№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мусс Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** гражданское дело по иску Кораблёва ФИО1 к АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, судебных расходов,
установил:
Кораблёв Д.А. обратился в суд к АО «Почта России» в лице филиала УФПС РК с иском о взыскании компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, судебных расходов, связанных с отправкой почтовой корреспонденции; указывая, что ** ** ** отправил в <данные изъяты> заказное письмо, при этом ответчиком были нарушены сроки доставки корреспонденции. Полагая нарушенными свои права, как потребителя, обратился в суд с настоящим иском
В судебном заседании истец не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, заявлено ходатайство о проведении разбирательства путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство удовлетворено судом, однако, назначенное с использованием видеоконференц-связи судебное заседание не состоялось, в связи с отсутствием технической возможности со стороны исправительного учреждения, где отбывает наказание истец.
Одновременно судом учитывается, что лицу, находящемуся в <данные изъяты> и участвующему в гражданском деле, должна обеспечиваться возможность реализации его прав: такому лицу судьей в стадии подготовки дела к судебному разбирательству и судом в стадии разбирательства дела должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение дела через представителя, и обязанностей; должно быть заблаговременно обеспечено вручение ему копии искового заявления (если это лицо является ответчиком или третьим лицом) и других документов, включая копии судебных постановлений, предоставлено время, достаточное - с учетом его положения - для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав.
В этой связи, поскольку копии процессуальных документов с разъяснением всех процессуальных прав и обязанностей, а также содержания и предмета доказывания Кораблёву ФИО7 вручены заблаговременно; при этом свою позицию по спору последний достаточно подробно обосновал в исковом заявлении, и в ходе предварительного судебного заседания; по мнению суда, неявка Кораблёва в судебное разбирательство не препятствует рассмотрению дела по имеющимся письменным доказательствам.
Представитель ответчика иск не признает по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Выслушав сторону ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 19 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются данным законом, а также Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона «О почтовой связи» определяет, что почтовая связь общего пользования представляет из себя составную часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам, и услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
В этой же статье дано определение пользователей услуг почтовой связи. Таковыми являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
Исходя из приведенных норм, как отправитель, так и адресат относятся к пользователям услуг почтовой связи.
Этот же вывод следует из анализа положений, предусмотренных в статьях 19, 56 и 62 Федерального Закона «О почтовой связи» о правах пользователей услуг почтовой связи на получение почтового отправления и предъявление претензий операторам почтовой связи, связанных с оказанием данной услуги.
В силу абзаца 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О почтовой связи» основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Согласно статье 16 приведенного Федерального закона услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
В силу пункта 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Согласно подп. «а», «в» п. 46 Правил, оператор связи обязан обеспечивать сроки доставки почтовых отправлений.
Установлено, что Кораблевым ФИО2 в адрес <данные изъяты> направлено заказное письмо (№...№...), принятое в отделение почтовой связи п. .........** ** **.
Сроки доставки почтовых отправлений на территории Российской Федерации были установлены Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", действующим до 01.09.2022.
В соответствии с п. 5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утв. вышеуказанным приказом, контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.
Пунктом 6 Нормативов предусмотрено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению № 1 к нормативам
б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;
г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня.
Приложением № 1 к нормативам определен срок пересылки почтовой корреспонденции между городами Хабаровск – Сыктывкар в количестве 6 календарных дней.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков
Таким образом, контрольный срок доставки почтовой корреспонденции из ............ составляет 11 календарных дней.
Доказано также, что указанное письмо (№...№...) поступило в отделение почтовой связи ...** ** ** и вручено адресату ** ** ** Замедление контрольного срока пересылки данного <данные изъяты> установлено на территории ...
По данному факту, по обращению Кораблева ФИО3. <данные изъяты> проведена проверка, по результатам которой материал направлен в <данные изъяты> по территориальной принадлежности для принятия решения о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
** ** **<данные изъяты> в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ; однако впоследующем, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», производство по делу было прекращено.
В этой связи, по убеждению суда, в рассматриваемом случае факт некачественного оказания услуг почтовой связи в части соблюдения сроков пересылки почтовой корреспонденции, подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, представителем ответчика допустимыми доказательствами не опровергнут.
Положениями статьи 34 Федерального закона «О почтовой связи» предусмотрено, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом потребителем является гражданин, не только заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но и имеющий намерение заказать или приобрести такие товары (работы, услуги).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Поскольку истец в рассматриваемых правоотношениях выступает в качестве потребителя услуг, то при разрешении вопроса о наличии оснований к взысканию компенсации морального вреда подлежат применению положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
По смыслу статьи 15 Закона о защите прав потребителей пользователю услуг почтовой связи предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем (оператором почтовой связи) его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу пользователя услуг почтовой связи, определяется судом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 28.06.2012 № 17 разъяснил, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорное почтовое отправление не доставлено адресату вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы или по вине истца, в связи с чем, оснований для освобождения оператора почтовой связи от ответственности перед получателем услуг не имеется.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 45 приведенного выше Постановления Пленума, при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что по настоящему делу установлен факт нарушения прав истца как потребителя услуги по пересылке почтовой корреспонденции, суд находит требования Кораблёва о взыскании компенсации морального вреда обоснованными.
Исходя из положений статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства дела, личность истца, характер причиненных ему нравственных страданий; руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет к взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Данная норма устанавливает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.
Пункт 1 указанной статьи предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Ответственность исполнителя, как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.
В этой связи, учитывая, что взыскание штрафа является не правом, а обязанностью суда; с АО «Почта России» в пользу Кораблёва ФИО4 надлежит взыскать штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 500 рублей.
Кроме того, в рамках настоящего спора истцом заявлено требование о взыскании в его пользу судебных расходов, связанных с отправкой почтовой корреспонденции.
В соответствии ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит, в частности, расходы на оплату услуг представителей другие, признанные судом необходимые расходы.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 разъяснено, что перечень судебных издержек, предусмотренный нормами действующего законодательства, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости и допустимости.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием (п. 10 Постановления).
Из представленных суду квитанций, следует, что заявителем понесены расходы на оплату почтовых услуг по направлению в адрес ответчика претензии (59 руб.), а также в адрес АО «Почта России» и суда искового заявления и копий процессуальных документов (62руб. и 62руб.); всего на общую сумму 183 рубля.
В этой связи, принимая во внимание положения ст.ст. 131, 132, 322 ГПК РФ, по мнению суда, данные расходы, понесенные истцом в связи с обращением в суд, могут быть признаны судебными издержками по смыслу ст. 94 ГПК РФ, и подлежат взысканию с ответчика.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Кораблёва ФИО5 к АО «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать с АО «Почта России» (<данные изъяты> в пользу Кораблёва ФИО6 (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме 500 рублей; судебные расходы в виде расходов на отправку почтовой корреспонденции 183 рубля; всего взыскать 1 683 (одну тысячу шестьсот восемьдесят три) рубля.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий