Дело №2-688/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
при секретаре Глазыриной С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, ФИО2 о признании недействительными результаты межевания земельного участка, договор аренды земельного участка, договор купли-продажи земельного участка, о прекращении права собственности на земельный участок и нежилое здание – хозяйственную постройку, с участием третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением, которым с учетом уточнений просила признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес > признать недействительным договор аренды №70 земельного участка с кадастровым номером №, заключенный 1 марта 2018 года между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и ФИО2; признать недействительным договор купли-продажи №508 земельного участка с кадастровым номером №, заключенный 27 июня 2018 года между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и ФИО2; прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №; прекратить право собственности ФИО2 на нежилое здание – хозяйственную постройку с кадастровым номером № площадью 19,8 кв.м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований указано на то, что истцу на основании договора передачи в собственность №128 от 21 мая 2015 года на праве долевой собственности принадлежит 1/3 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес >. Также долевыми собственниками дома по 1/3 доли являются сын истца ФИО3 и внучка ФИО4 Земельный участок под домом не сформирован. Согласно технического паспорта ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 20 февраля 2018 года дом расположен на огороженном декларативном земельном участке, на котором также расположена хозяйственная постройка, участок имеет максимальную длину 72,75 м и максимальную ширину 24,24 м. Истец пользовалась указанным земельным участком, как придомовой территорией. Истец проживает по указанному адресу на протяжении всей своей жизни с момента рождения, ранее земельный участок и хозяйственная постройка находились в пользовании родителей истца, хозяйственная постройка была возведена отцом истца примерно в 1970-м году. 30 ноября 2018 года от неизвестного лица в адрес истца поступило письмо о том, что часть ее придомовой территории является собственностью третьего лица, в связи с чем ей необходимо освободить занимаемую спорную постройку. Истец обратилась в администрацию Гурьевского городского округа в связи с указанными обстоятельствами, ей было разъяснено. Что часть придомовой территории ее дома передана в собственность ответчику, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 11 января 2018 года, имеет кадастровый номер №, статус «учтенный», площадь 661 кв.м, на участке расположен объект недвижимого имущества – хозяйственная постройка с кадастровым номером №, земельный участок передан ФИО2 Также указано на то, что хозяйственная постройка был зарегистрирована ФИО2 в упрощенном порядке по декларации, в которую были внесены заведомо ложные сведения относительно ее принадлежности, а также года возведения постройки – 2018 вместо 1970. При этом хозяйственная постройка по отношению к дому истца является вспомогательной, в постройке хранится хозяйственный инвентарь для обслуживания дома и придомовой территории. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец указывает на нарушения администрацией порядка формирования, предоставления земельного участка ФИО2, в том числе, в части информирования о предстоящем предоставлении земельного участка, наличия обременения в виде хозяйственной постройки, принадлежащей истцу, в отсутствие согласования с истцом, как заинтересованным лицом, поскольку участок находился в фактическом пользовании истца, и просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель по доверенности ФИО5 исковые требования поддержали по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили суду, что земельный участок не мог быть предоставлен ответчику, поскольку территория участка была не свободна, находится в фактической площади дома истца, в том числе на указанном земельном участке расположена хозяйственная постройка, и участок и хозяйственная постройка находились в пользовании истца. Ответчиком никогда не использовалась ни часть придомовой территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, ни хозяйственная постройка, расположенная на нем. Ответчик проживает в доме №20, расположенном на земельном участке, не являющимся смежным земельным участком по отношению к спорному земельному участку. Хозяйственная постройка вместе с земельным участком была передана в аренду ответчику, впоследствии он зарегистрировал право на хозяйственную постройку по декларации, указав на то, что постройка его. Это и послужило основанием для последующего предоставления земельного участка в собственность.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, ходатайств об отложении не поступило.
