ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-68/2014 от 17.06.2014 Собинского городского суда (Владимирская область)

 Дело № Р_ 2 - 68 / 2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 17 июня 2014 г.

 Собинский городской суд Владимирской области в составе:

 председательствующего судьи Шульга В.В.

 при секретаре Балясниковой Е.Г.

 с участием

 прокурора Корсакова А.Ю.

 представителей ответчика ФИО1, ФИО2

 ( доверенность от дд.мм.гггг. №...)

 представителя третьего лица ФИО3

 ( доверенность от дд.мм.гггг. №...)

 представителей третьего лица ФИО4, ФИО5

 ( доверенности от дд.мм.гггг., от дд.мм.гггг.)

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Радужный Владимирской области гражданское дело по иску Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах ФИО6 к ООО «Строитель плюс» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет платы за потребленные коммунальные услуги

 У С Т А Н О В И Л:

 Владимирский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд в интересах ФИО6 с иском к управляющей компании ООО «Строитель плюс» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет платы за потребленные коммунальные услуги, указывая, что в ходе прокурорской проверки заявления гражданина, проживающего в доме <...> и получающего коммунальные услуги в виде горячего водоснабжения и отопления, были выявлены нарушения законодательства в действиях управляющей компании ООО «Строитель плюс» (ст.157 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Незаконные действия ответчика выразились в неправильном начислении платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» по двухкомпонентному тарифу, тогда как постановлением Департамента цен и тарифов администрации <...> от дд.мм.гггг. №... на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. для ЗАО «Радугаэнерго» ЗАТО г.Радужный тариф на горячую воду для населения установлен в размере <данные изъяты> руб./куб.м. В этой связи переплата для гражданина за предоставленную услугу составила с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - <данные изъяты> руб., что причинило гражданину имущественный ущерб в данной сумме. С учетом требований законодательства и тарифа на тепловую энергию управляющая компания вправе производить один раз в год корректировку платы за отопление за истекший год ( п/п «б» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Последняя корректировка платы за отопление производилась ФИО6 за дд.мм.гггг., в этой связи ООО «Строитель плюс» вправе произвести перерасчет платы за отопление только за дд.мм.гггг., поскольку дд.мм.гггг. еще не подошел к концу. Однако ответчик произвел корректировку платы за отопление за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., то есть за <данные изъяты> месяцев. Сумма доначислений в результате незаконной корректировки составила <данные изъяты>. ( <данные изъяты> руб. за 1 кв.м), причинив потребителю ФИО6 материальный ущерб в данной сумме. Кроме того, платежный документ, предъявляемый потребителю для оплаты коммунальных услуг, не соответствует форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг. №354, и подлежит приведению в соответствии с формой, установленной постановлением Правительства. Учитывая, что отношения по управлению многоквартирным домом регулируются законодательством о защите прав потребителей, то, при нарушении прав потребителей и не устранении нарушений в добровольном порядке, потребитель вправе требовать возмещение морального вреда, сумма которого определяется судом и не зависит от размера возмещения материального вреда, и взыскание штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя ( ст.ст.15, п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей).

 В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан в сфере обеспечения права на жилище и обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконными действия управляющей компании ООО «Строитель плюс» по начислению ФИО6 в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» по двухкомпонентному тарифу, обязать выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно, исходя из установленного постановлением Департамента цен и тарифов администрации <...> от 30.11.2012г. N 34/2 тарифа на горячую воду для населения в размере <данные изъяты> руб./куб. м, признать незаконными действия управляющей компании по осуществлению ФИО6 корректировки платы за предоставленную коммунальную услугу «отопление» за период дд.мм.гггг.- дд.мм.гггг., обязать произвести перерасчет корректировки платы за предоставленную коммунальную услугу, выполнив её в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства за календарный год, привлечь управляющую компанию ООО «Строитель плюс» к ответственности, предусмотренной ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскать с ООО «Строитель плюс» в пользу ФИО6 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., обязать управляющую компанию привести платежные документы за коммунальные услуги в части услуги «горячее водоснабжение» ФИО6 за дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг. в соответствии с п.70 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.

