УИД 37RS0021-01-2019-000901-62 Копия
№ 2-68/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<ДД.ММ.ГГГГ> г. Фурманов Ивановской области
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Слепченковой Л.В.,
при секретаре Молчановой М.А.,
с участием истицы ФИО1 и ее представителей ФИО2 и ФИО3,
представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонного) ФИО4,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» по Ивановской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонному) о включении периодов работы в стаж для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности включить в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% периоды работы ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в Приволжской районной контрольно-семенной лаборатории Ивановской области, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в Приволжской государственной семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области, возложении обязанности назначить ФИО1 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии на весь период проживания в сельской местности с <ДД.ММ.ГГГГ>.
Исковое заявление мотивировано тем, истица является получателем страховой пенсии. Согласно трудовой книжке с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> истица работала Приволжской государственной семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области, с <ДД.ММ.ГГГГ> переведена на должность <данные изъяты> Приволжской государственной семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области. <ДД.ММ.ГГГГ> истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете пенсии по ч. 14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях". <ДД.ММ.ГГГГ> вынесено решение об отказе в перерасчете пенсии в виду отсутствия требуемого стажа. С данным решением истица не согласна, поскольку в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> она проработала в сельском хозяйстве, что подтверждается ее трудовой книжкой. Приволжская государственная семенная инспекция Фурмановского района Ивановской области и Приволжская районная контрольно-семенная лаборатория Ивановской области подчинялись Министерству сельского хозяйства РСФСР, Государственному агропромышленному комитету РСФСР, Министерству сельского хозяйства и промышленности в РФ, подтверждением служат печати в трудовой книжке (л.д.4-6).
В судебном заседании истица ФИО1 и ее представители С.А.МБ. и ФИО3 иск поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям, представив дополнительные письменные пояснения по иску и заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 25000 рублей (л.д. 125-127, 222-223).
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонного) ФИО4 возражал против заявленных исковых требований, представив письменные возражения на иск. Согласно данным возражениям, исходя из Общего классификатора видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства. При этом растениеводство – это выращивание и разведение всех видов многолетних культур и рассады, а животноводство – выращивание и разведение всех видов сельскохозяйственных животных. Предоставление же услуг в области растениеводства и животноводства (в том числе послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация, а также содержание и уход за сельскохозяйственными животными) относится к деятельности, вспомогательной по отношению к сельскому хозяйству. Поскольку застрахованные лица организаций, оказывающих услуги в области растениеводства или животноводства не относятся к работникам организаций (структурных подразделений) по производству сельскохозяйственных культур и (или) животных, то право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии у них отсутствует. Документов, подтверждающих, что основным видом деятельности семенной лаборатории и семенной инспекции являлось сельское хозяйство, истцом не представлено, следовательно, Управлением было правомерно отказано в перерасчете пенсии (л.д. 38-39).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ивановской области Л.А.ВБ. иск С.И.ВБ. поддержал, представив письменный отзыв. Согласно данному отзыву, в распоряжении филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ивановской области и архивах не имеется никаких учредительных документов Приволжской районной контрольно-семенной лаборатории Ивановской области. В отношении Приволжской городской семенной инспекции <адрес> имеются Положение о районной государственной семенной инспекции от <ДД.ММ.ГГГГ>. и Положение о государственных семенных инспекциях системы министерства сельского хозяйства РСФСР от <ДД.ММ.ГГГГ> Филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Ивановской области является правопреемником ФГУ «Государственной семенной инспекции по Ивановской области», которая является правопреемником Ивановской областной контрольно-семенной лаборатории, но в распоряжении филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ивановской области отсутствуют подтверждающие данный факт документы. Согласно приказу <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> старший техник-лаборант и лаборант осуществляли следующие трудовые обязанности: проводили анализ семян на всхожесть, влажность, абсолютный вес, зараженность вредителями. Согласно должностной инструкции ведущего агронома филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ивановской области у лаборанта-техника и ведущего агронома схожие должностные обязанности. Ведущий агроном филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ивановской области также, как и лаборант Приволжско-районной семенной лаборатории Ивановской области осуществляет именно сельскохозяйственную деятельность, а не вспомогательную, так как согласно ОКВЭД деятельность специалистов филиала ФГБУ «Россельхозцентр» относится к классу 01 – растениеводство, который, в свою очередь, находится в разделе А – Сельское хозяйство. Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей предусмотрена должность лаборанта (агрохимической, семенной) лаборатории (…), основным видом деятельности которых является сельское хозяйство. Таким образом, можно сделать вывод о том, что и лаборант-техник, и старший лаборант-техник Приволжской городской семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области осуществляли сельскохозяйственную деятельность, а не вспомогательную. Следовательно, гражданка ФИО1 проработала <данные изъяты> лет в сельскохозяйственной деятельности.
