ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-689 от 17.03.2011 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

                                                                                    Первомайский районный суд г. Кирова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Первомайский районный суд г. Кирова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-689/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года г.Киров

Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.

при секретаре Двоеглазовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании действий УФМС России по Кировской области,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа УФМС России по Кировской области в постановке на миграционный учет несовершеннолетних детей - ФИО3,  г.р., ФИО4,  г.р., ФИО5,  г.р.; обязании УФМС России по Кировской области поставить их на миграционный учет по месту проживания в г.Кирове. Указали, что ФИО1, ФИО2, их старшая дочь ФИО3,  г.р., уроженцы , проживают в РФ с 1995 года в г. Кирове, с января 1999 года по адресу:  принадлежащей ФИО1 на праве собственности. Дочь ФИО3 въехала в РФ по свидетельству о рождении, сейчас ей 14 лет, граждане  получают паспорт с 16 лет. Дочь ФИО4,  г.р., сын ФИО5,  г.р., граждане , родились на территории РФ и постоянно проживают в России совместно с родителями без регистрации, посещают детские учреждения. Факт проживания всех трех несовершеннолетних детей заявителей на территории РФ установлен решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 23.08.2010, вступившим в законную силу 03.09.2010. ФИО1, ФИО2, граждане РФ,  обратились в УФМС России по Кировской области с заявлением о постановке на миграционный учет несовершеннолетних детей - ФИО3,  г.р., ФИО4,,  г.р., ФИО5,  г.р., однако им в этом УФМС устно отказали. Заявители считают действия УФМС незаконными. Заявители в интересах несовершеннолетних детей не могут подать заявление на получение ими разрешения на временное проживание, вида на жительство, в дальнейшем на приобретение в гражданство РФ, поскольку у детей отсутствует регистрация по месту жительства в РФ, они не поставлены на миграционный учет.

В судебное заседание 17.03.2011 заявители ФИО1, ФИО2, их представитель адвокат Коротаев А.А. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, требования заявления поддерживают.

В судебном заседании 10.02.2011 заявитель ФИО1 пояснил, что старшая дочь Тунзала родилась  г.р. в , въехала вместе с матерью ФИО2 в РФ  по свидетельству о рождении, в паспорт вписана не была. Вторая дочь Айсел родилась  в г. Йоршкар-Ола, где семья до 1999 года проживала. В 1999 году ФИО1 с семьей переехал в , где сначала проживали по адресу: , затем - , по которому зарегистрированы ФИО1 и ФИО2  у заявителей родился сын Кирман. За пределами г. Кирова заявители с детьми на постоянное место жительства не выезжали, за исключением, в 2005 году на две недели в гости. При рождении дети не были зарегистрированы по месту жительства, поскольку у их родителей не было постоянной квартиры, а также материальное положение не позволяло подтвердить доход на всех членов семьи для получения РВП. Сотрудники УФМС 17.01.2011 отказали в постановке детей на миграционный учет по причине отсутствия у них документов и миграционных карт, подтверждающих законность въезда в РФ. Выехать в Республики Азербайджан для получения документов на детей заявители не имеют возможности, кроме того, у них нет там жилья.

Представитель Управления ФМС по Кировской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что несовершеннолетние ФИО3,  г.р., ФИО4,  г.р., ФИО5,  г.р., являются гражданами , находящимися незаконно на территории РФ. Согласно положениям Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» для постановки ФИО3, ФИО4, ФИО5 заявители должны представить миграционные карты и документы, удостоверяющие личности детей, то есть их национальные паспорта.

Заслушав представителя УФМС по Кировской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» законно находящийся в РФ иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ. Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В силу ст.6.1 Закона иностранному гражданину, прибывшему в РФ порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в п.3 ст.6 настоящего закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством РФ в соответствии с п.2 ст.6 настоящего закона. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление о выдаче разрешения на временное проживание; документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве; миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; квитанцию об уплате госпошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В ст.8 ч.2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» указано, что основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в РФ. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 8 данного Федерального закона основанием для постановки на миграционный учет является факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства РФ.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 с  находятся в зарегистрированном браке (л.д.8), имеют детей: дочь ФИО3,  г.р., дочь ФИО4,  г.р., сына ФИО5,  г.р., в отношении которых ФИО1 установил отцовство с самого их рождения (л.д.9-12). ФИО1 и ФИО2 являются гражданами РФ и получили паспорта РФ, зарегистрированы по месту постоянного проживания по адресу:  (л.д.6,7).

Несовершеннолетние дети заявителей Тунзала, Айсел, Кирман не являются гражданами РФ, хотя проживают на территории РФ.

