ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-689/2014 от 11.03.2014 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

 Гражданское дело № 2-689/2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 11 марта 2014 г.     г. Ульяновск

 Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

 председательствующего судьи Тихоновой О.П.,

 при секретаре Тякуновой Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России) к Локтевой Г.Н. о взыскании неосновательного обогащения,

 УСТАНОВИЛ:

 ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России обратилось в суд с иском к Локтевой Г.Н. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска указано, что в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации находится здание госпиталя лит.1 общей площадью 3963 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ г. № указанный объект федерального имущества закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Ульяновская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации. Факт нахождения нежилого помещения на праве оперативного управления подтвержден и свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ г. Юридическое лицо ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. прекратило свою деятельность, было реорганизовано путем присоединения к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Таким образом, ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» являлось правопреемником ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района». В соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты недвижимого имущества были переданы правопредшественником правопреемнику. Впоследствии на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № тип ФГУ «Приволжско-Уратьское ТУИО» Минобороны России изменен на государственное казенное учреждение. Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы с 20.06.2012 г. полное наименование организации - ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Согласно п. 3 Устава Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с п/п. «б» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. В целях организации мероприятий по контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью недвижимого имущества ВС РФ и подведомственных МО Российской Федерации организаций приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден соответствующий порядок проведения указанных мероприятий, одной из форм которых является проверка порядка использования недвижимого имущества путем выезда комиссии на соответствующие объекты, принадлежащие РФ в лице МО РФ. Результат проверки оформляется в форме акта проверки. Так, в соответствии с вышеуказанными актами органов государственной власти, приказом руководителя ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Регламент проведения ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации контрольных мероприятий за использованием по назначению и сохранностью имущества ВС Российской Федерации. В целях проверки порядка использования и состояния недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, приказом ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № создана специальная комиссия для проведения соответствующей проверки объекта федеральной собственности - здания госпиталя, лит.1, расположенного по <адрес>. В соответствии с вышеприведенным приказом ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации проведена проверка объекта недвижимого имущества - нежилого здания лит.1, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3963 кв. м. На основании проведенной проверки был выявлен ряд нарушений федерального законодательства, в частности: Локтева Г.Н., являющаяся на момент проверки индивидуальным предпринимателем, занимала часть нежилых помещений проверяемого объекта недвижимого имущества, указанных в акте проверки, без документов, подтверждающих право нахождения в этих помещениях, в частности занимала нежилые помещения 1-2. площадью 48,3 кв.м, которые использовала под буфет для продажи продуктов питания и промышленных товаров. В акте проверки зафиксированы все имеющиеся нарушения с фотофиксацией объекта, подробным его описанием и приложением всех правоустанавливающих документов. Составленный акт проверки подписан членами комиссии и утвержден руководителем Учреждения. Помимо этого, факт незаконного использования Локтевой Г.Н. помещений 1-2 площадью 48.3 кв.м здания госпиталя лит.1 общей площадью 3963 кв. м подтверждается письмом Локтевой Г.Н. истцу от ДД.ММ.ГГГГ г., договором № от ДД.ММ.ГГГГ и договором теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ Вышеизложенное свидетельствует о том, что Локтева Г.Н. длительно и без законных на то оснований пользовалась федеральным имуществом на безвозмездной основе, что противоречит содержанию института аренды, установленному ст.606 ГК РФ. Согласно положениям п.1 ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Существует определенный порядок, в соответствии с которым сторонние организации могут занимать нежилые помещения, являющиеся объектами федеральной собственности, находящиеся на праве оперативного управления у Учреждения. В частности, он должен соответствовать положениям Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 г. № 767. Порядок заключения договоров аренды утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.05.2011 г. № 640 «Об утверждении Порядка передачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации федеральными автономными, бюджетными и казенными учреждениями». Положения ст.1102, п.2 ст.1105, ст.1107 ГК РФ указывают на то, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, временно пользовалось чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему, то, что оно сберегло вследствие такого пользования по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Исходя из положений ст.1102 ГК РФ потерпевшим в обязательстве вследствие неосновательного обогащения является лицо, за счет которого без правового основания приобретено или сбережено имущество. Согласно ст.ст.41, 42, 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу имущества, находящегося в федеральной собственности, учитываются в доходах федерального бюджета и являются одним из источников формирования доходов федерального бюджета. С учетом изложенного полагает что у него возникло право требования взыскания суммы неосновательного обогащения на сумму платежей за период, возникший с момента начала незаконного использования ответчиком нежилых помещений, и до окончания незаконного использования. Период фактического использования ответчиком нежилых помещений 1-2 площадью 48,3 кв.м, расположенных в здании госпиталя, исчисляется с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г., что составляет 12 месяцев (1 год). Данный период подтвержден договорами на оказание коммунальных услуг, заключенных Локтевой Г.Н.. в связи с осуществлением ею предпринимательской деятельности и использованием под буфет помещений 1-2 в здании госпиталя лит.1 по <адрес>. В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Так, между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» заключен Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № для оказания услуг по определению рыночной стоимости права аренды федеральных объектов недвижимого имущества, включаемых в указанный контракт по поручению Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Производить расчет суммы неосновательного обогащения по объектам недвижимого имущества, являющегося собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, необходимо на основании официальных сведений, представленных ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ». Согласно оценочному отчету № от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденному директором Ульяновского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», рыночная стоимость права пользования нежилыми помещениями 1-2 на первом этаже площадью 48,3 кв. м в здании госпиталя, расположенного по <адрес> (без учета НДС и расходов на содержание и эксплуатацию), составляет за год 162 288 рублей. Таким образом, размер суммы неосновательного обогащения составляет 162 288 руб. Просит взыскать с Локтевой Г.Н. сумму неосновательного обогащения в размере 162 288 руб.

