ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6874/2016 от 10.10.2016 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-6874/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Терехина А.А.

при секретаре судебного заседания Созине С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 10 октября 2016 года гражданское дело по иску Секербаева В.М. к УМВД России по г. Омску о взыскания процентов за нарушение сроков выплаты денежных средств, причитающихся работнику,

УСТАНОВИЛ:

Секербаев В.М. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по г. Омску о взыскании денежных средств в размере 25 510,44 руб. и процентов за нарушение сроков выплаты денежных средств, причитающихся работнику. В обоснование указал, что решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу в пользу Секербаева В.М. было принято решение о взыскании с УМВД России по г. Омску 6 873,80 руб., за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни. Данное решение <данные изъяты> областным судом было изменено, с УМВД России по г. Омску в пользу Секербаева В.М. взыскана денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни 25 510,44 руб. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени ответчик решение суда не исполнил в полном объеме, денежную компенсацию в размере 25 510,44 руб. не выплатил.

Просит взыскать с ответчика в пользу истца денежную сумму в размере 25 510,44 руб., а также на основании ст. 236 ТК РФ проценты (денежную компенсацию) за нарушение сроков выплаты денежных средств, причитающихся работнику, в размере 4 464,25 руб.

Определением судьи Кировского районного суда г. Омска отказано в принятии искового заявления Секербаева В.М. к УМВД России по г. Омску в части взыскания компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Истец Секербаев В.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что до настоящего времени решение суда ответчиком не исполнено, им был получен исполнительный лист, но к исполнению его не предъявлял, так как полагает, что исполнительный лист предъявляется только для принудительного взыскания.

Представитель ответчика УМВД России по г. Омску Барышникова О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которому УМВД России по городу Омску является бюджетной организацией и не может без исполнительного листа перечислять денежные средства. УМВД России по г. Омску является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством УМВД России по г. Омску является бюджетной организацией, отвечающей по своим обязательствам денежными средствами, находящимися на ее счете, в пределах выделенных лимитов и в строго в соответствии с целевым назначением. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства судебной системы РФ производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на основании исполнительных документов. К исполнительному документу должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Исполнительные листы о взыскании с УМВД России по г. Омску в пользу Секербаева В.М. денежных средств в бухгалтерию УМВД России по г. Омску в ДД.ММ.ГГГГ гг. не поступали.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

«Исковые требования Секербаева В.М. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску в пользу Секербаева В.М. денежную компенсацию за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени в размере 6 873,80 рублей» (л.д. 6-10).

Апелляционным определением <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменено, с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску в пользу Секербаева В.М. взыскана денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 25 510 рублей 44 копеек (л.д. 11-14).

Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что решение <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, денежная компенсация в размере 25 510,44 рублей с ответчика в пользу истца не взыскана.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Разрешая заявленные истцом требования о взыскании процентов в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ за задержку выплаты взысканной по решению суда денежной компенсации в размере 25 510,44 руб. за каждый день задержки до момента исполнения решения суда полностью, суд исходит из того, что ст. 236 ТК РФ устанавливает ответственность работодателя только при нарушении работодателем установленного срока соответствующих выплат, причитающихся работнику в рамках трудовых правоотношений, и не предусматривает ответственности работодателя за период неисполнения решения суда.

В то же время после вступления в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом его изменения апелляционным определением <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с ответчика в пользу истца взыскана денежная компенсация, между сторонами по делу возникли отношения, связанные с исполнением судебного акта, и в данном случае индексация присужденных сумм производится в ином порядке.

Таким образом, учитывая заявленные требования, а также то, что положения ст. 236 ТК РФ не предусматривают дополнительной ответственности в виде взыскания процентов, то оснований для взыскания процентов за несвоевременную выплату денежной компенсации за период неисполнения решения с момента вступления решения в законную силу по день фактического исполнения решения суда не имеется.

При этом, истец не лишен возможности обратиться в суд с заявлениям об индексации решения суда в порядке ст. 208 ГПК РФ.

Кроме того, согласно п. 20 Положения об УМВД России по г. Омску, утвержденному приказом УМВД по Омской области от 21.06.2011 г. № 433 «Вопросы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации», УМВД России по г.Омску является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований.

Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Из приведенного правового регулирования следует, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольное исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы до подачи соответствующего заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 г. № 804-О).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 и пунктом 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.

В судебном заседании из пояснений истца установлено, что он получил исполнительный лист, но не предъявлял его к исполнению, что также подтверждается справкой УМВД России по г. Омску от ДД.ММ.ГГГГ о том, что исполнительные листы о взыскании с УМВД России по г. Омску в пользу Секербаева В.М. в бухгалтерию УМВД России по г. Омску в ДД.ММ.ГГГГ гг. не поступали (л.д. 18).

Довод истца о том, что исполнительный лист предъявляется к исполнению только для принудительного взыскания, суд находит необоснованным, поскольку исполнение судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и только по предъявлению исполнительного документа к исполнению, иной порядок выплаты бюджетных денежных средств законодательством не предусмотрен.

С учетом изложенного в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Секербаева В.М. к УМВД России по г. Омску о взыскания процентов за нарушение сроков выплаты денежных средств, причитающихся работнику, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Терехин

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2016 года.