ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-688/2021 от 01.07.2021 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-688/2021

УИД 59RS0025-01-2021-000733-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск 01 июля 2021 года

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Добрыдневой Т.С.,

при секретаре Печерских О.В.,

с участием представителя истца Подпалого Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску ФКУ «Упрдор «Прикамье» к Трусовой Е. А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,

установил:

ФКУ «Упрдор «Прикамье» обратилось в суд с иском к Трусовой Е. А. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд. В обоснование иска указано, что проект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край» осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, Федеральной адресной инвестиционной программы и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р.

В целях реализации указанного проекта Федеральным дорожным агентством приняты решения об утверждении документации по планировке территории распоряжения от 14.10.2015 № 1926-р, от 09.09.2020 № 2832-р). В порядке, предусмотренном ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Росавтодором рассмотрено обращение ФКУ Упрдор «Прикамье», принято распоряжение от 07.10.2020 № 3081-р об изъятии объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги.

Во исполнение указанных распоряжений ФКУ Упрдор «Прикамье» проводятся работы по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва -Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Пермь на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край».

В том числе, в соответствии с документацией по планировке территории объекта, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 14.10.2015 № 1926-р (в ред. распоряжения от 09.09.2020 № 2832-р), в целях увеличения полосы отвода реконструируемого Объекта требуется изъятие части земельного участка площадью 721 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, с. Усть-Сыны, находящегося в собственности Трусовой Е. А..

Для выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков ФКУ Упрдор «Прикамье» заключен государственный контракт от 16.04.2020 № 48/20.

Текст Контракта размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), идентификационный код закупки: 201212600032359020100100380017112414.

В рамках данного контракта подготовлен оценочный отчет, заключение эксперта на отчет об оценке, произведен раздел земельного участка с кадастровым номером , образован земельный участок с кадастровым номером площадью 721 кв.м., подлежащий изъятию, и земельный участок с кадастровым номером площадью 1781 кв.м, остающийся в собственности ответчика.

Просят принять решение о принудительном изъятии для государственных нужд принадлежащего Трусовой Е.А. земельного участка с кадастровым площадью 721 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский г/о, г. Краснокамк, с. Усть-Сыны по цене 145 270 руб. на основании представленного стороной истца отчета об оценке.

Представитель истца Подпалый Ю.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что истцом соблюдены все требования, касающиеся изъятия земельных участков, на официальном сайте истца и в Интернете было размещено распоряжение, решение об изъятии земельных участков. Документы об изъятии были заблаговременно направлены ответчику и каких-либо возражений от него не поступило, соглашение не подписано.

Ответчик Трусова Е.А., ее представитель Бушуев А.С., в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, сведения о причинах неявки суду не представили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Пермского районного суда Пермского края в сети Интернет, ответчик имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил письменные пояснения по иску, в которых отражено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федераций; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 указанной статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (ч.1 ст.56.3 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Земельным кодексом РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3).

В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участку, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных иди муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (ч.1,2 ст.56.6 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (ч.5 ст.56.3 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч.4 ст.56.3 ЗК РФ).

Согласно п.10 ст.56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Положениями ст.56.6 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (пункт 1).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 ст.56.6).

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в ст.56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются (пункт 4).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (пункт 13).

В соответствии со ст.56.11 ЗК РФ, ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Одновременно с вышеуказанным документом для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное. Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

ФКУ Упрдор «Прикамье», осуществляющее свою деятельность на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 07.10.2020 № 3081-р, реализует полномочия Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Согласно п. 5.3.1 Положения Росавтодор организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая Заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также пс регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

Согласно п.п. 5.4.1(1), 5.4.1(3) Положения Росавтодор принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, заключает договоры с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог.

Проект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край» осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, Федеральной адресной инвестиционной программы и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р.

В целях реализации указанного проекта Федеральным дорожным агентством приняты решения об утверждении документации по планировке территории распоряжения от 14.10.2015 № 1926-р, от 09.09.2020 № 2832-р). В порядке, предусмотренном ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Росавтодором рассмотрено обращение ФКУ Упрдор «Прикамье», принято распоряжение от 07.10.2020 № 3081-р об изъятии объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги.

Во исполнение указанных распоряжений ФКУ Упрдор «Прикамье» проводятся работы по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва -Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Пермь на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край».

В том числе, в соответствии с документацией по планировке территории объекта, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 14.10.2015 № 1926-р (в ред. распоряжения от 09.09.2020 № 2832-р), в целях увеличения полосы отвода реконструируемого Объекта требуется изъятие части земельного участка площадью 721 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, с. Усть-Сыны, находящегося в собственности Трусовой Е. А..