 В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснил, что, в порядке ст.45 ГПК РФ, незаконные действия управляющей компании ООО «Строитель плюс» при оказании коммунальных услуг гражданам жилого многоквартирного дома, в частности, по услуге «горячее водоснабжение» и корректировке платы за отопление, нарушают права граждан как потребителей, данные нарушения выявлены в ходе прокурорской проверки, и вызвали обращение прокурора в суд. Требования прокурора обусловлены нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, постановлений Департамента цен и тарифов <...> для ресурсоснабжающей организации ЗАО «Радугаэнерго». Соглашаясь, что частично требования прокурора исполнены ответчиком добровольно, настаивал на удовлетворении иска в целом, просил взыскании в пользу потребителя ФИО6 компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. и штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом потребителю.

 Истец ФИО6 в суд не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал и просил удовлетворить.    

 В силу п.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

 Представители ответчика исковые требования прокурора признали частично, согласились с выполнением корректировки за отопление за календарный год, а не <данные изъяты> месяцев, как было сделано ими ранее, и произвели данную корректировку соответственно отдельно за годам: отдельно за календарный год дд.мм.гггг. и календарный год дд.мм.гггг., привели форму платежного документа в соответствие с примерной формой, установленной п.70 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, представив в подтверждение платежные документы на имя ФИО6 за дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг. При этом возражали против требования прокурора по изменению тарифа коммунальной услуги «горячее водоснабжение» с двухкомпонентного за единицу измерения на однокомпонентный в размере <данные изъяты> руб./куб.м, полагали свои действия правильными. Дополнительно пояснили, что двухкомпонентный тариф на горячую воду установлен для населения Департаментом цен и тарифов администрации области, и по договору горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Радугаэнерго», на основании п.38 постановления Правительства от 06.05.2011 г. № 354, они производят оплату за поставленную услугу «горячее водоснабжение» именно по двухкомпонентному тарифу. В п.47 постановления Правительства РФ от 14 июля 2008г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» говорится, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения). Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети) (п.48). Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. Жилой дом №... оборудован прибором учета, позволяющим отслеживать ежедневно потребление жителями объема холодной воды и объема гигакалорий, затраченных на его подогрев, в связи с чем применение двухкомпонентного тарифа вполне обоснованно, расчеты между ними, как исполнителем коммунальных услуг, и ЗАО «Радугаэнерго, как ресурсоснабжающей организацией, происходят по показаниям прибора учета по двухкомпонентному тарифу. С учетом приведенных законодательных норм полагали, что с их стороны не имеется нарушений прав потребителя, их вина отсутствует, в связи с чем нет оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа в пользу гражданина (письменный отзыв на л.д. 97, 126)

 Представитель третьего лица - Администрации ЗАТО г.Радужный – по доверенности пояснила, что администрация представляет интересы жителей дома, проживающих в жилых помещениях по договору социального найма. Со стороны ООО «Строитель плюс» права нанимателей и администрации, как собственника жилых помещений муниципального жилого фонда, никоим образом не нарушаются. Жалоб со стороны жителей дома №... по начислениям за горячую воду в администрацию ЗАТО г.Радужный не поступало. Решение оставляет на усмотрение суда.

 Представители третьего лица –ЗАО «Радугаэнерго» - по доверенности пояснили, что между ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Радугаэнерго» и исполнителем ООО «Строитель плюс» заключен договор горячего водоснабжения от дд.мм.гггг. №.... Расчет по данному договору осуществляется с применением двухкомпонентного тарифа на услуги горячего водоснабжения. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения» утвержден типовой договор горячего водоснабжения, которым предусмотрено применение в расчетах с потребителями именно двухкомпонентный тариф. ЗАО «Радугаэнерго» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по производству, транспортировке, реализации тепловой энергии, а также оказанию услуг горячего и холодного водоснабжения на территории <...>. Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» на территории города все потребители услуг горячего водоснабжения, в том числе жилой фонд, оборудованы приборами учета горячей воды - теплосчетчиками, которые фиксируют потребление тепловой энергии в гигакалориях и объем горячей воды в кубических метрах. Теплосчетчики введены в эксплуатацию в качестве коммерческих и проходят периодическую метрологическую поверку. ЗАО «Радугаэнерго» осуществляет горячее водоснабжение потребителей <...> с использованием закрытой системы горячего водоснабжения.

