ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6872/20 от 01.02.2021 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия УИД 16RS0050-01-2020-001988-73

Дело № 2-976/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 февраля 2021 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,

при секретаре судебного заседания Мифтахутдиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному казённому учреждению «А. В. и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконными действия об отказе включения в список на получение жилищного сертификата многодетной семьи и обязании устранить допущенные нарушения прав, путем включения в список на получение жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о признании незаконными действия об отказе включения в список на получении жилищного сертификата многодетной семьи и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, путем включения в список на получение жилищного сертификата.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани вынесено распоряжение р, в соответствии с которым на основании протокола заседания жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов города Казани от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во внесении изменений и включения в список на получении жилищных сертификатов в 2020 году многодетной семье, имеющей более пяти детей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы. Комиссией был установлен уровень обеспеченности площадью жилья на одного члена в семье, который составляет 13,54 квадратных метра.

С вышеуказанным распоряжением ФИО1 не согласен, считает его незаконным в связи с тем, что его семья состоит из восьми человек, из которых шесть детей.

ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор социальной ипотеки , по которому ДД.ММ.ГГГГ им была выбрана квартира по адресу: ФИО2, <адрес>. Однако вышеуказанная квартира в его собственности не находится и относится к объекту «будущая собственная квартира» и ежемесячно он обязан вносить задаток на приобретение «права оформления в собственность» выбранной «будущей квартиры» денежные средства согласно графику, соответственно, указанную квартиру нельзя учитывать при расчете уровня обеспеченности площадью жилья членов семьи.

Истец отмечает, что не согласен с доводом комиссии о том, что квартира с момента подписания окончательного протокола выбора квартиры находится на праве собственности, поскольку согласно выписке из ЕГРН квартира по адресу: <адрес> собственности истца не зарегистрирован.

Квартира по адресу: <адрес> не обеспечивает семью истца жилой площадью по норме 18, 0 кв.м.

Полагая действия и решение Администрации Вахитовского и Приволжского районов незаконным, истец просит признать незаконными действия главы признании незаконными действия главы администрации ФИО3, по отказу включения в список на получении жилищных сертификатов в 2020 году многодетной семье, имеющей более пяти дней, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы, обязать ответчика устранить допущенные нарушения его прав, путем включения в список на получение жилищных сертификатов в 2020 году.

В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования были уточнены, истец просить признать Распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов за р от 30.06. 2017 года в части отказа в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным, обязать ответчика осуществить перерегистрацию и восстановить ФИО4 с семьей в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Истец на судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что истец и его семья зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов» ИКМО города Казани в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что жилое помещение, приобретенное по договору социального найма, должен быть учтен.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд приходит к следующему.Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.

В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 51Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 г. N 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Согласно пункту 10 вышеуказанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:

представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в пункте 7.1 настоящих Правил и порядка;

отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;

выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;

неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил и порядка;

Решением Приволжского районного суда г. Казани от 01 июня 2020 года исковые требования ФИО1 к муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконными распоряжения об отказе включения в список на получении жилищного сертификата многодетной семьи и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав путем включения в список на получение жилищного сертификата, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Т. от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и решение Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрено в суд первой инстанции.

Из материалов гражданского дела следует, что из выписки из распоряжения р от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет нуждающихся и улучшении жилищных условий по договору социального найма согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ» следует, что семья ФИО1 в составе семи человек признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на одного члена в семье составляет 4,47 кв.м., совокупный доход – 7012,51 рублей в месяц (пороговое значение размера среднемесячного совокупного дохода для принятия решения о признании гражданина малоимущими, приходящегося для семьи из трех человек и более на первый квартал 2016 года составлял 8 756,5 рублей, совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению – 4 256 154 рублей). Инвентаризационная опись имущества, находящегося в собственности членов семьи (по <адрес>) составила 117 982 рублей.

Согласно выписке из домовой книги и адресным справкам, представленным по судебному запросу, истец с семьей в составе восьми человек – супруга ФИО5, дети ФИО6, ФИО7, ФИО6, ФИО7, ФИО6, ФИО8 зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 35, 8 кв.м.

Квартира по адресу: <адрес> принадлежит ФИО5, ФИО6, ФИО6 по 1/3 доли в праве общей долевой собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ р «О включении многодетных семей, имеющих пять и более детей, в список на получение жилищного сертификата в 2020 году, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ», ФИО1 с семьей отказано во внесении изменений и включении в список на получение жилищных сертификатов в 2020 году многодетной семье, имеющей более пяти детей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Отказ мотивирован обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы.

ДД.ММ.ГГГГ между специализированной некоммерческой организацией «НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Р. Т.» и ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО6, ФИО7 заключен договор социальной ипотеки .

На основании протокола участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры» гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и члены его семьи приняли обязательства по итогам «выбора» получить право оформления в собственность выбранной будущей <адрес>, общей площадью 84,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

В целях реализации конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан принят Закон Республики Т. от ДД.ММ.ГГГГN 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (далее - Закон РТ от ДД.ММ.ГГГГN 69-ЗРТ).

В соответствии со статьей 3 указанного Закона социальная ипотека - это предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.

Государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года за № 326 (ред. от 14.01.2021) «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 «О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (вместе с "Правилами выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий"), право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

а) многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей)).

Материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что семья истца была снята с учета нуждающихся.

По условиям договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес> общей площадью 84, 3 кв.м. является «будущей собственной квартирой» и становится квартирой с момента регистрации гражданином права собственности на нее, и исходя из этого, данная квартира не должна быть включена при расчете обеспеченности общей площадью на одного члена семьи.

При данных обстоятельствах суд находит требования ФИО1 о признании незаконными распоряжения об отказе включения в список на получении жилищного сертификата многодетной семьи и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав путем включения в список на получение жилищного сертификата обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконными распоряжения об отказе включения в список на получении жилищного сертификата многодетной семьи и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав путем включения в список на получение жилищного сертификата, удовлетворить.

Признать распоряжение Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во внесении изменений и включении в список на получение жилищных сертификатов в 2020 году многодетной семье, имеющей более пяти детей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы ФИО1 с семьей в составе семи человек (в том числе супруга, четыре дочери и сын), зарегистрированному в квартире общей площадью 35,80 кв.м. по адресу: <адрес>, собственниками которого являются супруга, сын и дочь по 1/3 доли каждый, недействительным.

Обязать муниципальное казённое учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» включить ФИО1 с семьей в составе семи человек (в том числе супруга, четыре дочери и сын) в список на получение жилищных сертификатов в 2020 году многодетной семье, имеющей более пяти детей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.И. Хуснутдинов