семьи, зная, что её супруг ФИО2, также обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся и в данном заявлении как член семьи ФИО2 указанна супруга ФИО3 Истец, заявив требования указанные в иске пытается причинить вред Сельскому Поселению Шингак-Кульский сельсовет, взыскав с него моральный вред и судебные расходы.
Как видно из материалов дела ФИО3 обратилась в администрацию ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Срок рассмотрения обращения граждан согласно закона об обращениях составляет один месяц.
Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
ФИО3 обратилась в Чишминский районный суд с исковым заявлением о признании бездействий главы администрации ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года.
Срок для обращения в суд с заявлением о признании бездействий незаконными истек ДД.ММ.ГГГГ. Ходатайства о восстановлении срока ФИО7 не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что иск ФИО2, ФИО3 к Главе Администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконными действия и бездействия, обязании устранить нарушения, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2, ФИО3 к Главе Администрации сельского поселения Шингак-Кульский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий и бездействия, обязании устранить нарушения, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.М. Идрисов