ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-689 от 16.06.2011 Норильского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Норильский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Норильский городской суд Красноярского края — Судебные акты

                        Дело № 2-689/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года район Талнах, г.Норильск

Норильский городской суд (в районе Талнах) Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудакова Н.Б.,

при секретаре Пустохиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Норильска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г.Норильска, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получить лимиты на размещение отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования истец обосновывает тем, что в ходе проведенной Прокуратурой г.Норильска проверки соблюдения природоохранного законодательства МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №» выявлены нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления. Прокурорской проверкой установлено, что МБОУ ДОД «ДЮСШ №», расположенное в районе Талнах, , являющееся юридическим лицом, оказывает образовательные услуги спортивного профиля гражданам МО : бокс, вольная борьба, плавание, спортивная аэробика. В результате деятельности МБОУ ДОД «ДЮСШ №» образуются твердые бытовые отходы в виде мусора от уборки помещений, ртутьсодержащих ламп, которые относятся к отходам I, IV и V классов опасности. Твердые бытовые отходы IV и V классов опасности предприятием передаются для размещения на полигоне ООО «Байкал-2000» по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, 1 класса опасности – передаются для утилизации ООО «Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромонтаж» по договорам от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, проверкой установлено, что МБОУ ДОД «ДЮСШ №» в нарушение ст.ст. 22, 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, не имея проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно уставу МБОУ ДОД «ДЮСШ №» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансируемым полностью за счет средств бюджета МО г.Норильск, и относится к некоммерческим организациям. Учредителем МБОУ ДОД «ДЮСШ №» является МО г.Норильск. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов. Несоблюдение требований экологического законодательства, в первую очередь нормирования в области охраны окружающей среды, установленного в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической опасности, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора г.Норильска Дейко Е.В.   на требованиях настаивала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Казик А.В.  , действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, и суду пояснил, что заявленные требования основаны на неправильном применении норм права, так как нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение возлагается на юридических лиц только в том случае, если в результате их хозяйственной деятельности происходит такое воздействие, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». В силу Закона, к обращению с отходами отнесена деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Закон устанавливает, что размещение отходов и накопление отходов являются самостоятельными видами специализированной деятельности в сфере обращения с отходами. К накоплению отходов относится временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Статья 12 указанного Закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В результате хозяйственной деятельности учреждения образуются твердые бытовые отходы от уборки помещений (мусор бытовой несортированный, ртутьсодержащие лампы). Твердые бытовые отходы IV и V классов опасности учреждением регулярно передаются, в соответствии с п. 1.1. договора от ДД.ММ.ГГГГ №, в собственность ООО «Байкал-2000», которые впоследствии распоряжаются этими отходами по своему усмотрению. Также, по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение передает для утилизации ртутьсодержащие лампы, относящиеся к I классу опасности, ООО НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж», которое, в соответствии с п. 1.2. договора также приобретает право собственности на данные отходы. Указанные специализированные организации имеют соответствующие лицензии на данный вид деятельности и соответственно они обязаны вести необходимую документацию, вносить плату за размещение отходов, требовать от лиц, принимаемых на работу специальную профессиональную подготовку, в соответствии с действующим законодательством. МБОУ «ДЮСШ №» не является специализированной организацией, занимающейся размещением отходов на специально оборудованных местах и не имеет соответствующей лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, соответственно не осуществляет данный вид деятельности и не оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Основной деятельностью учреждения является физкультурно-оздоровительная деятельность. Таким образом, деятельность по размещению отходов к деятельности учреждения не относится.

