№ 2-689/2022
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Хавроновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «», в котором просит обязать в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить средства измерения массы твердых коммунальных отходов на полигоне твердых коммунальных отходов , расположенном по адресу: 1 в км. на юг.
Исковые требования мотивированы тем, что при проверке исполнения требований федерального законодательства при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов выявлены факты непринятия администрацией МО «» мер по оборудованию средствами изменения массы твердых коммунальных отходов санкционированного полигона твердых бытовых отходов общей площадью кв.м., расположенного по адресу: 1 в км. на юг, предназначенного для захоронения отходов. На полигоне твердых бытовых отходов на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, транспортировке, обработке и размещению отходов I-IV класса опасности в соответствии лицензией осуществляет ИП К.Н.Д.ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «» и ИП К.Н.Д. заключено дополнительное соглашение к договору № аренды комплекса нежилых строений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 4 которого арендодатель обязуется установить на полигоне твердых бытовых отходов систему весового контроля. До настоящего времени полигон твердых бытовых отходов не оборудован средствами массы твердых коммунальных отходов, что не позволяет вести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, следовательно, вести точный учет заполняемости полигона, необходимого для внесения в территориальную схему обращения с отходами. Предписание прокуратуры ответчиком не исполнено.
В судебном заседании представитель истца Ф.А.О. исковые требования поддержала, уточнила в части срока, просила обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить средства измерения массы твердых коммунальных отходов на полигоне твердых коммунальных отходов , расположенном по адресу: 1 в км. на юг.
Представитель администрации МО «» Н.Р.Ш., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования с учетом уточнения признал.
Представитель третьего лица ИП К.Н.Д., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, М.А.А. не возражал против удовлетворения иска.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статей 10, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Единые требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее – Единые требования).
В соответствии с пунктом 29 Единых требований на объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры по защите от свободного доступа посторонних лиц, обеспечению контроля доступа на территорию и к техническим средствам объектов. Указанные объекты должны быть оборудованы системой весового контроля, автоматизированной системой учета и передачи в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов информации о количестве поступающих на объект отходов, количестве образуемых на объектах отходов, количестве получаемой из твердых коммунальных отходов продукции, количестве захороненных твердых коммунальных отходов.
Пунктом 9 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил, согласно которому коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов (пункт 10 названных Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов).
В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Как усматривается из материалов дела, на территории муниципального образования «» действует санкционированный полигон твердых бытовых отходов общей площадью 157,4 кв.м., расположенный по адресу: 1 в км. на юг, собственником которого является МО «».
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ объект «Полигон твердых бытовых отходов » включен в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением номера №.
На основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 01.08.20118 №, договора аренды комплекса нежилых строений от ДД.ММ.ГГГГ№ эксплуатация полигона твердых бытовых отходов производится индивидуальным предпринимателем К.Н.Д., который осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обработке и размещению отходов I -IV класса опасности в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки исполнения требований федерального законодательства при эксплуатации полигона установлено, что полигон твердых бытовых отходов до настоящего времени не оборудован средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Факт выявленного нарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле. В судебном заседании представитель ответчика исковые требования признал.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно части 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможность принятия судом признания иска ответчиком, не установлено. Последствия принятия судом признания иска, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представителю ответчика известны, признание иска заявлено лицом, уполномоченным на совершение такого процессуального действия, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Прокурор вправе предъявить исковые требования в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае предъявление прокурором исковых требований в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защиты прав в том числе жителей муниципального образования, поскольку отсутствие средств измерения на полигоне твердых бытовых отходов не позволяет вести учет объема, массы твердых коммунальных отходов, заполняемости полигона, что необходимо для внесения в территориальную схему обращения с отходами, и в результате приводит к нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, рациональное использование природных ресурсов.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание доводы истца, мнение других лиц, участвующих в деле, обстоятельства дела, считает возможным установить срок исполнения решения суда 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «» освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО «» (ИНН №) в течение месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить средства измерения массы твердых коммунальных отходов на полигоне твердых коммунальных отходов , расположенном по адресу: 1 в км. на юг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю.Семенова
Решение в окончательной форме принято 20 сентября 2022 года.