 Постановлением Департамента цен и тарифов <...> от 30.11.2012г. № 34/2 «Об установлении тарифов на горячую воду» для ЗАО «Радугаэнерго» были установлены и введены в действие тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, с календарной разбивкой: с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Указанные тарифы были установлены в виде двух компонентов: компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Постановлением Департамента цен и тарифов <...> от 07.05.2013г. № 9/5 «О внесении изменений в некоторые постановления Департамента цен и тарифов <...>» были внесены изменения в постановление от 30.11.2012 г. № 34/2, которым Департамент утвердил тарифы на горячее водоснабжение как в виде тарифа на горячую воду в руб. за кубический метр, так и двухкомпонентный тариф (компонент холодной воды и компонент тепловой энергии на подогрев). Данные тарифы на горячую воду являются самостоятельными тарифами, не расшифровывающими друг друга.

 Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии. В соответствии с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», количество воды, поданной за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, подлежит коммерческому учету. Таким образом, расчеты объема поданной горячей воды должны производиться в соответствии с фактическими показаниями приборов учета с применением двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Правила горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. № 642, регламентируют отношения, в том числе, между организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, и абонентами, то есть физическими либо юридическими лицами, заключившими договор горячего водоснабжения. Оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. Так как энергопринимающие устройства потребителей оборудованы приборами учета горячей воды - теплосчетчиками, которые фиксируют потребление тепловой энергии в гигакалориях и объем воды в кубических метрах за определенный период времени, расчеты за горячую воду ведутся по двухкомпонентному тарифу, что согласуется с положениями Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 642. В соответствии с п.38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации. Поэтому, исполнитель коммунальных услуг, в данном случае ООО «Строитель плюс», при осуществлении расчета с жителями дома, согласно нормам Правил, обоснованно применяет двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение, применяемый со стороны ресурсоснабжающей организации ( письменные пояснения на л.д. 136 – 138).

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав заключение специалиста Департамента цен и тарифов администрации <...>, специалиста Государственной жилищной инспекции <...>, иные письменные документы, суд приходит к следующему.

 Из материалов дела следует, что ФИО6 проживает и зарегистрирован по адресу: <...>, совместно с членами семьи, является собственником ? доли в праве собственности на указанное жилое помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ( л.д. 108).

 На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу : <...>, о выборе управляющей компании от дд.мм.гггг., ООО «Строитель плюс», действуя на основании Устава от дд.мм.гггг. и данного решения, как управляющая компания – исполнитель, и Администрация ЗАТО г.Радужный, как собственник муниципального жилого фонда многоквартирного жилого дома, заключили договор управления многоквартирным домом (год постройки дд.мм.гггг.,. площадь жилого дома <данные изъяты> кв.м., площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома – <данные изъяты> кв.м, централизованное водоснабжение, отопление, водоотведение) ( л.д. 45, 54-64).

 Предметом договора является выполнение Управляющей компанией в течение согласованного срока за плату работ и услуг по управлению, содержанию, ремонту общего имущества и представлению коммунальных услуг в многоквартирном доме, а также осуществление иной направленной деятельности на достижение целей по управлению многоквартирным домом. Управляющая компания заключает договоры о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения собственников и нанимателей помещений коммунальными услугами: горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, газоснабжения (п. 2.1., п.2.9 Договора).

 ЗАО «Радугаэнерго» является юридическим лицом, предметом деятельности которого является осуществление деятельности по производству, транспортировке, реализации тепловой энергии, а также оказанию услуг горячего и холодного водоснабжения на территории <...>. Общество осуществляет непосредственное производство горячей воды с использование закрытой системы теплоснабжения, с самостоятельным забором холодной воды (л.д. 146).

 Первоначально постановлением Департамента цен и тарифов администрации <...> от 30.11.2012 г. № 34/2 для потребителей ЗАО «Радугаэнерго» были установлены двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение с периодом действия на один год, с календарной разбивкой с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Компонент на холодную воду принят равным одноставочному тарифу на холодную воду из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, компонент на тепловую энергию – равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленным Департаментом цент и тарифов.

 Между ресурсоснабжающей организацией –ЗАО Радугаэнерго» и исполнителем – ООО «Строитель плюс» заключен договор горячего водоснабжения от дд.мм.гггг., согласно которому стоимость поданной (принятой) горячей воды за расчетный период определяется в соответствии с п.5.2 договора, исходя из двухкомпонентного тарифа на горячую воду, установленного уполномоченным органом в области государственного регулирования цен, утвержденного постановлением Департамента цен и тарифов администрации <...> от 30.11.2012 г. № 34/2. Подаваемая вода оплачивается ежемесячно по фактическим объемам потребления в соответствии с показателями расчетных приборов учета

 (п.5.4 договора ) ( л.д.84-86).