Представитель ответчика ФИО2 – ФИО6, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указав на отсутствие нарушений порядка формирования и предоставления земельного участка на праве аренды, а затем в собственность ФИО2
Ответчик администрация Гурьевского городского округа Калининградской области своего представителя в судебное заседание не направила, о дне и времени рассмотрения дела извещена, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило. Ранее, участвуя в судебном заседании, представитель ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – ФИО7, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Дополнительно пояснил суду, что на момент принятия решения о формировании, предоставлении земельного участка, сведениями об отнесении спорной территории к придомовой территории дома истца, при этом на момент принятия решения, несформированной, в том числе, используемой истцом, наличием в его границах хозяйственной постройки истца, администрация Гурьевского городского округа не располагала. Заявитель ФИО2 при истребовании спорного земельного участка об этом администрацию в известность не поставил, представленная им для согласования схема расположения земельного участка также не содержала указанных сведений.
Иные участники судебного процесса в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 75,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес > на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан №128 от 21 мая 2015 года, заключенного с администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области. Право собственности на указанное имущество зарегистрировано за ФИО1 в ЕГРП 8 июля 2015 года. Также наряду с ФИО1 долевыми собственниками дома по 1/3 доли являются сын истца ФИО3 и внучка ФИО4
Указанный выше жилой дом расположен на земельном участке, границы которого не сформированы в установленном земельным законодательством порядке.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, и настаивая на их удовлетворении, истец утверждает, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован без учета ее интересов, указывает на недопустимость формирования участка за счет территории, не свободной от прав третьих лиц, земельный участок не мог предметом формирования и предоставления, поскольку территория участка находится в фактической площади дома №14, в том числе, используется истцом, на нем расположена хозяйственная постройка истца, указанные выше обстоятельства, в том числе, препятствуют сформировать участок придомовой территории дома №14.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области №5950 от 19 декабря 2017 года на основании заявления ФИО2 вход. №2791-зем от 22 июня 2017 года, учитывая отсутствие возражений и повторных заявлений на информирование в газете «Наше время» от 7 июля 2017 года №26 (10603), схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории №2365 от 6 декабря 2017 года в соответствии со ст.ст. 11.10, 39.14, 39.15, 39.18, 69 Земельного кодекса РФ, предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка ФИО2, расположенного по адресу: <адрес > площадью 661 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
ФИО2 рекомендовано провести работы по образованию земельного участка, обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 661 кв.м с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, был образован из земель государственной неразграниченной собственности, поставлен на кадастровый учет 11 января 2018 года.
22 января 2018 года ФИО2 обратился в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с заявлением вход. №170-зем о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес >, в аренду без проведения торгов.
1 марта 2018 года между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и ФИО2 в порядке ст. 39.18 заключен договор №70 аренды вышеуказанного земельного участка, зарегистрированный в ЕГРП 4 августа 2017 года.
В последующем, 4 мая 2018 года ФИО2 обратился в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с заявлением вход. №1592-зем о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес >, в собственность как собственнику нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного на указанном выше земельном участке.
22 июня 2018 года по соглашению сторон договор аренды №70 расторгнут.
27 июня 2018 года между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и ФИО2 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес >. Право собственности ФИО2 на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 24 июля 2018 года.
Также из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером № зарегистрирован нежилой объект – хозяйственная постройка с кадастровым номером № Указанная хозяйственная постройка постановлена на учет 30 марта 2018 года в упрощенном порядке на основании технического плана по заявлению ФИО2 Право собственности ФИО2 на хозяйственную постройку зарегистрировано в ЕГРН 2 апреля 2018 года.
Указанный выше земельный участок является смежным и расположен вблизи жилого <адрес >, в котором проживает истец.
Из содержания ст. 60 Земельного кодекса РФ следует, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка. При этом основанием иска служат обстоятельства, основывающие право истца на пользование и распоряжение имуществом и подтверждающие создание ответчиком препятствий в осуществлении правомочий законного владельца. Нарушение должно затрагивать право на имущество не косвенно, а непосредственно.
Комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 2 и 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Указанные принципы конкретизированы в ряде норм земельного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п.п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Так, согласно ст.ст. 1,7 Федерального закона от 24 июля 2007 №221 «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают существование определенного объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Если объектом недвижимости является земельный участок, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о местоположении его границ.
