ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6883/20 от 17.12.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0<номер изъят>-43

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Попова ул., <адрес изъят>, 420029, тел. <номер изъят>, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес изъят>

17 декабря 2020 года Дело 2-6883/2020

Советский районный суд <адрес изъят> в составе:

председательствующего судьи Казаковой К.Ю.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием:

истца ФИО1;

представителя третьего лица ФИО3;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда <адрес изъят> гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Авиакомпания Сибирь» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 (далее – истец) обратился в суд с иском к ООО «Авиакомпания Сибирь» (далее – ответчик) о взыскании компенсации морального вреда в размере 800 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что <дата изъята> сотрудник Авиакомпании «Сибирь» не пустил истца в самолет в аэропорту <адрес изъят> по электронному посадочному талону у выхода <номер изъят> согласно новым правилам которые были введены Минтрансом в феврале 2019 года. У истца потребовали посадочный талон в бумажном варианте, который истец не распечатал на стойке регистрации аэропорта <адрес изъят>. Однако, за несколько минут до случившегося, сотрудники паспортного контроля аэропорта, истца успешно пропустили в предполетный зал ожидания по этому электронному билету (посадочному талону) на его мобильном устройстве, предварительно отсканировав его как положено не требуя билет в бумажном варианте, объяснив что это «прошлый век, и что бумажные билеты распечатывать необязательно, если имеется электронный». В дальнейшем, непосредственно перед посадкой в самолет, когда истца не пустили, сотрудники авиакомпании «Сибирь» предложили истцу сходить на стойку регистрации и распечатать авиабилет. Вместе с тем, пока истец ходил распечатывать билет, самолет улетел без него. Сотрудники аэропорта ничем не захотели истцу помочь, чтобы ускорить распечатку авиабилетов. Онлайн - регистрацию на рейс истец прошел накануне вылета, а сами авиабилеты (туда - обратно) истцом были куплены заранее, еще <дата изъята> через интернет.

Как указывает истец, в результате произошедшего были сорваны все его намеченные планы и аннулированы все купленные истцом невозвратные авиабилеты с 4 рейсами туда и обратно: <дата изъята> Казань-Москва (Домодедово)- Анапа и <дата изъята> Анапа-Москва (Домодедово)- Казань. После всего произошедшего истец позвонил в авиакомпанию и объяснил ситуацию, попросил, чтобы за уплаченную истцом сумму авиабилетов 11 558 рублей истцу оформили билет на следующий рейс, поскольку истцу было необходимо быть в городе Анапа. Но так как аннулированные билеты были невозвратные, истцу отказали и предложили доплатить сумму 7205 рублей комиссионные сборы и разницу в цене билетов на следующий рейс. Истец так и сделал, с чем был не согласен внутренне, и следующим рейсом в тот же день <дата изъята> улетел в Анапу. По возвращению обратился с жалобой в Роспотребнадзор <адрес изъят> и написал письмо в претензионную комиссию Авиакомпании «Сибирь» где выразил свое несогласие с их действиями и с просьбой вернуть истцу доплаченную мной сумму 7 205 рублей. Рассмотрев просьбу, они приняли решение вернуть указанную сумму, о чем истцу они написали в обратном письме. Через несколько дней 7 205 рублей истцу поступили на счет. После этого истец написал в авиакомпанию еще одно письмо, в котором попросил возместить компенсацию за моральный ущерб, т.к. были серьезно нарушены его планы и нарушены человеческие права, на что получил отказ.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание своего представителя не направил, ранее представлял возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования не признает.

Представитель третьего лица рассмотрение вопроса оставил на усмотрение суда.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата изъята> N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» отношения, вытекающие из договора перевозки, регулируются законодательством о защите прав потребителей в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и специальному закону.

Согласно пункту 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

В силу статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

Договор воздушной перевозки пассажира, воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа.

Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

В силу статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

В соответствии со статьей 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (пункт 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 Приказа Минтранса России от <дата изъята><номер изъят> «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Из материалов дела усматривается, что <дата изъята> на официальном сайте авиакомпании S7 Airlines (АО «АК «Сибирь») Истцом создано бронирование и оформлен авиабилет на рейсы S7 70/ S7 1125 по маршруту Казань - Москва (Домодедово)- Анапа, выполняемые <дата изъята>, и S7 1132 S7 61 по маршруту Анапа - Москва (Домодедово)-Казань, выполняемые <дата изъята>, выбраны и оплачены места в салоне на каждом участке маршрута перевозки, произведена оплата в размере 11558 рублей 00 копеек, что подтверждается копией кассового чека от <дата изъята> (17:56). Однако, <дата изъята> услуга по его перевозке рейсом S7 70 по маршруту Казань - Москва (Домодедово) с вылетом по расписанию (05:00) Ответчиком Истцу не была оказана.

При выходе на посадку Истец предъявил посадочный талон в электронном виде, однако, сотрудником службы досмотра ему предложено предъявить посадочный талон в бумажном варианте, так как имеющийся в мобильном устройстве посадочный талон не смог открыться. В связи с вышеуказанной проблемой Истцу было предложено обратиться на стойку регистрации для распечатки бумажного посадочного талона. Однако, самолет улетел без пассажира.

После произошедшей ситуации Истец обратился по телефону к Ответчику с просьбой оформить, на указанную сумму приобретенных авиабилетов (11558,00 рублей), билеты на следующий рейс. В данной просьбе потребителю было отказано, поскольку билеты были невозвратные, кроме того, Ответчиком было предложено Истцу доплатить комиссионные сборы и разницу в цене билетов на следующий рейс в размере 7205 рублей. Истцом была доплачена данная сумма и следующим рейсом Истец улетел в Анапу.

Истцом, по возвращению из поездки, было написано письмо в претензионную комиссию АО «Авиакомпания «Сибирь» с требованием о возврате доплаченных денежных средств, в размере 7205,00 рублей. Указанные требования потребителя были удовлетворены и указанная сумма была возвращена в полном объеме.

Кроме того, по данному факту Истец обратился в адрес Управления Роспотребнадзора по <адрес изъят> (Татарстан) (далее-Управление).

Специалистом Управления было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. По результатам проведения административного расследования в отношении АО «Авиакомпания «Сибирь» было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14 4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа.

Стоит отметить, что Истцом было направлено повторное заявление в адрес Ответчика с требованием о возмещении компенсации за моральный ущерб, однако Истцу было отказано.

Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков статьей 15 Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О защите прав потребителей» (в контексте соответствующих положений статей 151, 1099-1101 ГК РФ) предусматривается возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем его законных прав. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, так как истцу нарушением его прав потребителя причинен моральный вред. С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования частично и взыскать в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.

В силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика также подлежит взысканию штраф в связи с несоблюдением в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы подлежащей взысканию, а именно в размере 2 500 рублей.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Авиакомпания Сибирь» о компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания Сибирь» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, штраф в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания Сибирь» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования <адрес изъят> в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд <адрес изъят>.

Судья: подпись К.Ю. Казакова

Копия верна. Подлинник находится в гражданском деле <номер изъят>

Судья: К.Ю. Казакова

Мотивированное решение в соответствии со статьей 199 ГПК РФ составлено <дата изъята>