ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-689/202018МА от 18.03.2020 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-689/2020 18 марта 2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего – судьи Благодёровой А.Н.,

при секретаре Рычиной Е.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании задолженности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании задолженности, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что работает у ответчика в должности бухгалтера с 21 ноября 2012 г.

В январе 2020 г. ей начислена и выплачена материальная помощь из фонда оплаты труда в размере 2 должностных окладов без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер недоплаченной суммы составил 22 299 рублей.

Недоплата выплаченной в 2019 г. материальной помощи и не включение ее в средний заработок повлекли неверное исчисление среднего заработка при предоставлении отпуска, задолженность составила 3 267 рублей 32 копейки, размера компенсации за неиспользованный отпуск, задолженность составила 1 633 рубля 80 копеек.

Просит суд взыскать с ответчика сумму в размере 22 299 рублей, составляющую задолженность по районному коэффициенту и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, недоплаченную к материальной помощи, сумму в размере 3 267 рублей 32 копейки, составляющую задолженность по расчету отпускных выплат, сумму в размере 1 633 рубля 80 копеек, составляющую задолженность по расчету компенсации за неиспользованный отпуск, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В судебном заседании истец требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные в материалы гражданского дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон № 4520-1) устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Статьями 10 и 11 указанного Закона предусмотрены выплаты районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии с положениями статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 ТК РФ).

В соответствии со статьями 316 и 317 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Как установлено судом и подтверждается представленными в деле доказательствами, ФИО1 работает в ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в должности бухгалтера 1 категории с 21 ноября 2012 г.

В соответствии с пунктом 4.1 трудового договора от 21 ноября 2012 г. № 47 оплата труда работника ФИО1 осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и приказом МВД России от 27 августа 2008 г. № 751.

В судебном заседании истец пояснила, что в нарушение указанных положений, материальная помощь в 2019 году и в 2020 году выплачена без районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, что повлекло неверное определение размера ее среднего месячного заработка и, как следствие, недоплату отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Данное обстоятельство представитель ответчика не оспаривал, вместе с тем ссылался на то, что правовых оснований для начисления районного коэффициента и процентной надбавки на сумму выплаченной истцу материальной помощи не имеется.

Рассматривая доводы сторон о наличии или отсутствии правовых оснований для начисления коэффициента и надбавок на выплаченную истцу материальную помощь, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с пунктом 1 Разъяснений Минтруда России от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 г. № 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.

Таким образом, районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера применяются лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации, т.е. являются составной частью заработной платы (фактический заработок), и носят систематический, а не единовременный (разовый) характер.

МВД России издан приказ от 27 августа 2008 г. № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» вместе с Порядком определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, их заместителей, главных бухгалтеров, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России.

В соответствии с подпунктом 2.6 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России (приложение № 5), годовой фонд оплаты труда гражданского персонала учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты, в том числе материальной помощи - в размере 1 оклада.

Согласно пункту 3 указанного Порядка, фонд оплаты труда гражданского персонала формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; иных выплат компенсационного характера, устанавливаемых работникам в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами МВД России.

В силу пункта 7.1.14 Отраслевого соглашения по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел Российской Федерации на 2015-2017 годы, утв. 30 декабря 2014 г., а также Отраслевого соглашения Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утв. 28 августа 2017 г., работодатели оказывают работникам организаций системы МВД России (работникам Росгвардии) материальную помощь (как правило, при уходе в отпуск) в размере двух окладов (должностных окладов) в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Оказывают работникам органов и организаций Росгвардии материальную помощь (как правило, при уходе в отпуск) в размере двух окладов (должностных окладов), производят гражданским служащим при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска единовременную выплату в размере двух месячных окладов денежного содержания один раз в год.

На основании п. 7.2 Отраслевого соглашения к денежному содержанию гражданских служащих и заработной плате работников организации системы МВД России, проходящих службу, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются коэффициенты (районные, за службу, работу в высокогорных районах, за службу, работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации для граждан, работающих в этих районах и местностях.

Из изложенного следует, что в систему оплаты труда гражданского персонала (в том числе истца) подлежат включению те выплаты, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.