На основании п. 3 ст. 1 названного выше Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Данные положения Федерального закона предусматривают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
В соответствии со ст.ст. 22, 38 указанного выше Федерального закона одним из основных документов, являющихся основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка, является межевой план, представляющий собой документ, в котором указывается местоположение границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 9 ст. 38 приведенного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исходя из положений п.п. 1,3 ст. 39 данного Федерального закона при проведении кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана, для вновь образованного земельного участка или уточнения местоположения границ смежных с ним земельных участков, согласование его границ является обязательным. Предметом согласования является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В соответствии с абзац. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в ранее действующей редакции) месторасположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического использования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Месторасположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, месторасположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Данные законоположения воспроизведены в действующих в настоящее время ч.ч.8 и 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости», по сути, направлены на идентификацию земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений с учетом данных, содержащихся в правоустанавливающих и иных документах, и предусматривают необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав участников земельных отношений, которые не имеют документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков.
Из материалов дела следует, что указанный земельный участок предоставлен ФИО2 изначально в аренду без торгов, в порядке ст.ст. 39.15, 39.18 Земельного кодекса РФ, в отсутствие заявлений и возражений от граждан на предоставление испрашиваемого ФИО2 участка.
Так, положениями ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно п. 1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с п. 2 указанной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Согласно п. 7 указанной статьи, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п.п. 14, 15, 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Вместе с тем, суд не может признать надлежащей и достоверной информацию о начале процедуры предоставления спорного земельного участка в аренду, размещенную в газете «Наше время» №26 (10603) от 7 июля 2017 года, поскольку в данной публикации сведения, по которым можно было определить ориентиры указанного в объявлении земельного участка, отсутствуют. Соответственно, из такого объявления невозможно определить, о каком земельном участке идет речь, где именно может располагаться данный земельный участок, входит ли земельный участок в интересы других граждан, проживающих в данном населенном пункте, или нет.
Данное объявление не содержит сведений о конкретных ориентирах предполагаемого месторасположения образуемого для предоставления в аренду земельного участка, при том, что такой земельный участок имел смежные границы с участками №. На момент публикации в газете (7 июля 2017 года) указанные выше земельные участки уже были поставлены на кадастровый учет и имели кадастровые номера, о чем следовало указать в объявлении в качестве ориентира месторасположения спорного земельного участка. При этом испрашиваемый земельный участок расположен рядом с домом №14, в населенном пункте, о чем также необходимо было указать.
В объявлении указана информация о предоставлении в <адрес > земельного участка с указанием площади земельного участка без указания конкретных ориентиров, при том, что земельный участок предоставлялся в населенном пункте.
При этом свободные земли на территории <адрес >, которые могли быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, не ограничиваются лишь земельным участком, предоставленным ФИО2
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии надлежащей публикации о предстоящем предоставлении спорного земельного участка и начале приема заявлений на выделение земельного участка, что привело в свою очередь к нарушению прав ФИО1, которая была лишена возможности своевременно претендовать на сформированный земельный участок в отсутствие сведений о нем, как о свободном участке.
Как усматривается из содержания топографической съемки, выполненной ИП «ФИО10.» по состоянию на 2019 год, участок придомовой территории дома №14 граничит с участком с кадастровым номером № образованным и предоставленным ФИО2 При этом территория участка, вошедшая в состав земельного участка с кадастровым номером №, как пояснили в судебном заседании истец ФИО1, допрошенные в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9, использовалась ранее родителями истца, в настоящее время истцом и ее семьей под огород, на нем расположена хозяйственная постройка, находящаяся в пользовании истца и ее семьи с 1970 года в качестве вспомогательного помещения в хозяйственных целях. Как следует из технического плана на домовладение <адрес > придомовая территория домовладения и смежная с ним территория участка неразграниченной собственности представляет собой единое землепользовании, имеется хозяйственная постройка. Исходя из конфигурации земельного участка, видно, что его часть включена в границы спорного земельного участка.
Указанные выше обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты объективными доказательствами.
Как следует из материалов дела, при составлении межевого плана спорного участка и определении границ участка указанная выше хозяйственная постройка была включена в состав участка.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, хозяйственная постройка была поставлена на кадастровый учет 30 марта 2018 года с указанием на год завершения ее строительства – 2018.
Кроме того исходя из представленных стороной истца фотоматериалов можно сделать вывод, что расположенное на спорном земельном участке нежилое строение с навесом – хозяйственная постройка не является объектом 2018 года строительства. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями истца, показаниями допрошенных свидетелей и не оспорены стороной ответчика.