Из пояснений ФИО1 следует, что он в 1993 году приехал жить в Россию и стал проживать в , где и был зарегистрирован. Старшая дочь заявителей Тунзала родилась в  ДД.ММ.ГГГГ и 10 декабря 1995г. вместе с матерью ФИО2 приехала из Республики Азербайджан в РФ. Вторая дочь Айсел родилась ДД.ММ.ГГГГ в <...> Республики Марий Эл, где заявители с детьми проживали в период с 1997г. до 1999г. В 1999г. заявители с детьми переехали жить в г. Киров, где постоянно проживали всей семьей сначала по адресу: , а затем в квартире по адресу:  принадлежащей на праве собственности ФИО1 23.07.2004 в г. Кирове у заявителей родился сын Кирман. Все дети находятся на иждивении ФИО1 и посещают детские учреждения. Так, с 2000г. по 2002г. Тунзала посещала Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 130, с 2002г. по 2007г. обучалась в средней общеобразовательной школе № 49, а с 01.09.2007г. по настоящее время - в средней общеобразовательной школе № 2. Вместе с Тунзалой с 2005г. по 2007г. Айсел также обучалась в средней общеобразовательной школе № 49, а с 01.09.2007г. по настоящее время - в средней общеобразовательной школе № 2. С июля 2008г. по июль 2009г. Кирман посещал Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 170, а с 17.08,2009г. по настоящее время - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 109 г. Кирова».

Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 23.08.2010, вступившим в законную силу 03.09.2010 и имеющим преюдициальное значение в силу ст. 61 ГПК РФ для рассматриваемого дела, установлены факты постоянного проживания ФИО3,  г.р., уроженки Республики Азербайджан, Евлахского района, на территории РФ с 10.12.1995 по настоящее время; ФИО4,  г.р., уроженки России, Республики Марий Эл, <...>, на территории РФ с  по настоящее время; ФИО5,  г.р., уроженца г. Кирова, Кировской области, Российской Федерации, на территории РФ с 23.07.2004 по настоящее время (л.д.13-14).

ФИО3, ФИО4, ФИО5 не имеют подтверждения своего права на законное нахождение и проживание на территории РФ, так как в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ не были поставлены на миграционный учет по месту пребывания в установленный срок по независящим от них обстоятельствам, поскольку на момент въезда на территорию РФ (ФИО3) и до настоящего времени являются несовершеннолетними и не могут самостоятельно разрешать вопросы, связанные с постановкой на миграционный учет, разрешение на временное проживание либо вид на жительство у них отсутствует.

Согласно статье 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция РФ (ст.19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета. Наличие или отсутствие регистрационного учета не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Лицо самостоятельно определяет место своего жительства и срок нахождения в том или ином месте временного пребывания. Уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства. Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 02.03.2006 № 55-0 «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п.7 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст.55, ч.3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния.

Письмом ФМС России от 06.08.2006 № МС-1/9-9140 начальникам УФМС субъектов РФ разъяснено, что иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ до вступления в силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» из государств - участников СНГ в порядке, не требующем получения визы, а также иностранные граждане, имеющие документально подтвержденный статус добровольного переселенца в РФ, и не имеющие документов на пребывание (проживание) в РФ, в отношении которых установлен в судебном порядке факт постоянного проживания в РФ, могут обратиться с заявлением о выдаче им разрешения на временное проживание без выезда за пределы РФ. При этом иностранного гражданина следует зарегистрировать по месту временного пребывания без истребования миграционной карты на срок, предусмотренный федеральным законом для оформления разрешения на временное проживание.

Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 23.08.2010, вступившим в законную силу 03.09.2010 и имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлены факты постоянного проживания ФИО3, ФИО4, ФИО5 на территории РФ соответственно с 10.12.1995, ДД.ММ.ГГГГ, 23.07.2004 до настоящего времени. Несовершеннолетние дети имеют документы, удостоверяющие их личности, - свидетельства о рождении. С учетом вышеизложенного суд находит незаконным отказ УФМС России по Кировской области в постановке на миграционный учет несовершеннолетних детей заявителей, полагает необходимым обязать Управление ФМС России по Кировской области поставить ФИО3, ФИО4, ФИО5 на миграционный учет по адресу проживания в г.Кирове.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ УФМС России по Кировской области в постановке на миграционный учет несовершеннолетних ФИО3,  г.р., ФИО4,  г.р., ФИО5,  г.р.

Обязать УФМС России по Кировской области поставить на миграционный учет по месту проживания в г.Кирове ФИО3,,  г.р., ФИО4  г.р., ИМанова К.Б, ,  г.р.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 22 марта 2011 года.

Федеральный судья Е.А.Жданова