Заслушав участвующих в деле лиц, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно трудовой книжке истицы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> С.И.ВВ. работала Приволжской контрольно-семенной лаборатории Ивановской области в должности <данные изъяты> (данная запись в трудовой книжке заверена подписью заведующей контрольно-семенной лаборатории и оттиском печати Приволжской районной контрольно-семенной лаборатории Ивановской области Министерства сельского хозяйства РСФСР), с <ДД.ММ.ГГГГ> переведена на должность <данные изъяты>, (запись в трудовой книжке о переводе заверена подписью начальника государственной семенной инспекции и оттиском печати Министерства сельского хозяйства РСФСР Приволжской государственной семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области), <ДД.ММ.ГГГГ> на основании проведенной аттестации ФИО1 присвоено звание агронома 1 категории, <ДД.ММ.ГГГГ> истица освобождена от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию (л.д. 14-17, 18).
Судом установлено, что истице ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> г.р., с <ДД.ММ.ГГГГ> назначена трудовая пенсия по старости на основании ст. 10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 10).
С момента вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона №400-ФЗ) с <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.
Из материалов пенсионного дела ФИО1 следует, что решением ГУ – УПФР в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонного) (Приволжск) от <ДД.ММ.ГГГГ><№> ФИО1 отказано в перерасчете пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, предусмотренного ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». ФИО1 не зачтены в специальный стаж периоды с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> – <данные изъяты>, Приволжская семенная лаборатория, так как нет документального подтверждения, что основным видом деятельности семенной лаборатории являлось сельское хозяйство; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> – <данные изъяты>, агроном 1 категории, государственная семенная инспекция, так как нет документального подтверждения, что основным видом деятельности семенной инспекции являлось сельское хозяйство (л.д. 11-12).
В ответе Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ><№> указано, что в стаж работы в сельском хозяйстве, дающим право на повешение фиксированной выплаты к страховой пенсии, у истицы зачтен период ее работы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. в должности <данные изъяты> в Приволжской семенной инспекции (л.д. 48-49).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
<ДД.ММ.ГГГГ> постановлением Правительства РФ <№> утвержден Список работ, производств, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии пунктом 1 раздела «Наименование работ, производств сельского хозяйства» и раздела «Наименование профессий, должностей, специальностей» Списка в отрасли растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию) засчитывается в стаж сельскохозяйственных работ, в числе прочего, работа в качестве агронома всех наименований, заведующего лабораторией (агрохимической, семенной).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№> «О внесении изменений в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» в Список внесены дополнительные профессии, должности и специальности. Указанное постановление вступило в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ> и распространяется на правоотношения, возникшие с <ДД.ММ.ГГГГ> В разделе 4 Списка право на установление повышенного размера фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве предоставляется гражданам, работавшим в сельском хозяйстве на территории Российской Федерации (бывшей СССР) до <ДД.ММ.ГГГГ> независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности. Должность «лаборант семенной лаборатории» присутствует в Списке.
Возражения ответчика о том, что Списком предусмотрена должность лаборанта при условии основного вида деятельности - сельское хозяйство, суд отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Из буквального толкования новой редакции Списка следует, что имеется в виду основной вид деятельности – сельское хозяйство других организаций, поставленных в данном пункте наряду с (агрохимической, семенной) лабораторией, производственной лабораторией (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственным кооперативом, артелью.