 В судебное заседание представитель истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен.

 Ответчица Локтева Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. В ходе судебного разбирательства она поясняла, что она ранее являлась индивидуальным предпринимателем и действительно занимала указанное истцом помещение для буфета с продовольственными и непродовольственными товарами, договор аренды на эти помещения она не заключала и арендную плату не платила, но оплачивала коммунальные услуги за тепло, свет, воду по договорам, она обращалась в адрес руководителя ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ с письмами, в которых просила о разрешении арендовать помещение, но ответа не получила, и в марте 2012 г. освободила помещение. С июля 2012 г. это помещение занимала ФИО3, которая согласовала открытие там торговой точки с начальником филиала № 4 ФГКУ «354 ВКГ» Минобороны России, и с 3 квартала 2012 г. отчитывалась и оплачивала налоги за эту торговую точку в ИФНС по Засвияжскому району. ДД.ММ.ГГГГ между ней и ФИО3 было заключено соглашение, в котором установлено, что в связи с освобождением ею помещения обязанности по оплате коммунальных услуг возлагаются на ИП ФИО9. до момента переоформления договоров на себя. Указанные истцом помещения она в 2012 г. занимала лишь в январе и феврале, доказательств, что она не занимала их до июля 2012 г., у нее нет. Кроме того, считает, что истец не вправе предъявлять к ней требования о взыскании суммы, т.к. его право на указанное помещение не зарегистрировано в установленном порядке.Выслушав ответчицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Сторонам разъяснялась ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.

 Судом установлено, что в собственности Российской Федерации находится здание госпиталя (нежилое, № лит.1) общей площадью 3963 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>,

 Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № указанный объект федерального имущества закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, право оперативного управления подтверждается и свидетельством о государственной регистрации права

 Приказом Министра обороны РФ от17.12.2010 г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» объекты недвижимого имущества переданы на баланс территориальных управлений имущественных отношений Министерства обороны РФ, в соответствии с приложением № 4 к данному приказу ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» реорганизована путем присоединения в ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время – ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации).

 Таким образом, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» является правопреемником ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района».

 В соответствии с п/п. «б» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. В целях организации мероприятий по контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью недвижимого имущества ВС РФ и подведомственных МО Российской Федерации организаций приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 г. № 1830 утвержден соответствующий порядок проведения указанных мероприятий, одной из форм которых является проверка порядка использования недвижимого имущества путем выезда комиссии на соответствующие объекты, принадлежащие РФ в лице МО РФ. Результат проверки оформляется в форме акта проверки.

 Согласно п. 3 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

 В целях проверки порядка использования и состояния недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, приказом ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № создана специальная комиссия для проведения соответствующей проверки объекта федеральной собственности - здания госпиталя, лит.1, расположенного по <адрес>. В соответствии с данным приказом ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации проведена проверка объекта недвижимого имущества - нежилого здания лит.1, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3963 кв. м, которой был выявлен ряд нарушений федерального законодательства. В частности, установлено, что Локтева Г.Н., являвшаяся индивидуальным предпринимателем, занимала часть нежилых помещений проверяемого объекта недвижимого имущества, указанных в акте проверки, без документов, подтверждающих право нахождения в этих помещениях, а именно занимала нежилые помещения 1-2. площадью 48,3 кв.м, которые использовала под буфет для продажи продуктов питания и промышленных товаров. В акте проверки зафиксированы все имеющиеся нарушения с фотофиксацией объекта, подробным его описанием и приложением всех правоустанавливающих документов. Составленный акт проверки подписан членами комиссии и утвержден руководителем учреждения.

