ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-688/19 от 19.03.2019 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-688/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.Б.,

при секретаре Меркурьевой О.П.,

с участием помощника Арзамасского городского прокурора Загуменновой В.А.,

представителя третьего лица МУП «АПАТ» - Андрияновой С.И. по доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Родьковой Е.В. о признании деятельности подлежащей запрету, понуждении прекратить деятельность,

установил:

Арзамасский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Родьковой Е.В. о признании деятельности подлежащей запрету, понуждении прекратить деятельность, в соответствии с которым на основании ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ, ст.11 Федерального закона от <дата> № 220-ФЗ, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правил дорожного движения РФ, ст.12 Федерального закона от <дата> № 99-ФЗ, ст.4 Закона Нижегородской области № 11-З, ст.787 ГК РФ, ст.45 ГПК РФ просит суд: признать деятельность индивидуального предпринимателя Родьковой Е.В. по осуществлению регулярных пассажирских перевозок незаконной, противоправной и подлежащей запрету; возложить на индивидуального предпринимателя Родькову Е.В. обязанность прекратить указанную деятельность, указав, что Арзамасской городской прокуратурой по обращению МУП «АПАТ» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Нормы федерального законодательства не содержат положений, допускающих к регулярным перевозкам пассажиров как в междугородном сообщении, так и в городском и пригородном сообщениях, «безорганизационно» всех субъектов предпринимательской деятельности, имеющих соответствующие лицензии на перевозку пассажиров. В противном случае не будет обеспечиваться ни режим, ни маршрут регулярных пассажирских перевозок, ни безопасные условия перевозки пассажиров. Федеральным законодательством предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок в границах городского округа может осуществляться только транспортными средствами общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай). Лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, т.е. автобусами. Регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляется только автобусами, троллейбусами, трамваями, перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок до 8 человек, по маршрутам регулярных перевозок не предусмотрена. ИП Родькова Е.В. на территории г.Арзамаса осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на автомобиле ГАЗ-2217 госномер на основании разрешения от <дата>, выданного Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, сроком действия до <дата>. Ответчик на указанном автомобиле осуществляет деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г.Арзамаса по муниципальному маршруту , утвержденному постановлением администрации г.Арзамаса от <дата>, что подтверждается актом проверки и объяснениями пассажиров, водителя. Единственной организацией, осуществляющей деятельность по организации регулярных пассажирских перевозок на территории г.Арзамаса является МУП «АПАТ». Свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам и карты соответствующих маршрутов администрацией города ИП Родьковой Е.В. не выдавались. В реестре городских регулярных перевозок ИП Родькова Е.В. и автомобиль ГАЗ-2217 госномер отсутствуют. Разрешительных документов на осуществление деятельности по дублирующим регулярным городским маршрутам администрацией г.Арзамаса не выдавалось. Отсутствие у ответчика договора с администрацией г.Арзамаса на осуществление пассажирских перевозок на территории города влечет уход от контроля за его деятельностью в сфере безопасности дорожного движения и качеством предоставляемых услуг. Указанная деятельность по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобилем вместимостью до 8 человек противоречит действующему законодательству. В связи с изложенным, ответчик осуществляет деятельность по перевозке пассажиров с нарушением требований действующего законодательства, не обеспечивает условия перевозки пассажиров, поэтому создает реальную опасность причинения вреда в будущем, ставя по угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга потребителей, что в соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ является основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность.

В судебном заседании помощник Арзамасского городского прокурора Загуменнова В.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель третьего лица МУП «АПАТ» Андриянова С.И. с исковыми требованиями согласилась.

Ответчик ИП Родькова Е.В., представители третьих лиц администрации г.Арзамаса Нижегородской области, Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с письменным отзывом третье лицо МУП «АПАТ» просит удовлетворить исковые требования, указывая, что постановлением администрации г.Арзамаса от <дата> утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г.Арзамаса. Постановлением администрации г.Арзамаса от <дата> утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения в границах г.Арзамаса, согласно которому маршрутом регулярного сообщения является проходящий в границах г.Арзамаса установленный администрацией г.Арзамаса и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктами, по которому перевозка пассажиров осуществляется по расписанию, перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по перевозке пассажиров и багажа. Уполномоченным органом, наделенным полномочиями в сфере транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Арзамас, является департамент городской инфраструктуры и благоустройства администрации г.Арзамаса. Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа, а также контроль за соблюдением Положения возложены на администрацию г.Арзамаса. Положением предусмотрен порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в границах города Арзамаса Нижегородской области. На основании указанного нормативного акта между администрацией г.Арзамаса и МУП «АПАТ» заключены договоры об организации и осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в границах города Арзамаса сроком с <дата> по <дата>, в рамках которых МУП «АПАТ» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по обращению гражданина автомобильным транспортом в границах г.Арзамаса. Администрацией г.Арзамаса как заказчиком дополнительного конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в границах города Арзамаса не проводилось, соответствующий договор с ИП Родьковой Е.В. не заключался (л.д.).

