Дело № 2–688/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2013 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лисовенко Н.Е.,
при секретаре Загидовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к некоммерческому партнерству «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» о ликвидации некоммерческого партнерства «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Минюста России по Свердловской области обратилось в суд с иском к некоммерческому партнерству «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» о ликвидации некоммерческого партнерства «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, некоммерческим партнерством «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» в нарушении п.п.3 и 3.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не представлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее соответствие п.3.1 указанной статьи, и информации в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2006-2012 годы. По факту непредставления обязательной отчетности, предусмотренной п.п.3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2007-2010 годы в адрес ответчика, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц, было вынесено письменное предупреждение от 30.06.2011 года, однако указанное предупреждение было возращено истцу с отметкой на конверте «нет адресата». Иск заявлен на основании п.10 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку некоммерческое партнерство «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» неоднократно не представило в установленный срок сведения, предусмотренные п.п.3 и 3.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
ГУ Минюста России по Свердловской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило, письменно ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя, выразило согласие на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика извещен путем направления судебной повестки и копии искового материала, по месту нахождения организации. Вся направленная в его адрес корреспонденция возвращена в суд отделением почтовой связи за истечением срока хранения. Местонахождение ответчика подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
При данных обстоятельствах, учитывая двухмесячные сроки рассмотрения гражданских дел, суд признаёт извещение ответчика надлежащим, а неявку его представителя в судебное заседание не уважительной и, считает возможным в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело по существу в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось.
При указанных обстоятельствах суд на основании ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело по существу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п.2 ст. 2 данного Федерального закона.
В п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как видно из предоставленных ГУ Минюста России по Свердловской области копии Устава некоммерческого партнерства «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ», утвержденного общим собранием учредителей от 29.11.2007 года (протокол № 1), НП «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» создано и зарегистрировано в качестве юридического лица для создания сети для обмена информацией, связывающей персональные компьютеры, принадлежащие членам партнерства и расположенные по месту жительства членов партнерства, эксплуатация сети между персональными компьютерами членов партнерства.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.10.2013 года, предоставленной суду УФНС России по Свердловской области, следует, что НП «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц как юридическое лицо с основным государственным регистрационным номером 1076600011872 (л.д. 64-66).
В силу абз. 3 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом в п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
На основании п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
При этом в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с п. 10 ст. 32 вышеназванного закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно подп «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п. 44, 87 ст. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 146, функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций на территории Свердловской области осуществляет ГУ Минюста России по Свердловской области, которое вправе обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.
Доводы ГУ Минюста России по Свердловской области о том, что ответчик неоднократно нарушал закон и не представлял в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, подтверждаются материалами контрольного дела № 2644 отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций ГУ Минюста России по Свердловской области, а именно: письменным предупреждением от 30.06.2011 № 03-5133, в котором ответчику было предложено представить (в течение одного месяца со дня получения предупреждения) отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества за 2007-2010 годы (л.д. 53-55, 61-62); уведомлениями Почты России о невручении почтового отправления с предупреждением в связи с тем, что по указанному адресу адресат отсутствует (л.д. 56, 63).
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о деятельности для осуществления уставных целей и задач некоммерческого партнерства «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ», с 2007 года ответчик не информировал ГУ Минюста России по Свердловской области о продолжении своей деятельности с указанием адреса места нахождения постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Предупреждение вернулось обратно в Управление в связи с невручением, что свидетельствует об отсутствии постоянно действующего руководящего органа организации по адресу, указанному в учетном деле и Едином государственном реестре юридических лиц, и влечет за собой необходимость внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Судом установлено, что ответчиком не представлены необходимые сведения и документы для государственной регистрации изменений относительно места нахождения постоянно действующего руководящего органа. До настоящего времени нарушения указанной организацией не устранены.
Согласно пп. «в» п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об
адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
В соответствии и с п. 7 ст. 32 вышеназванного закона Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, некоммерческое партнерство «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» с 2007 года фактически нарушает действующее законодательство и не принимает мер к устранению нарушений. Указанная некоммерческая организация неоднократно не исполняла предусмотренную законом обязанность, что согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление ГУ Минюста России по Свердловской области о ликвидации НП «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае Управление ФНС России по Свердловской области) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Следовательно, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ГУ Минюста России по Свердловской области о ликвидации НП «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать некоммерческое партнерство «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ» (основной государственный регистрационный номер 1076600011872).
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческое партнерство «Компьютерная сеть «Сталкер-НТ».
Ответчик вправе подать в Пригородный районный суд Свердловской области заявление об отмене данного заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке Свердловский областной суд через Пригородный районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено <...> года.
Судья: подпись
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>