 В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

 Согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом иди собственником сдавать имущество в аренду.

 В соответствии со сь.651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

 Согласно п.1 ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

 Существует определенный порядок, в соответствии с которым сторонние организации могут занимать нежилые помещения, являющиеся объектами федеральной собственности, находящиеся на праве оперативного управления у казенного учреждения. В частности, в данном случае он должен соответствовать положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 г. № 767. Порядок заключения договоров аренды утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.05.2011 г. № 640 «Об утверждении Порядка передачи в аренду федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации федеральными автономными, бюджетными и казенными учреждениями».

 Как установлено в ходе судебного разбирательства, Локтева Г.Н.. являвшаяся индивидуальным предпринимателем, использовала недвижимое имущество – помещения 1-2. площадью 48,3 кв.м госпиталя по адресу: <адрес>,, под буфет для продажи продуктов питания и промышленных товаров, в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, без внесения платы за пользование указанными помещениями. Данные обстоятельства не отрицались ответчицей в ходе судебного разбирательства.

 Истец просит взыскать с ответчицы сумму неосновательного обогащения в размере 162 288 руб.

 Обязательства вследствие неосновательного обогащения регламентированы главой 60 ГК РФ.

 В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли

 В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» заключен Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № для оказания услуг по определению рыночной стоимости права аренды федеральных объектов недвижимого имущества, включаемых в указанный контракт по поручению Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

 Согласно оценочному отчету № от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденному директором Ульяновского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», рыночная стоимость права пользования нежилыми помещениями 1-2 на первом этаже площадью 48,3 кв. м в здании госпиталя, расположенного по <адрес> (без учета НДС и расходов на содержание и эксплуатацию), составляет за год 162 288 руб.

 Как следует из искового заявления и приложенного к нему расчета, указанная истцом сумма неосновательного обогащения в размере 162 288 руб. определена за период с -01.01.2012 г. по 31.12.2012 г.

 По утверждению ответчицы, в 2012 г. она пользовалась указанными нежилыми помещениями лишь в январе и феврале, а с марта 2012 г. прекратила пользоваться ими, при этом договоры на предоставление коммунальных услуг она не расторгала.

 Из материалов дела усматривается, что с июля 2012 г. указанными нежилыми помещениями пользовалась ИП ФИО3 Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду доказательствами, в том числе решением Арбитражного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ г., налоговыми декларациями ИП ФИО3, ответом на запрос суда ИФНС по Засвияжскому району г.Ульяновска, из которого следует, что ФИО3 представила в инспекцию декларации по ЕНВД за 3 и 4 кварталы 2012 г., в данных декларациях (за июль. Август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2012 г.) указан адрес осуществления деятельности ФИО4 – <адрес>.

 Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования истца о взыскании с ответчицы суммы неосновательного обогащения обоснованными.

 В связи с тем, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что с июля 2012 г. указанными помещениями пользовалась ИП ФИО3, ответчицей не отрицается факт вользования данными пмещеиями в январе-феврале 2012 г., но при этом не представлены доказательства, что она не пользовалась помещениями до июля 2012 г., при этом заключенные ею договоры на предоставление коммунальных услуг не были расторгнуты, суд приходит к выводу, что с ответчицы подлежит взысканию в пользу истца сумма неосновательного обогащения за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. включительно в размере 81 144 руб.

 Доводы ответчицы об отсутствии у истца оснований требовать взыскания с нее суммы неосновательного обогащения в связи с тем, что за ним не зарегистрировано право на указанные помещения, суд считает несостоятельными, поскольку, как следует из материалов дела, указанное имущество является собственностью Российской Федерации, право оперативного управления на здание госпиталя по <адрес> зарегистрировано в установленном порядке за ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района», правопреемником которого является истец.

 В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчицы подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России) удовлетворить частично.

 Взыскать с Локтевой Г.Н. в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации сумму неосновательного обогащения в размере 81 144 рубля.

 В удовлетворении остальной части иска отказать.

 Взыскать с Локтевой Г.Н. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 2634 рубля.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска.

 Судья О.П.Тихонова