В соответствии с письменным отзывом третье лицо Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области указывает, что прядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом № 259-ФЗ, в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок устанавливают Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от <дата>, согласно которых регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям (п.3), остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию (п.11). Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе, отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В пункте 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ и пункте 2 статьи 9 Закона Нижегородской области от 01.02.2017 года № 11-З «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Нижегородской области» определено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок (пп.19), карта маршрута регулярных перевозок это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пп.20). Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (ч.1 ст.19 Федерального закона № 220-ФЗ). При этом количество карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемое юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, определяется исходя из максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок, и резервного количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок (ч.1 ст.28.1 Федерального закона № 220-ФЗ), где класс транспортных средств - это группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7.5 метров включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7.5 метров до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров) (пп.14 ч.1 ст.3 Федерального закона № 220-ФЗ). Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (ч.1 ст.31 Федерального закона № 259-ФЗ). В соответствии с п.102 Правил перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. В статье 2 Федерального закона № 259-ФЗ определено, что фрахтователь - это физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (пп.21), фрахтовщик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа, грузов (пп.22). В пункте 109 Правил определено, что маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 года № 69-ФЗ и статьей 4 Закона Нижегородской области от 09.08.2011 года №107-З определено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Согласно ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Согласно ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ:

1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

2. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

3. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.

4. Фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут или поведение фрахтователя может создавать угрозу безопасности водителя.

5. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.

В соответствии с п.2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112:

"легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

"транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

Согласно п.102, 109 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112:

102. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

109. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

Согласно п.1 ст.4 Закона Нижегородской области от 09.08.2011 года № 107-З «Об условиях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРИП от <дата> Родькова Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, основной вид деятельности - физкультурно-оздоровительная, дополнительный - деятельность такси (л.д.).

В соответствии карточкой учета транспортного средства от <дата> собственником автомобиля ГАЗ-2217 госномер на основании договора от <дата> является И. (л.д.).

<дата> Министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес> выдало ИП Родьковой Е.В. разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес> на автомобиле ГАЗ-2217 госномер на срок с <дата> по <дата> (л.д.).

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ИП Родькова Е.В. вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

В период с <дата> по <дата> ИП Родьковой Е.В. была проведена акция «Комфортный город э» в целях привлечения внимания потенциальных пользователей к транспортным услугам индивидуального предпринимателя Родьковой Е.В. в соответствии с Правилами, размещенными на интернет-сайте https://vk.com/exspress_arz, согласно которой в указанный период для участия в акции на участках улично-дорожной сети в границах проведения акции, где разрешена остановка соответствующего подвижного состава, при визуальном определении автомобиля, участвующего в акции, произвести жест поднятой рукой, акция распространяется в границах маршрута движения автомобилей, участвующих в акции, границы маршрута соответствуют границам улиц: *** площадь, ул.***, ул.***, ул.***, пр.***, ул.***, ул.***, ул.***, ул.***, суточное время акции с 6.00 до 22.00, стоимость проезда одного человека 25 руб., которые оплачиваются в кассу организатора, максимальное количество участников 8 человек по количеству посадочных мест.

<дата> в Арзамасскую городскую прокуратуру поступило заявление МУП «АПАТ» о проведении проверки в отношении лиц, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по муниципальному автобусному маршруту на автомашине ГАЗ госномер , с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах (л.д.).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от <дата> и Уставом от <дата> МУП «АПАТ» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов.

Постановлением администрации г.Арзамаса от <дата> утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения в границах города Арзамаса, согласно которого маршрутом регулярного сообщения является проходящий в границах города Арзамаса установленный администрацией города Арзамаса и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктом, по которому перевозка осуществляется по расписанию (п.1.2), регулярные перевозки на территории города организуются администрацией г.Арзамаса и (или) уполномоченным ей органом на основании договора между администрацией г.Арзамаса и перевозчиком, с движением транспортного средства по маршрутам регулярного сообщения в соответствии с расписанием (п.4.1.1, 4.1.1.2, 4.1.1.3).

<дата> между администрацией г.Арзамаса и МУП «АПАТ» заключен договор об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в границах города Арзамаса, согласно которому администрация г.Арзамаса поручила МУП «АПАТ» осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина автомобильным транспортом в границах г.Арзамаса по маршруту , 3.

Постановлением администрации г.Арзамаса от <дата> утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г.Арзамаса.

Указанный реестр содержит следующие сведения о муниципальном маршруте регулярных перевозок : поликлиника - <адрес> - поликлиника ; наименование промежуточных остановочных пунктов по маршруту - поликлиника , рынок «Славянский», 3-ймикрорайон, магазин «***», ул.***, больница им.***, площадь им.П., ДК «***», *** площадь, ул.***, ул.***, ул.***, рынок «***», Торговый центр «***», *** микрорайон, микрорайон «***», дет.сад, *** микрорайон, сады, садоводство , ул.***, *** завод, магазин , ТЦ «***», поликлиника ; наименование улиц, по которым предполагается движение по маршруту - Комсомольский б-р, ул.Парковая, ул.Жуковского, ул.***, пл.***, Гостиный ряд, ул.***, ул.***, ул.***, ул.***; посадка и высадка пассажиров только в установленных остановочных пунктах; дата начала регулярных пассажирских перевозок <дата>; организация, осуществляющая перевози - МУП «АПАТ».

