ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-689/18 от 17.12.2018 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

Дело №2-689/2018

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2018г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижние Серги 13 декабря 2018г

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,

При секретаре Олейник А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети Верхние Серги» о признании действий незаконными, обязании производить начисления за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МУП «Тепловые сети Верхние Серги» о признании действий незаконными, обязании совершить действия.

В обоснование требований указала, что жителями 4-х квартир <адрес> квартирный, установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии «Индивид», зарегистрированный в единой системе средств измерений РФ под и используемый как для горизонтальной так и вертикальной разводки системы отопления и основанный на подсчете количества потребленной тепловой энергии как разница отданной энергии каждым нагревательным прибором и температурой воздуха всей квартиры. Технические условия на установку выданы ответчиком, за их выдачу с владельцев квартир была взята оплата, после чего был заказан проект и установка самих приборов лицензированной организацией ООО «Консоль», при этом жители понесли затраты по изготовлению рабочей документации, монтаж и приобретение самих приборов межповерочный срок таких приборов 10 лет, ввод приборов учета в эксплуатацию исполнен ответчиком. Жителями соблюдены все требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013 года.

До сентября 2018 начисления по услугам отопления производилось по данным ИПУ с доплатой за места общего пользования, рассчитанной ответчиком по каждой квартире с ИПУ пропорционально доли каждой квартиры в составе общедомового обогреваемого имущества (лестничные марши и площадки) по существующему нормативу 0,0429 руб.\м2, данное решение было принято на совещании рабочей группы у главы поселения с участием жителей, имеющих ИПУ по отоплению 15.12.2016года №37, данный протокол у ответчика имеется. Но с сентября 2018 года ответчик отказывается принимать показания ИПУ к начислению по услугам теплоснабжения. Дом не оснащен общедомовыми приборами учета в нарушение закона, обязанность по оснащению приборами учета лежит на ответчике, снабжение водой и тепловой энергией производится ответчиком. Однако за 4,5 года этого не сделано. С предложением оснащения дома приборами учета к жителям никто не обращался. Также не сделано этого во время проведенного в 2017 году капитального ремонта дома, при производстве работ по капитальному ремонту - заказчик администрация поселения, несмотря на то, что закон прямо указывает при проведении капитального ремонта оснащение не только общедомовыми приборами учета, но и индивидуальными в каждой квартире. Именно эти обстоятельства подтолкнули жителей на установку ИПУ самостоятельно. Жители обратились в адрес главы городского поселения и ответчика за разъяснениями причин отказа в приеме показаний ИПУ по теплоснабжению, в прокуратуру.

Считала действия ответчика неправомерными, нарушающими конституционное право жителей на установку приборов учета коммунальных ресурсов в соответствии с ФЗ законом «Об энергосбережении», начисления должны производиться по формуле 3(5) приложения №2 к Постановлению Правительства РФ №354 от 06.05.2011г в соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ и сложившейся ситуацией.

Просила обязать ответчика производить начисления по теплоснабжению в квартирах с ИПУ с применением формулы 3 (5) приложения №2 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. Направить запрос в Конституционный суд РФ на соответствие Конституции РФ начисления по нормативу при наличии ИПУ в доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии.

В последствии представитель истца ФИО2 изменил исковые требования. Просил: 1. Признать действия ответчика по начислению услуг отопления за октябрь 2018 г незаконными; 2.Обязать ответчика производить начисления по теплоснабжению в квартирах с ИПУ в соответствии с р.80 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011г в редакции от 15.09.2018г, ст.157 ЖК РФ по показаниями ИПУ; 3.Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.4.Взыскать с ответчика 40 000 руб. за оплату услуг представителя;

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам в отношении жилого помещения ФИО1, пояснив, что она является собственником <адрес> в <адрес>.

Представитель ответчика МУП «Тепловые сети Верхние Серги» ФИО3 в судебном заседании возражала против иска. Пояснила, что расчет по приборам учета тепловой энергии производится в том случае, когда весь дом оборудован индивидуальными приборами учета и общедомовыми приборами учета в соответствии с постановлением №354. Дом, в котором проживает истец, не оборудован общедомовым прибором учета, а также не во всех квартирах установлены индивидуальные приборы учета. МУП «Тепловые сети Верхние Серги» является управляющей компанией по тому жилью, которое никто в управление не взял. Ответчик дает поручение РКЦ вести работы по начислению, сообщают объем начислений по каждой услуге, по каждому дому на основании агентского договора от декабря 2016г. Ответчик предупреждал жителей о том, что начисления будут по нормативу, с начала отопительного сезона 2018-2019гг. Также поддержала письменный отзыв, в котором указано, что дом, где проживает истец, изначально (согласно проекта дома или проекта капитального ремонта дома) не был оборудован во всех жилых и нежилых помещениях приборами учета, соответственно в данном случае необходимо применять абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. В настоящее время начисления за услугу «Отопление» производится в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением № 354 Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев 2 - 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абз. 2 п. 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения № 2 к ним). Других способов начисления за услугу отопления кроме установленного норматива при отсутствии в проекте дома или в проекте капитального ремонта системы отопления общедомового и индивидуальных приборов учета тепловой энергии которыми оборудованы все квартиры не существует. Просила в иске отказать.

