ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6890/2014 от 16.07.2014 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

 Дело № 2-6890/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Г. Якутск 16 июля 2014 года

 Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Голиковой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий МРЭО Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Республике Саха (Якутия),

 у с т а н о в и л:

 ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением мотивируя тем, что ____ 2014 года в РЭО ГИБДД МВД России по РС(Я) получил извещение об аннулировании регистрации принадлежащего ему автомобиля «___», ____ года выпуска, г/н №, VIN: №, шасси №, двс. №, а также ПТС №, СОР №, поскольку отменен выданный органом по сертификации ООО «___» сертификат соответствия № №, подтверждающий соответствие транспортного средства ___ требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Автомобиль «___», ____ года выпуска был приобретен на законных основаниях у ООО «___» ____ 2013 года, транспортное средство имело паспорт с номером № от ____ 2013 года, выданный Таможенным постом Морского порта ____. Как следует из раздела 19 ПТС таможенная декларация № таможенным органом принята, выпуск автомобиля разрешен с выдачей ПТС, таможенные ограничения отсутствовали. Нарушение в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника полномочий по пользованию и распоряжению своим имуществом. Просит признать действия МРЭО ГИБДД МВД РФ по РС(Я) по аннулированию регистрационного учета автомобиля «___», ____ года выпуска, г/н № незаконными, обязать восстановить регистрационный учет.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель заявление поддержали, просят удовлетворить, дополнительно представили заключение № от ____ 2014 года ООО «___» г. ____ о том, что сертификация для автомашины заявителя как на единичное изделие не требуется, ввиду наличия в «Едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации» информации о соответствии аналогичной марки автомашины «___», ____ года выпуска, экологическому классу «Евро4».

 В судебном заседании представитель МВД по РС(Я) ФИО2 заявление не признал, пояснил, что прекращение регистрации транспортного средства заявителя было произведено на законных основаниях, указанных в п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, поскольку Федеральной службой по аккредитации был отменен сертификат соответствия №, подтверждающий соответствие ТС «___» требованиям технического регламента. Выдача таможенными органами РФ паспортов транспортных средств является дополнительной функцией. ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. В соответствии с п. 6 Положения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, ПТС выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства одобрения типа транспортного средства. Пунктом 70 указанного положения заполнение строки «экологический класс» ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия и ОРТТС, которые размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. Подпунктом «З» пункта 12 Положения о ГИБДД МВД РФ предусмотрено, что инспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения. В п. 3 ст. 15 Закона «О безопасности дорожного движения» определено, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации ТС и выдачи соответствующих документов, регистрация ТС без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

 Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (часть 1 статьи 254 ГПК РФ).

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Согласно ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

 В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия); обязательной сертификации.

 Согласно ст. 25 названного закона обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

 Приказом МВД РФ № 605 от 07 августа 2013 года утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. В соответствии с п 24 Административного регламента, государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям: представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; представление транспортных средств, … ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.

 Аналогичные положения содержатся в п.3 Приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

 Согласно п. 51 Приказа № 1001, при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

 Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).

 В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

 В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

 Судом установлено, что по договору купли-продажи от ____ 2013 года заявитель приобрел в ООО «___» автомашину «___», ____ года выпуска, VIN: №, шасси №, двс. №, продавец вместе с автомобилем передал паспорт транспортного средства с отметкой о соответствии 4 экологическому классу. Автомашина была зарегистрирована РЭО ГИБДД МВД России по РС(Я), выдано свидетельство о регистрации, государственные регистрационные знаки.

 ФИО1 ____ 2014 года получил извещение об аннулировании регистрации автомобиля «___», ____ года выпуска, г/н №, а также ПТС транспортного средства №, СОР №, на основании п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, поскольку отменен выданный органом по сертификации ООО «Центр сертификации, испытаний и экспертиз» сертификат соответствия №, подтверждающий соответствие транспортного средства ___ требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года № 609 (экологический класс 4) Сертификат отменен по результатам проверочных мероприятий Федеральной службой по Аккредитации (Росаккредитации), а также на основании проверки, проведенной органом ГИБДД. Заявителю предписано сдать в УГИБДД МВД РС(Я) паспорт технического средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки.

 Основанием для аннулирования регистрации транспортного средства послужило письменное указание Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ от 14 января 2014 года об организации проверок относительно регистрации транспортных средств, ПТС которых выданы на основании сертификатов соответствия, признанных недействительными, с дальнейшим аннулированием регистрации в установленном порядке. К указанию прилагались сведения о транспортных средствах, паспорта транспортных средств на которые выданы на основании сертификатов соответствия, признанных впоследствии недействительными и информация об отмене сертификатов соответствия.

 После проведения проверки заинтересованным лицом в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N1001 «О порядке регистрации транспортных средств» регистрация транспортного средства заявителя обоснованно аннулирована ввиду отсутствия у ФИО1 документа, подтверждающего проведение сертификации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Доказательств соответствия принадлежащего заявителю транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения на момент принятия решения о прекращении регистрации, не имелось.

 По смыслу положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ для признания незаконным решения или действия должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие решения или действий действующему законодательству и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение или действия не могут быть признаны незаконными.

 Поскольку действия по прекращению (аннулированию) регистрации транспортного средства произведены в соответствии с положениями действующих правил и регламентов, в пределах полномочий заинтересованного лица и при наличии установленных правилами оснований, такие действия не могут быть признаны незаконными и нарушающими права заявителя.

 Представленное заявителем в суд заключение № от ____ 2014 года ООО «___» г. ____ также не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку в отдел регистрации ГИБДД такое заключение не предоставлялось, допустимость и достаточность такого заключения для восстановления регистрации транспортного средства уполномоченным органом, обеспечивающим безопасность дорожного движения, не проверялась. В связи с тем, что заявителем представлен не сам сертификат безопасности транспортного средства, а заключение об отсутствии необходимости его получения в данном конкретном случае, суд не вправе, подменяя функции государственного органа, прийти на основании такого заключения к выводу о соответствии транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения и об устранении причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, что не лишает заявителя права обратиться к заинтересованному лицу повторно, представив для проверки имеющееся заключение.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В заявлении ФИО1 об оспаривании действий МРЭО Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Республике Саха (Якутия) – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

 Судья п/п А.А. Кочкина