Вместе с тем, из совокупности представленных по делу доказательств следует, что деятельность контрольно-семенных лабораторий и государственных семенных инспекций находилась в ведении Министерства сельского хозяйства (что следует, в том числе, из оттисков печатей). Согласно Положению о районной государственной семенной инспекции, утвержденной <ДД.ММ.ГГГГ>, ее основными задачами являлись: обеспечение дальнейшего развития семенного контроля, направленного на создание семенных фондов с высокими сортовыми и посевными качествами и урожайными свойствами, выполнение продовольственной программы СССР, решений партии и Правительства, постановлений, приказов, инструкций и указаний Госагропрома РСФСР и областной государственной семенной инспекции по вопросам компетенции инспекции, проверка посевных качеств семян всех сельскохозяйственных культур, имеющихся в колхозах, совхозах, предприятиях и организациях всех систем и ведомств, оформление и выдача документов о пригодности семян к посеву, осуществление инспектирования колхозов, совхозов, заготовительных, торговых и других предприятий и организаций системы Комитета за соблюдением государственных стандартов на семена, за соблюдением технологической дисциплины в период возделывания и уборки семеноводческих и семенных посевов и посадок, подготовки и хранения семенного материала, а также при его реализации; за правильным проведением апробации сортовых посевов; за своевременно подготовкой высококачественных семян для интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур; организация помощи колхозам, совхозам, заготовительным, торговым и другим предприятиям и организациям системы Комитета в подготовке высококачественного семенного материала (л.д. 110-115)
Государственные семенные инспекции относятся к системе министерства сельского хозяйства, организованы в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от <ДД.ММ.ГГГГ><№> приказом министерства сельского хозяйства РСФСР от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, осуществляют систему государственных мероприятий по контролю и инспектированию за семенными посевами, качеством, хранением и подготовкой к посеву семян сельскохозяйственных культур в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях (л.д. 116-121).
В настоящий момент ФГБУ «Россельхозцентр» является правопреемником федеральных государственных учреждений государственных семенных инспекций по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных станций защиты растений, функции полномочного учредителя которого осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (л.д.183-216).
Изложенное свидетельствует о принадлежности Приволжской контрольно-семенной лаборатории Ивановской области и Приволжской государственной семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области к числу производств сельского хозяйства в области растениеводства.
Приведенные истицей данные подтверждают фактическое осуществление ею в течение всего времени работы в контрольно-семенной лаборатории и семенной инспекции обязанностей лаборанта и агронома, включенных в раздел «Наименование профессий, должностей, специальностей» Списка.
В пользу приведенных выводов косвенно свидетельствуют и благодарственное письмо ФИО1 за долголетний добросовестный труд в системе сельского хозяйства (л.д. 19), а также пояснения истицы и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО5 о видах деятельности работников семенной инспекции, контрольно-семенной лаборатории, о работе в области растениеводства, в том числе в поле, непосредственно связанной с посевными, с проверкой всхожести, проверкой наличия карантинных семян. Кроме того, постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 29.12.1988г. №670 утвержден Перечень должностей работников предприятий
и организаций сельского хозяйства, занятых непосредственно на работах
с вредными и особо вредными условиями труда, которым могут
устанавливаться повышенные оклады и доплаты, согласно которому работникам семенных лабораторий и государственных инспекций назначались соответствующие доплаты в связи с вредными и особо вредными условиями труда в сельском хозяйстве.
С учетом изложенного, по мнению суда, требование ФИО1 о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в Приволжской районной контрольно-семенной лаборатории Ивановской области, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в Приволжской государственной семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области, - является правомерным и подлежит удовлетворению, что свидетельствует о незаконности решения ответчика, обжалованного в судебном порядке.
Таким образом, период работы ФИО1 в сельском хозяйстве составляет более 30 лет, что предоставляет ей право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, начиная с <ДД.ММ.ГГГГ>.
Иные доводы сторон не влияют на изложенные выводы суда.
Истица ФИО1 просит взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 рублей. В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя. Факт несения данных расходов в размере 25000 рублей подтверждается договором на оказание юридических услуг от <ДД.ММ.ГГГГ> и квитанцией об оплате от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 53-55, 57). С учетом требований разумности и справедливости, исходя из специфики данной категории дела, времени нахождения дела на рассмотрении в суде, объема оказанных представителем услуг, количества судебных заседаний, суд считает, что расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещениюв размере 15000рублей. Следовательно, с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонного) суд взыскивает в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонному) о включении периодов работы в стаж для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости удовлетворить в полном объеме.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонного) от <ДД.ММ.ГГГГ><№> об отказе в перерасчете пенсии незаконным.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) обязанность включить в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% периоды работы ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в Приволжской районной контрольно-семенной лаборатории Ивановской области, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в Приволжской государственной семенной инспекции Фурмановского района Ивановской области.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) обязанность назначить ФИО1 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии на весь период проживания в сельской местности с <ДД.ММ.ГГГГ>
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фурмановском муниципальном районе Ивановской области (межрайонного) в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Л.В.Слепченкова
Мотивированное решение изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>.
Копия верна. Судья: Л.В. Слепченкова
Секретарь: М.А. Молчанова
<ДД.ММ.ГГГГ>