Более того, на момент истребования спорного земельного участка в аренду ответчиком была представлена схема от 6 декабря 2017 года №2365, на которой также указано нежилое строение с навесом. В судебном заседании стороной ответчика пояснялось, что до получения земельного участка в аренду, ФИО2 земельным участком не пользовался. Доказательств того, что спорная хозяйственная постройка был построена ФИО2, использовалась им, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, им не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент формирования земельного участка, на нем располагалась хозяйственная постройка истца, на которую ответчик зарегистрировал право собственности, и которое в последующем послужило основанием для передачи земельного участка в собственность без проведения торгов. На момент формирования участка данное строение входило в интересы истца, как собственника жилого дома и использовалось ею в качестве вспомогательного помещения в хозяйственных целях.
Указанные обстоятельства, в том числе, подтверждаются инвентарным делом на жилой дом №<адрес >, ситуационным планом земельного участка.
Проанализировав материалы дела. установленные обстоятельства, принимая во внимание показания допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу, что на момент предоставления участка в аренду, а затем в собственность ФИО2, участок входил в интересы истца ФИО1, в том числе, находился в ее фактическом пользовании уже длительное время, а также был обременен расположенной хозяйственной постройкой.
Однако администрация Гурьевского городского округа в нарушение вышеуказанных выше норм права приняла решение о передаче спорного земельного участка в аренду, а затем в собственность ФИО2
Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о наличии существенных нарушений закона и несоблюдении администрацией Гурьевского городского округа перечисленных выше требований Земельного кодекса РФ.
При предоставлении в аренду, а затем в собственность спорного участка с кадастровым номером № для администрации, а тем более для ФИО2 было очевидным, что земельный участок не свободен и находится в фактическом пользовании иных лиц. В связи с чем, такой земельный участок не мог быть предоставлен ФИО2 без учета его фактического землепользования.
Доказательств того, что ФИО2 в силу действующих на момент принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка и заключении договора аренды земельного участка, договора купли-продажи земельного участка имеет право на предоставление спорного земельного участка без проведения торгов, материалы дела не содержат.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ и ст. 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты.
В связи с чем формирование спорного земельного участка с кадастровым номером № с учетом установленных выше обстоятельств и приведенных выше положений правовых норм нельзя признать законным.
Также нельзя признать законной и постановку на учет хозяйственной постройки с кадастровым номером № и регистрацию на нее право собственности ФИО2
При таких обстоятельствах, на основании изложенных выше норм права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 исковых требований и наличии достаточных оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно требованиям ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь изложенными выше нормами права, суд приходит к выводу о незаконности формирования спорного участка. Признание формирования земельного участка с кадастровым номером № незаконным влечет за собой ничтожность всех сделок в отношении такого земельного участка – договора аренды №70 земельного участка от 1 марта 2018 года, договора купи-продажи земельного участка №508 от 27 июня 2018 года, а также проведение любых кадастровых работ и регистрационных действий в отношении земельного участка, расположенных на нем строений – постановка на учет нежилого здания - хозяйственной постройки с кадастровым номером №, является также незаконным.
Признание судом недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером №, ничтожным договора аренды №70 земельного участка от 1 марта 2018 года, ничтожным договора купи-продажи земельного участка №508 от 27 июня 2018 года, является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № на хозяйственную постройку с кадастровым номером № а также основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об указанных выше объектах недвижимости, а также основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес >
Признать недействительным договор аренды №70 земельного участка с кадастровым номером №, заключенный 1 марта 2018 года между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и ФИО2.
Признать недействительным договор купли-продажи №508 земельного участка с кадастровым номером №, заключенный 27 июня 2018 года между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и ФИО2.
Прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № и нежилое здание – хозяйственную постройку с кадастровым номером № расположенную на указанном земельном участке.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей записи о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № и нежилое здание – хозяйственную постройку с кадастровым номером №, расположенную на указанном земельном участке, основанием для аннулирования указанных выше земельного участка и хозяйственной постройки из государственного кадастра недвижимости, а также основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2019 года.
Судья Т.А. Макарова