К денежному содержанию гражданских служащих и заработной плате работников органов и организаций Росгвардии, проходящих службу, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются коэффициенты (районные, за службу, работу в высокогорных районах, за службу, работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации для граждан, работающих в этих районах и местностях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ежегодно выплачиваемая работнику сумма материальной помощи носит регулярный характер, включена в состав годового фонда оплаты труда, поэтому на нее подлежит начислению районный коэффициент и процентная надбавка.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что на основании заявления истца, в январе 2020 г. истцу начислена и выплачена материальная помощь в размере 2 окладов в сумме 14 866 рублей.

Районный коэффициент и северная надбавка на указанную сумму работодателем не начислялись, в связи с чем размер недоплаты составил 22 299 рублей.

Расчет истца проверен судом, признан арифметически верным, ответчиком не оспаривается.

В указанной части требование истца подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования истца о взыскании суммы в размере 3 267 рублей 32 копейки, составляющей задолженность по расчету отпускных выплат, суммы в размере 1 633 рубля 80 копеек, составляющей задолженность по расчету компенсации за неиспользованный отпуск, суд приходит к следующему.

Судом установлено, не оспаривается сторонами, что в апреле 2019 г. истцу была начислена и выплачена материальная помощь в размере 14 252 рубля. Районный коэффициент и северная надбавка на указанную сумму работодателем не начислялись

Вступившим в законную силу решением Магаданского городского суда от 1 октября 2019 г. по гражданскому делу № 2-2869/2019 по исковому заявлению ФИО3 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании задолженности по выплате материальной помощи, компенсации морального вреда, с учетом определения об исправлении описки, с ответчика в пользу истца взыскана сумма, составляющая задолженность по районному коэффициенту и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях недоплаченную к материальной помощи, за апрель 2019 г. в размере 21 378 рублей.

При рассмотрении указанного дела суд установил, что истцу выплачена материальная помощь в размере двух должностных окладов в сумме 14 252 рубля. ФИО1 не выплачены денежные средства в сумме 21378 руб., из расчета: (7126 рублей х2) х 2,5 (районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера) - 14252 рубля (сумма фактически выплаченной истцу материальной помощи).

В связи с этим суд пришел к выводу о взыскании с ответчика задолженности по выплате материальной помощи за апрель 2019 г. в размере 21378 рублей, из которой подлежат удержания, предусмотренные действующим законодательством.

Из материалов настоящего дела следует, что приказом от 25 октября 2019 г. № 97 л/с ФИО1 предоставлена часть основного оплачиваемого отпуска в количестве 28 календарных дней, с 25 ноября по 22 декабря 2019 г. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней заменена денежной компенсацией.

В силу положений статьи 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Ответчиком не оспаривается, что при расчете истцу среднего заработка районной коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, недоплаченные к материальной помощи за апрель 2019 г. в размере 21 378 рублей не учитывались.

При таких обстоятельствах, ответчиком при расчете отпускных сумм при предоставлении истцу в 2019 году отпуска неверно исчислен средний заработок, что повлекло недоплату в размере 3 267 рублей 32 копейки при выплате отпускных и в размере 1 633 рубля 80 копеек при выплате компенсации за неиспользованный отпуск.

Расчет истца является арифметически верным, ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах требования истца являются законными и обоснованными.

Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика после предусмотренных действующим законодательством удержаний.

Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у работника нравственных страданий предполагается и не требует дополнительного доказывания.

Истец просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Поскольку доводы истца о нарушении её трудовых прав на своевременное и в полном объеме получение оплаты труда нашли свое подтверждение, у истца возникло право требования компенсации морального вреда.

Учитывая требования разумности и справедливости, период нарушения трудовых прав истца, характер причиненных истцу страданий, указанных истцом, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании задолженности, компенсации морального вреда, - удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в пользу ФИО1 недоплаченную к материальной помощи задолженность по районному коэффициенту и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 22 299 рублей, по расчету отпускных выплат в размере 3 267 рублей 32 копейки, по расчету компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 633 рубля 80 копеек, всего 27 200 рублей 12 копеек, произведя предусмотренные действующим законодательством удержания.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 23 марта 2020 г.

Судья А.Н. Благодёрова