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на территории г.Арзамаса организован муниципальный маршрут регулярных пассажирских перевозок , движение по которому осуществляется по расписанию по вышеуказанному пути следования силами МУП «АПАТ».

Согласно акта проверки Арзамасской городской прокуратуры от <дата> автомобиль ГАЗ-2217 госномер под управлением П. осуществлял перевозку пассажиров и багажа по муниципальному маршруту транспортных перевозок , утвержденному постановлением администрации г.Арзамаса от <дата>, автомобиль оборудован сиденьями для перевозки 8 пассажиров, посадка и высадка пассажиров производится на автобусных остановках, на момент проверки в автомобиле находилось 4 пассажира (л.д.).

Из представленных со стороны истца фотографий и видеозаписей движения автомобиля ГАЗ-2217 госномер следует, что данный автомобиль осуществляя движение по пути следования автобуса маршрута по улицам города ***: *** б-р, ул.***, ул.***, ул.***, пл.***, *** ряд, ул.***, ул.***, ул.***, ул.***, при этом осуществлял посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, остановка осуществлялась не на всех остановочных пунктах по ходу движения, что также подтверждается письменными объяснениями водителя автомобиля ГАЗ-2217 госномер П. от <дата>, который кроме того пояснил, что расписания движения не имеется, перевозка детей не осуществляется (л.д.).

В соответствии с письменными объяснениями пассажиров указанного автомобиля С., А., М., Г. от <дата> (л.д.), движение осуществлялось по маршруту , посадка и высадка осуществлялась на остановках.

Согласно п.8, 9 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ:

8) маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Согласно п.1-4 ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ:

1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Согласно п.3-5, 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112:

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

5. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

11. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Согласно п.5 ст.4 Закона Нижегородской области от 01.02.2017 года № 11-З «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Нижегородской области» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в сфере организации регулярных перевозок относится:

5) утверждение порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов).

Согласно п.2, 3 ст.17 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ, п.2, 3 ст.9 Закона Нижегородской области от 01.02.2017 года № 11-З:

2. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

3. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Из смысла вышеуказанных норм права следует, что деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту характеризуется наличием установленного маршрута с начальным, конечным и промежуточными пунктами для посадки и высадки пассажиров, на каждом из которых остановка транспортного средства является обязательной, наличием расписания движения по каждому пункту, перевозке подлежит любое лицо, в том числе, ребенок.

В соответствии с письмом администрации г.Арзамаса от <дата> единственной организацией, осуществляющей деятельность по организации пассажирских перевозок на территории г.Арзамаса является МУП «Арзамасский пассажирский автомобильный транспорт» на основании договоров от <дата> на срок до <дата>, свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам и иных соответствующих маршрутов другим организациям не выдавалось, в реестре городских регулярных перевозок индивидуальный предприниматель Родькова Е.В. с автомобилем ГАЗ-2217 госномер отсутствует, распорядительных документов по осуществлению деятельности по дублирующим регулярным городским маршрутам администрацией города не выдавалось (л.д.).

Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что полномочий по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г.Арзамаса, в том числе по маршруту , ответчик не имеет.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик осуществлял деятельность по перевозке пассажиров и грузов по маршруту, соответствующему муниципальному маршруту , в период до <дата> и после <дата>, а также доказательства наличия расписания движения транспортного средства ответчика по каждому остановочному пункту.

Из письменного объяснения водителя П. следует, что он осуществляет перевозку пассажиров с <дата>, при этом расписания движения автомобиля не имеется.

Также суд учитывает, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобиль ответчика осуществляет остановку не на всех остановочных пунктах по пути следования и не перевозит детей, тогда как деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок связана с перевозкой любого пассажира, в том числе ребенка, с остановкой на каждом остановочном пункте в соответствии с расписанием движения.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что деятельность ответчика, связанная с перевозкой пассажиров, в том числе, в рамках акции в период с <дата> по <дата>, не являлась деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории г.Арзамаса.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, учитывая, что ответчик имеет право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на принадлежащем ему автомобиле в качестве легкового такси, суд полагает исковые требования прокурора о признании деятельности ИП Родьковой Е.В. по осуществлению регулярных пассажирских перевозок незаконной, противоправной и подлежащей запрету, и возложении на ИП Родькову Е.В. обязанности прекратить указанную деятельность, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Арзамасского городского прокурора о признании деятельности ИП Родьковой Е.В. по осуществлению регулярных пассажирских перевозок незаконной, противоправной и подлежащей запрету, и возложении на ИП Родькову Е.В. обязанности прекратить указанную деятельность, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Попов С.Б.

Решение не вступило в законную силу