Представитель третьего лица – Администрации г.Норильска, Надточная Е.А.,   действующая на основании доверенности, исковые требования также не признала в полном объеме, и суду пояснила, что прокурором не представлено доказательств того, что МБОУ ДОД «ДЮСШ №» осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ. Согласно статье 1 Закона, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Указанный закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое). То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. В процессе деятельности МБОУ ДОД «ДЮСШ №» образуются твердые бытовые отходы в виде мусора от уборки помещений, ртутьсодержащие лампы, которые относятся к отходам 1, 4 и 5 классам опасности. На основании заключенного с МБОУ ДОД «ДЮСШ №» договора на размещение твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Байкал-2000» оказывает услуги по приему твердых бытовых отходов 4 и 5 класса опасности (пункты 1.1. договора). На основании договора на утилизацию ртутьсодержащих отходов от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ООО «НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж», отходы 1 класса опасности передаются для утилизации. Сбор и доставка к месту утилизации осуществлялись в специальном контейнере для сбора ртутьсодержащих отходов, предоставленных для этих целей ООО «НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж», что исключало негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, учитывая, что МБОУ ДОД «ДЮСШ №» не занимается специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, не имеет соответствующей лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, а указанные функции выполняют на основании договоров оказания услуг специализированные организации, на основании норм действующего природоохранного законодательства у МБОУ ДОД «ДЮСШ №» отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получать лимиты на размещение отходов. Доказательств, подтверждающих осуществление МБОУ ДОД «ДЮСШ №» какой-либо деятельности в области обращения с отходами, прокурором не предоставлено. Таким образом, выполнение обязанностей, предусмотренных ст. 18 Закона № 89-ФЗ, не возложено действующим законодательством на МБОУ ДОД «ДЮСШ №». Кроме того, Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 года № 50, также подтверждает ее доводы о том, что обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение имеется только у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами в понятии Закона № 89-ФЗ. В связи с этим, правовые основания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получать лимиты на размещение отходов, у МБОУ ДОД «ДЮСШ №» отсутствуют.

Выслушав стороны, изучив в полном объеме материалы дела, суд считает иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу ст. 22 Закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ст. 24 Закона, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета Муниципального образования город Норильск. Учреждение оказывает образовательные услуги спортивного профиля гражданам МО г.Норильск: бокс, вольная борьба, плавание, спортивная аэробика (л.д. 8-15). В результате деятельности МБОУ ДОД «ДЮСШ №» образуются твердые бытовые отходы в виде мусора от уборки помещений, ртутьсодержащих ламп, которые относятся к отходам I, IV и V классов опасности.

Твердые бытовые отходы IV и V классов опасности учреждением передаются, в соответствии с п. 1.1. договора от ДД.ММ.ГГГГ №, в собственность ООО «Байкал-2000» (л.д. 18-19). Также, по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение передает для утилизации ртутьсодержащие лампы, относящиеся к I классу опасности, ООО НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж» (л.д. 21-22). У МБОУ ДОД «ДЮСШ №» имеются паспорта на вышеуказанные отходы I и IV классов опасности (л.д. 17).

В ходе проведенной Прокуратурой г.Норильска плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства МБОУ ДОД «ДЮСШ №», работники прокуратуры пришли к выводу о том, что учреждение в нарушение федерального законодательства об отходах производства и потребления осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, не имея проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Рассматривая заявленные исковые требования о возложении обязанности на МБОУ ДОД «ДЮСШ №» по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов – хранение и захоронение отходов. Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

В соответствии со ст. 12 Закона, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ст. 14 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 18 Закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Из приведенных норм следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Согласно представленным документам, твердые бытовые отходы, относящиеся к 1 и 4 классу опасности, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности МБОУ ДОД «ДЮСШ №», утилизировались ООО «Байкал-2000» и ООО «НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж» на основании заключенных с ними договоров. Доказательств того, что МБОУ ДОД «ДЮСШ №» занимается размещение отходов, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МБОУ ДОД «ДЮСШ №» не занимается размещением отходов, которое носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, не имеет соответствующей лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, а указанные функции выполняют иные организации на основании соответствующих договоров с этим учреждением.

Соответственно у МБОУ ДОД «ДЮСШ №» отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получать лимиты на размещение отходов. В связи с чем, исковые требования прокурора г.Норильска являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Прокурора г.Норильска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд (в районе Талнах) в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: судья Н.Б.Рудаков