 Департаментом цен и тарифов было принято постановление от 07.05.2013 г. № 9/5 «О внесении изменений в некоторые постановления департамента цен и тарифов администрации <...>», пунктом 16 которого внесены изменения в названное ранее постановление Департамента, и, в дополнение к принятым ранее двухкомпонентным тарифам на горячую воду, установлен также тариф на горячее водоснабжение, исходя из стоимости 1 куб. метра, который для ЗАО «Радугаэнерго» установлен в размере <данные изъяты> руб.

 Из данного постановления прокурором был сделал вывод о том, что расчет платы на горячую воду для жителей многоквартирных домов ЗАТО <...> должен производиться по стоимости 123,27 руб. за 1 куб. метр., и просил признать действия ООО «Строитель» незаконными в части начисления гражданам коммунальной услуги «горячее водоснабжение» по двухкомпонентному тарифу.

 С данными доводами прокурора нельзя согласиться по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.9 ст.32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416 –ФЗ « О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определяемом Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 Пунктом 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 (с изменениями и дополнениями), установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к ним устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения). Согласно пункту 48 Основ ценообразования тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с Основами ценообразования. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования тарифов.

 С учетом положений Основ ценообразования и Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 47, орган регулирования тарифов своим постановлением от 07.05.2013 г. № 9/5 утвердил для потребителей наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду конечный одноставочный тариф на горячую воду в расчете на 1 куб метр, методика расчета которого определена в пункте 58 названных Методических указаний.

 Выводы о том, что тариф на горячую воду за 1 куб.м. и двухкомпонентный тариф на горячую воду являются самостоятельными тарифами, не расшифровывающими друг друга, и применяются применительно к закрытой или открытой системе теплоснабжения (водоснабжения), подтверждаются и пояснениями в судебном заседании специалистов – сотрудников Департамента цен и тарифов администрации <...> и Государственной жилищной инспекции <...>.

 Специалисты пояснили, что осуществление расчётов с потребителями, получающими коммунальную услугу горячего водоснабжения по конечному однокомпонентному тарифу за горячую воду в случае отсутствия у потребителей соответствующих приборов учёта, и по двухкомпонентному тарифу в случае оборудования энергопринимающих устройств потребителя приборами учёта, согласуется с положениями Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 642, при этом объём полученной горячей воды определяется, исходя из объёмов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определённый период времени. ЗАО «Радугаэнерго» в г.Радужный, осуществляя регулируемый вид деятельности, может взимать с потребителей плату за оказанную услугу горячего водоснабжения, с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, с применением установленного двухкомпонентного тарифа.

 Согласно п.38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Поэтому исполнитель коммунальных услуг - ООО «Строитель плюс», при осуществлении расчета с жителями дома, согласно нормам Правил, должен руководствоваться двухкомпонентным тарифом на горячее водоснабжение, применяемым со стороны ресурсоснабжающей организации (письменные заключения – л.д. 112 – 114, 171 – 172).

 Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом №...а, в котором проживает ФИО6, оборудован прибором учета, позволяющего отслеживать объем потребленной воды и тепловой энергии (тепловычислитель СПТ 961, с расходомерами - преобразователь расхода ГВС, преобразователь расхода ТС, преобразователь расхода ХВС, приборы имеют общие сертификаты проверки) ( л.д. 82, 144, 164 -167).

 В соответствии с п.п.1, 2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Установление двухкомпонентного тарифа органом регулирования тарифов не противоречит и пункту 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, согласно которому при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчете стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.

 С учетом изложенного требование прокурора об обязании управляющую компании применять исключительно односоставный тариф на горячее водоснабжение из стоимости 1 куб. метра в размере <данные изъяты> руб. является ошибочным.

 Вышеназванное федеральное и региональное законодательство не содержит запрета для применения управляющей компанией, при наличии энергопринимающего устройства и соответствующих приборов учёта у потребителя, двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение, в связи с чем в удовлетворении требования прокурора о признании незаконными действия управляющей компании ООО «Строитель плюс» по начислению ФИО6 в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» по двухкомпонентному тарифу, обязании выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно, исходя из установленного постановлением Департамента цен и тарифов администрации <...> от 30.11.2012г. N 34/2 тарифа на горячую воду для населения в размере <данные изъяты> руб./куб. м., следует отказать.