Согласно актуальным данным Единого государственного реестра недвижимости, на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ поставлен земельный участок, площадью 721+-9 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, г. Краснокамск, с. Усть-Сыны, с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, категория Земли населенных пунктов. Сведения о зарегистрированных правах в отношении указанного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером с целью изъятия для нужд Российской Федерации (государственных или муниципальных нужд) земельных участков в целях обеспечения реализации проекта.

Согласно данных ЕГРН, перечня участков, земельный участок с кадастровым номером , площадью 2502+-10 кв.м, с видом разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, категорией земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, с. Усть-Сыны принадлежит на праве собственности Трусовой Е.А. (л.д.22)

Согласно п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.

07.10.2020 Росавтодор в соответствии с требованиями п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ разместил распоряжение от 07.10.2020 № 3081-р на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://rosavtodor.gov.ru/docs/prikazy-rasporyazheniya/378701 ) и истец опубликовал решение об изъятии по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. (л.д. 23-25).

Письмом от 13.10.2020 № 13/5684 истец направил копию решения об изъятии ответчику письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, которое получено ответчиком 20.10.2020, и в орган регистрации прав. (л.д.26-27).

ООО «Промпроект-Оценка» произведена оценка рыночной стоимости размера возмещения убытков, в том числе, упущенной выгоды, причиненных правообладателю изъятием для государственных нужд в целях реализации проекта части площадью 721 кв.м на земельном участке с кадастровым номером , о чем составлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость права требования возмещения за земельный участок с кадастровым номером , площадью 721 кв. м, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: край Пермский, г. Краснокамск, с. Усть-Сыны, изымаемый для нужд Российской Федерации, составляет на дату оценки: 145 270 (Сто сорок пять тысяч двести семьдесят) рублей. (л.д.88).

Письмом от 30.12.2020 № 13/7357 ответчику для подписания направлены проекты соглашений об изъятии земельных участков, подписанные истцом, с приложением кадастровых паспортов, отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.

Указанные документы получены ответчиком 02.02.2021, что подтверждается уведомлением о вручении.

Согласно п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.

Таким образом, истцом соблюдены соответствующие требования земельного законодательства.

В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные I законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

По ходатайству стороны ответчика судом была назначена экспертиза определения рыночной стоимости земельного участка.

Согласно заключению ООО «Бизнес-Эксперт» от 16.06.2021 рыночная стоимость земельного участка по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, с. Усть-Сыны площадью 721 кв.м., кадастровый составляет 162 000 руб. (л.д.4-66 том 2).

Оценивая представленные заключения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым , суд берет за основу заключение судебной оценочной экспертизы ООО «Бизнес-Эксперт», поскольку эксперт ФИО4 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его опыт и квалификация достаточны для проведения подобного рода экспертиз, ответы на вопросы суда даны полно и непротиворечиво, в экспертном заключении полностью описан порядок оценки, использованы ФСО, эксперт является членом НП РО «деловой союз судебных экспертов» с ДД.ММ.ГГГГ, НП СРО «Деловой союз оценщиков» с ДД.ММ.ГГГГ, НП «Национальная коллегия судебных экспертов» с ДД.ММ.ГГГГ, ответственность застрахована в СО «РЕСО Гарантия».

Оснований ставить под сомнение выводы эксперта не имеется, сведения об его заинтересованности в исходе дела отсутствуют.

До настоящего времени в адрес ФКУ Упрдор «Прикамье» от Трусовой Е.А. не поступило ни подписанное соглашение об изъятии земельного участка, ни уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии земельного участка, ни предложения об изменении условий данного соглашения.

Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФКУ Упрдор «Прикамье» в части, поскольку за основу берется иное экспертное заключение.

Относительно ходатайства представителя истца о том, что в резолютивной части следует указать, что возмещение за изымаемый земельный участок выплачивается истцом ответчику после государственной регистрации права собственности РФ на указанный земельный участок в течение 5 дней после предоставления ответчиком истцу банковских реквизитов, суд полагает, что данное ходатайство заявлено преждевременно, оно направлено на урегулирование порядка исполнения решения, при этом требований в просительной части иска об этом не заявлено. При возникновении трудностей при исполнении решения суда, стороны вправе обратится в суд с соответствующим заявлением, в том числе, об изменении способа и порядка его исполнения путем внесения денежных средств на депозит нотариуса.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФКУ «Упрдор «Прикамье» удовлетворить в части.

Изъять для государственных нужд принадлежащий Трусовой Е. А. земельный участок, с кадастровым номером , площадью 721 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, г Краснокамск, с. Усть-Сыны, по цене 162 000 руб.

Решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Трусовой Е.А. и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2021 г.

Судья Добрыднева Т.С.