Третье лицо администрация городского поселения Верхние Серги в судебное заседание не явилось, представлен отзыв, согласно которому считали, что иск удовлетворению не подлежит, исходя из положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», из которых следует, что для начисления платы за тепло, исходя из показаний прибора учета необходимо, чтобы дом был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а все жилые и нежилые помещения – индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета. Также указали, что Федеральный закон №261-ФЗ предписывает до 01.01.2012г всем собственниками жилья установить как общедомовые счетчики энергоресурсов так и квартирные счетчики воды, электроэнергии, газа, а при наличии технической возможности квартирные счетчики тепла. Установка квартирных счетчиков тепла, как правило, предусматривается с горизонтальной поквартирной разводкой труб – в квартиру заходит только один стояк отопления и от него запитаны все остальные радиаторы отопления в квартире по кольцу. Законодательство запрещает

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.(далее Правил)

В соответствии с п.80 вышеуказанных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Как следует из искового заявления, истец ФИО1 проживает по <адрес>. Правоустанавливающий документ истцом не представлен, сведения о собственнике в ЕГРП отсутствуют (л.д.75), вместе с тем, ответчиком и третьим лицом факт владения и пользования ФИО1 данным жилым помещением не оспаривался. Кроме того, в материалах дела имеются сведения о регистрации ФИО1 по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.42).

По договору от 01.04.2014г с ООО «Консоль» ФИО1 обязуется принять в собственность смонтированный комплект оборудования узла учета тепловой энергии «Индивид» квартиры <адрес> (л.д.60), а также представлены паспорта приборов учета «Индивид», акт от 05.03.2014г калибровки измерителя «Индивид» (регистрационный в Государственном реестре средств измерений) для определения поправочного коэффициента соответствующего модели отопительного прибора в соответствии с описанием типа средства измерения и методикой калибровки. (л.д.63-об), акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ФИО1 с 10.09.2016г. (л.д.64).

Представителем истца представлено также дополнительное соглашение между МУП «Тепловые сети Верхние Серги» и истцом на поставку тепловой энергии через присоединенную сеть (л.д.62).

Также представителем истца представлены акты потребления тепловой энергии на нужды отопления за март, февраль, май, апрель, январь 2018г (л.д.65-66).

Как следует из искового заявления, подтверждено представителем истца в судебном заседании, не оспаривалось ответчиком, начисления оплаты за отопление производятся ответчиком по нормативу потребления.

В соответствии с п.40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из искового заявления и отзыва ответчика, жилой дом по <адрес> в котором проживает истец ФИО1, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Также представителем истца указано на то, что четыре квартиры из двенадцати в доме по <адрес>, где проживает истец, оборудованы индивидуальными приборами учета отопления.

В соответствии с п.42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В соответствии с абз.1,2 п.42(1) Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Расчет по указанным формулам производится в следующем порядке:

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяются по формуле 2(1): Pi = Si x (NT x K) x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 42 (1) Правил также предусматривает порядок расчета оплаты за отопление по формулам, исходя из показаний приборов коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии; и в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

В соответствии с п.1 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п.40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, с учетом того, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а также не все помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, оснований для признания действий МУП «Тепловые сети Верхние Серги» по начислению оплаты по отоплению истцу ФИО1, проживающей в <адрес>, исходя из норматива потребления по утвержденным в установленном порядке тарифам, незаконными суд не усматривает.

Законных оснований для возложения на ответчика обязанности производить начисления оплаты за отопление, исходя из показаний индивидуального прибора учета, установленного в квартире истца, при установленных обстоятельствах не имеется.

В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку судом не установлено факта нарушения прав истца ФИО1 как потребителя, оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца не имеется.

Соответственно, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МУП «Тепловые сети Верхние Серги» надлежит отказать в полном объеме.

Судебные расходы на оплату услуг представителя взысканию с ответчика не подлежат, поскольку в иске отказано.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети Верхние Серги» о признании действий незаконными, обязании производить начисления за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижнесергинский районный суд.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты> Ю.Г.Шторх