 Плата за отопление в многоквартирном доме <...> взимается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

 В соответствии с п.п. «б» п. 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу «отопление» определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. Как следует из формулы, предусмотренной в п/п.3 п.3 приложения № 2 к указанным Правилам, ежегодная корректировка размера платы за отопление производится с учетом размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Последняя корректировка платы за отопление производилась ФИО6 за дд.мм.гггг..

 Таким образом, ООО «Строитель плюс» вправе было произвести перерасчёт платы за отопление только за дд.мм.гггг., поскольку дд.мм.гггг. не подошёл к концу. В нарушение требований п.21 Правил ООО «Строитель плюс» в дд.мм.гггг. произвело перерасчет платы за отопление ФИО6 за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., то есть за <данные изъяты> месяцев. Сумма доначислений в результате незаконной корректировки составила <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. за 1 м?), соответственно, размер причиненного ущерба равен указанной сумме- <данные изъяты> руб. Действия управляющей компании по осуществлению корректировки платы за отопление ФИО6 за период дд.мм.гггг. незаконны и повлекли причинение имущественного ущерба.

 ООО «Строитель плюс» согласился с доводами прокурора, и, согласно представленному платежному документу на дд.мм.гггг., произвело перерасчет по отоплению: гражданину сделан возврат денежных сумм за дд.мм.гггг.., корректировка сделана за дд.мм.гггг., и добавлена самостоятельно корректировка за прошедший дд.мм.гггг. ( л.д. 111).

 В соответствии с п.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

 Согласно п.70 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 г.

 № 354, в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенному исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.

 Как следует из представленного платежного документа на имя ФИО6, в нем имелись следующие строки – горячая вода ( подогрев), горячая вода ( счетчик), что не соответствовало содержанию п.70 Правил, на что и было указано в иске прокурором ( л.д. 15).

 Управляющей компанией платежный документ приведен в соответствие с Правилами и в представленном документе за дд.мм.гггг. услуга – горячее водоснабжение - указана отдельной строкой (с расшифровкой показателей компонента холодной воды и компонента тепловой энергии ) ( л.д. 209).

 Учитывая, что ответчиком приняты меры к добровольному исполнению требований прокурора о перерасчете корректировки за истекший период в календарном исчислении и приведении платежного документа по оплате коммунальных услуг, но прокурор не отказался от заявленных требований, то в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.

 Требование о признании незаконными действия управляющей компании по осуществлению ФИО6 корректировки платы за предоставленную коммунальную услугу «отопление» за период дд.мм.гггг.- дд.мм.гггг., подлежит удовлетворению, поскольку нарушение со стороны ответчика действующего законодательства имело место, не отрицалось ответчиком и нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.

 В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

 При установлении факта незаконности действий управляющей компании по отношению к потребителю ФИО6, с учетом характера правоотношений и причиненных нравственных страданий вследствие нарушения жилищного законодательства и необходимости защиты своих прав в суде, исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

 Пунктом 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», применительно к п. 6 ст.13 Закона РФ, разъясняется, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. В пункте 47 постановления указано, что если после принятия иска к производству требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу. В этом случае штраф, предусмотренный п.6 ст.13 Закона, с ответчика не взыскивается.

 Исходя из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, взыскание штрафа обусловлено лишь фактом удовлетворения судом требований потребителя, иные условия для взыскания штрафа не предусмотрены.

 В данном случае, при отказе судом в удовлетворении ряда требований прокурора и при добровольном удовлетворении других требований ответчиком, оснований для взыскания штрафа в размере 50% от заявленной суммы не имеется.

 В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

 Таким образом, заявленные исковые требования прокурора в интересах ФИО6 подлежат удовлетворению частично в части требования о признании незаконными действий ООО «Строитель плюс» по осуществлению ФИО6 корректировки платы за предоставленную коммунальную услугу «отопление» за период дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., взыскании морального вреда, в удовлетворении остальных заявленных требований следует отказать.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах ФИО6 удовлетворить частично.

 Признать действия ООО «Строитель плюс» по осуществлению ФИО6 корректировки платы за предоставленную коммунальную услугу «отопление» за период дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., незаконными.

 Взыскать с ООО «Строитель плюс» в пользу ФИО6 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

 В удовлетворении остальной части требований Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья (подпись) В.В.Шульга